Пт. Мар 29th, 2024

Искусство на вынос. Художественному музею предложено выселиться из дома-памятника Ивану Гончарову в гостиницу «Венец»

В 2015 году Художественный музей отметил свое 120-летие, но за всю историю существования ему так и не довелось обзавестись достойным помещением. Музей до сих пор является единственным в стране, не имеющим надлежащих для функционирования площадей. Художественный музей, как и краеведческий, вырос из универсального историко-археологического музея Симбирской губернской ученой архивной комиссии. В настоящее время он остро нуждается в расширении площадей. Музеи данного уровня с коллекцией, превышающей 12 тысяч экспонатов, располагаются на площадях не менее 3000 кв. м.

Кроме того, художественный музей не имеет достаточных по площади помещений для размещения хранилищ, реставрационных мастерских, детского музейного центра и т.д., а главное — он не имеет возможности показывать зрителю свои уникальные коллекции, в том числе произведения иконописи, деревянной церковной скульптуры. В запасниках имеются уникальные предметы восточного искусства, русской и западно-европейской графики, скульптуры, русского народного искусства.

Решить проблему региональные чиновники от минкульта, как стало известно Ulnovosti.ru, решили одним махом, не задумываясь и против воли музейщиков, создававших и хранивших его бесценные экспонаты десятки лет. Накануне нового года в художественном музее прошло внутреннее совещание, на котором обсуждался вопрос его переезда в помещение гостиницы «Венец». Предположительно речь идет о площадях, где несколько лет размещался магазин «Сквозняк», торгующий дешевыми шмотками.

В результате голосования весь коллектив разделился на «временщиков» и «хранителей». Директор музея Сергей Жданов был поддержан своей молоденькой помощницей и, само собой разумеющееся, женщинами из непосредственно подчиняющейся ему бухгалтерии. Сваливая моральную ответственность за столь важное решение на несведущих в искусстве работников бухгалтерии, директор Жданов, по всей видимости, решил, что теперь его преданность перед губернатором достаточно подкреплена и можно рассчитывать на дальнейший карьерный рост. Как поговаривают в культурных кругах, Сергей Жданов грезит занять место министра Татьяны Ившиной, поэтому приказы руководства готов выполнять без лишних вопросов.

Свое негодование директору Жданову по поводу возможного переезда выразили только авторитетные сотрудники музея, на которых, собственно говоря, десятки лет и держится работа учреждения. После негативной реакции работников директор стал заявлять, что пора обновлять персонал, мол, готовьтесь к сокращениям. Оно и понятно, для чего без пяти минут министру лишние обострения и протест внутри собственного коллектива. Следовательно, недовольство будет рубиться на корню. Сам Сергей Жданов, как поговаривают, будучи коллекционером предметов искусства, без чьих-либо советов прекрасно осознает, что переселение музея в гостиницу «Венец» происходит вопреки здравому смыслу. При этом, исполняя пожелания министра Ившиной и губернатора Морозова, знает, что железных аргументов, препятствующих переезду музея в бывшее торговое помещение, предостаточно.

Сегодня для многих идея перемещения художественного музея на площади гостиницы «Венец» кажется не только неприемлемой, но и полностью абсурдной. Согласно инструкции Министерства культуры РФ, любой художественный музей должен обязательно располагаться в отдельно стоящем здании для обеспечения сохранности Государственного музейного фонда от пожаров, ограблений и стихийных бедствий. Но когда какие-то федеральные инструкции останавливали нашу региональную власть? Если есть желание губернатора – значит оно, по определению, является главным фактором в решении любых вопросов. Не смотря на то, что расположение музея в гостиничном комплексе предполагает многолюдное круглосуточное окружение и бог еще знает какие другие неучтенные нюансы, что грозит различными эксцессами, опасностью не только для коллекций, но и для посетителей, чиновники все равно решили перенести культурное заведение поближе к забегаловкам. Например, ближайшее из питейных заведений – ресторан «Обломовъ» — принадлежит теще губернатора Морозова.

Музей с фондом произведений искусства 16-19 веков, как правило, размещается в зданиях-памятниках архитектуры. «Эта традиция сохраняется в большинстве регионов страны, поскольку только в единстве архитектуры и произведений искусства рождается эффектный, запоминающийся, привлекающий зрителей ансамбль, — говорит одна из старейших и заслуженных сотрудниц ульяновкого художественного музея. — Перемещение же шедевров русской иконописи, произведений Левицкого, Рокотова, Брюллова, Тропинина, коллекций художественной бронзы и старинной мебели, севрского и мейсенского фарфора в гостиницу приведет к утрате лица музея, а также нанесет непоправимый вред делу эстетического воспитания и историко-культурного просвещения. Именно для экспонирования произведений искусства, наряду с историческими коллекциями, разрабатывался проект здания Дома-памятника И.А. Гончарову. В процессе работы над проектом архитектор А.А. Шоде специально посещал Саратовский художественный музей, стремясь воплотить наиболее важные для экспозиции художественного музея идеи: высокие потолки, верхнее плафонное освещение, круговой осмотр, торжественная лестница, подготавливающая зрителя к встрече с искусством».

По мнению сотрудников музея, он должен занимать непосредственно все здание на Новом Венце. Краеведческий музей, как уже неоднократно обсуждалось в процессе проектирования для него нового здания, к сожалению, неосуществленный проект 2000-х годов, должен иметь помещения, функционально необходимые для размещения коллекций природы и истории, которым архитектура неоклассического стиля только мешает, она на первом этаже здания Дома-памятника Гончарову полностью закрыта стеклянными витринами. Художественный музей, хранящий в своих коллекциях отражение истории художественной культуры края, развивавшейся на протяжении нескольких столетий, должен достойно представлять уникальные собрания, составляющие гордость отечественного и мирового искусства.

Как заявляют сами работники художественного музея, наиболее предпочтительными для переезда площадями обладает здание Детского мира на улице Гончарова. Это здание обладает должным статусом и величиной помещений, чтобы разместить там галерею, выставки, комнаты для хранения экспонатов. В здании гостиницы «Венец» можно организовать лишь временную выставку, да и то бетон и стекло не подойдут для старых живописи и вещей.

Пока вопрос с Художественным музеем окончательно не решен, и это не первая попытка выселить его из исторического здания. Но уже ясно, что пожелание губернатора Морозова так или иначе станет реальностью, если к тому моменту он и его сподвижница г-жа Ившина еще будут находиться у руля региона.

Алексей Шувалов