Вт. Мар 19th, 2024

Как депутат Госдумы Харлов и губернатор Морозов президента Путина подставили

Между тем, история со строительством многопрофильного спортивного комплекса «Автодром», которая в конечном итоге привела к многомиллионным потерям для федерального бюджета и бюджета города Ульяновска, берет свое начало 10 лет назад. В декабре 2004 года главой Ульяновской области был избран Сергей Иванович Морозов, а в феврале 2005 года депутатом Ульяновской городской думы стал один из местных олигархов Вадим Борисович Харлов.

В результате «активной» работы с депутатами Харлов стал председателем бюджетного комитета Ульяновской городской думы и, видимо, сразу озаботился судьбой ликвидного муниципального имущества. При его активном участии было утверждено положение «О притиватизации муниципального имущества муниципального образования «город Ульяновск», в соответствии с которым основную роль в выборе способа приватизации муниципального имущества стала играть постоянно действующая комиссия по приватизации, состоящая из 7 человек. Структуры, аффилированные с Харловым (ОАО «Максима-Х», ОАО «Центральный Универмаг», ОАО «Автодром» и др.), стали вносить в указанную комиссию предложения о приватизации городского имущества путем внесения в уставной капитал вновь создаваемых ОАО, где у города всегда было менее 50% акций. Целью подобных действий неизменно провозглашалось повышение эффективности управления городским имуществом. Городская комиссия по приватизации почему-то неизменно соглашалась с такими откровенно невыгодными предложениями, наносящими ущерб интересам города и горожан. Так 24.01.2006 года было создано ОАО «Симбирск-Ринг», а 27.11.2007 ОАО «Симбирское кольцо», куда в качестве вклада города были внесены несколько десятков самых ценных объектов городской недвижимости (гостиница «Советская», «Дом Быта», помещения по ул. Гончарова, К. Маркса, Гагарина, Марата и т.д.) Ни глава города Ермаков, ни глава области Морозов, позиционирующие себя на тот момент в качестве одной команды, не стали мешать фактической экспроприации городского имущества в пользу местного олигарха, хотя могли легко отклонить предложения «заинтересованной» городской комиссии.

30.09.2008 года ОАО «Симбирск-Ринг» и ОАО «Симбирское Кольцо» объединились в одно ОАО — «Симбирское Кольцо», где 47.35% акций принадлежали городу, а остальные структурам Харлова. Целью объединения стала консолидация усилий по строительству спортивного автокомплекса, который должен был стать центром спортивной жизни страны, уникальным объектом, который бы привлек миллионы туристов и принес огромные доходы в бюджеты всех уровней. Со временем, как и ожидалось, даже сумма поступлений в городской бюджет дивидендов от вновь образованного ОАО оказалась меньше того, что городской бюджет мог бы получить, просто сдавая переданное имущество в аренду. Бизнесмен ссылался на плохое состояние переданного имущества, затраты на его содержание и необходимость тратить средства на строительство перспективного спортивного объекта. ОАО «Симбирское Кольцо» начало распродажу полученных активов, при полном попустительстве ответственных лиц городской и областной администраций.

Проект спорткомплекса «Автодром» одновременно позволял Харлову объяснить необходимость распродажи имущества ОАО и получить бюджетную подпитку для личной золотой мечты олигарха о персональном автодроме в Ульяновске.

В течение 2009 года Харловым и Ко проводилась работа в Москве для получения необходимых средств из Инвестиционного Фонда Российской Федерации. Понятно, что дорогая «игрушка» — автодром для депутата-олигарха, мягко говоря, не очень соответствовала критериям отбора в соответствии с Постановлением Правительства РФ №134 от 1.03.2008 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации». Необходимо было достижение положительных социальных эффектов, связанных с реализацией проекта, соответствие задачи, на решение которой направлена реализация проекта, задачам, определенным стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Но здесь, во-первых, на помощь Харлову пришло Правительство Ульяновской области во главе с губернатором Морозовым, которое включило проект во все необходимые региональные документы развития. Более того, распоряжением Правительства Ульяновской области Ульяновской области №789-пр от 30.12.2009 ОАО «Симбирское Кольцо» признано организацией, реализующей приоритетный инвестиционный проект и тем самым освобождено на 10 лет от областных налогов. А во-вторых, автодром вдруг стал позиционироваться как многофункциональный спортивно-развлекательный комплекс внутри жилой застройки в Засвияжском районе! «Объект за счёт своей многофункциональности станет местом для занятий не только техническими, но и олимпийскими, экстремальными и другими массовыми видами спорта, местом отдыха молодёжи и семей», — отмечал тогда в своем интервью ульяновский губернатор. Так в результате совместной плодотворной работы местного олигарха и правительства региона шумные и вредные для здоровья граждан автомобильные трассы вдруг превратились в необходимый элемент для жилой застройки!

Но кроме поддержки региональных властей в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства РФ проект подлежал еще дополнительному отбору на основе показателей финансовой, бюджетной и экономической эффективности, то есть конкретных количественных критериев. Любому обывателю было понятно, что гоночные трассы, даже поданные под соусом многофункциональности и включения в жилую застройку, никак не могут удовлетворять заявленным критериям. Но случилось чудо — ответственные федеральные чиновники вслед за ульяновским губернатором тоже «уверовали» в проект. Во что обошлось такое прозрение ответственных федеральных чиновников для Харлова, история умалчивает (пока).

В результате 1 декабря 2009 года на подпись Владимиру Владимировичу Путину, а на тот момент премьеру Правительства Российской Федерации, ложится проект Распоряжения Правительства РФ №1846-р, которым утверждается паспорт регионального инвестиционного проекта «Симбирское Кольцо», а спортивный комплекс «Автодром» обозначается в нем, ни много ни мало, как спортивно-развлекательное ядро комплексной жилой застройки микрорайона в Засвияжском районе г. Ульяновска. Кто готовил и согласовывал указанный проект Распоряжения, тем самым подставляя второе-первое лицо государства, нам неизвестно (пока).

Фото:

Далее 9 декабря 2009 года подписывается инвестиционное соглашение № 254-ДП о порядке реализации и совместного финансирования инвестиционного проекта «Симбирское Кольцо». Сторонами соглашения являются правительство Ульяновской области в лице губернатора Морозова С.И., мэрия города Ульяновска в лице главы Ермакова С.Н., ООО «Кама-Н» в лице Алимова Н.Н. и ОАО «Автодром» в лице Аринахина И.Н. В соответствии с соглашением общий объем инвестиционных средств, направляемых сторонами, составлял 3 051 220 000 рублей. Из них: бюджетные ассигнования инвестиционного фонда РФ, передаваемые в виде субсидий правительству Ульяновской области, — 667 820 000 руб., средства бюджета города Ульяновска 240 900 000 руб., средства ООО «Кама-Н» — 945 300 000 руб, ОАО «Автодром» — 1 197 200 000 руб.

Стоит отметить, что инвестором для многопрофильного спортивного комплекса «Автодром» выступило не ОАО «Симбирское Кольцо», куда под благовидным предлогом и была внесена городская собственность, и на которое оформлен соответствующий земельный участок, а серенькое ОАО «Автодром» — на тот момент один из множества соучредителей со стороны финансовой империи Харлова при создании ОАО «Симбирское Кольцо». Само ОАО «Автодром» было создано в 2004 году. Уставной капитал всего 100 тыс. руб. Годовой доход около 50 тыс. руб. Основная деятельность — организация отдыха и развлечений в области культуры и спорта. Как можно было сделать участником многомиллиардного проекта маленькую фирмешку, объективно не имеющую возможности привлечь обозначенные в соглашении средства? Почему этой подмены не заметил никто из ответственных лиц — большой вопрос.

Но факт остается фактом. Соглашение в короткие сроки было заключено, федеральные деньги стали поступать, а распродажа ликвидного муниципального имущества получила новый импульс. Мы очень сомневаемся, что городская собственность, переданная Харлову, реализовывалась по строго рыночным ценам, и Вадим Борисович не имел дополнительного гешефта помимо официальных договоров купли-продажи. Тем более, что среди 20 муниципальных объектов, проданных якобы для обеспечения строительства автодрома, значится, например здание, где располагался банк «Венец» на улице Марата. Сам банк «Венец» на момент продажи здания принадлежал Харлову. Городской комитет по управлению городским имуществом, как оказалось позже, несмотря на то, что информировался дирекцией общества о совершаемых сделках, никак на это не реагировал.

На протяжении 2010-2012 годов федеральные средства, средства бюджета города Ульяновска для строительства необходимой инфраструктуры для автодрома были освоены в полном объеме. В то время как строительство самого автодрома застопорилось. Несколько раз переносились сроки. В 2011 году депутат Ульяновской городской думы Харлов становится депутатом Государственной думы по спискам партии «Справедливая Россия», но ситуация кардинально не меняется.

На начало 2014 года сумма затраченных бюджетных средств на реализацию инвестпроекта ОАО «Автодром» составила 479, 182 млн. руб. (211 млн. руб. – сети, остальное – подъездная дорога). Само ОАО «Автодром» из взятых обязательств 1197, 2 млн. руб. выполнил работ только на 485 млн. руб. Как вы понимаете затраченные инвестором средства, по сути, являются деньгами, вырученными Харловым при продаже муниципального имущества ОАО «Симбирское кольцо»! То есть автодром господин Харлов строил, просто распродавая городское имущество. Стоят ли построенные объекты автодрома 485 млн. руб. и какова реальная рыночная цена проданных городских активов, по нашему мнению, должны разобраться соответствующие компетентные органы. В настоящее время работы по строительству объекта практически приостановлены. Все сроки, предусмотренные инвестиционными соглашением, давно прошли.

Но, что удивительно, никакой реакции со стороны заинтересованных сторон нет. Со стороны чиновников идет только активная возня по прикрытию собственных задниц.

Город срочно подает в суд на ОАО «Симбирское кольцо» о признании недействительными сделок по продаже своего имущества, внесенного в его уставной капитал. Процесс ожидаемо проигрывается (Арбитражный Суд Ульяновской области — дело № А72-196/2014) ввиду пропуска срока исковой давности. Но у администрации города есть оправдательный документ – решение суда. В общем, сделали все, что смогли. При этом ответственные лица, которые контролировали процесс распоряжения городским имуществом, на своих местах, кто-то, как экс-мэры Сергей Ермаков и Александр Пинков, ушел на пенсию, кто-то пошел на повышение. Сейчас городские власти предпринимают попытки и вовсе спрятать все «концы в воду», быстро распродав долю города в ОАО «Симбирское кольцо». Но две попытки продать городской пакет акций в 47,35% по рыночной цене в 966,6 млн. рублей провалились. Контрольный пакет акций находится в руках структур Харлова, и если городская доля и будет продана, то только Харлову и по гораздо более низкой цене.

Правительство Ульяновской области прикрывает себя, подавая иск к ОАО «Автодром» с требованием выполнить условия инвестиционного соглашения (Арбитражный Суд Ульяновской области — дело № А72-6089/2012). Закономерным итогом стало решение об оставлении требований без удовлетворения на том основании, что строительство ведется на земельном участке, принадлежащем ОАО «Симбирское Кольцо», а не ОАО «Автодром»! Как вы понимаете, взыскание дальнейших убытков с ОАО «Автодром» дело бесперспективное. Господин Аринахин И.Н., тот, что был директором ОАО «Автодром», благополучно увольняется и назначается главой городского спорткомитета. Одновременно в 2013 и 2014 году со стороны правительства области ведутся судорожные поиски нового инвестора. На месте автодрома, куда напомним за бюджетный счет подведены коммуникации, планируется разместить то цирк с дельфинарием, то центр художественной гимнастики, то стадион и тем самым замять скандал и получить под это дело новую порцию федерального финансирования.

Но особенно странно, что молчит федеральный центр, ведь соглашение в части строительства автодрома фактически провалено! А в соответствии с пунктом 9.5.3. инвестиционного соглашения «в случае прекращения соглашения вследствие существенных нарушений соглашения одной из сторон, другая сторона вправе требовать применения мер ответственности, в том числе возмещения убытков». Это молчание со стороны Министерства регионального развития РФ – стороны соглашения — весьма странно выглядит и говорит скорее о заинтересованности больших чиновников, согласовавших проект и подставивших тем самым действующего президента страны.

Возможно, многие вопросы, поставленные в этой статье, никогда бы ни всплыли, если бы федеральные деньги были «грамотно освоены», пусть дорогой и мало востребованный капитальный объект «Автодром» был бы построен, а имущество города не распродано. Но афера не удалась, и за это нужно отвечать.

Очень странно, что депутат Харлов при такой подставе перед федералами сейчас находится на короткой ноге с губернатором Морозовым и даже публично заявляет о своих притязаниях на пост главы ограбленного им города. Очень странно, что сам губернатор Морозов не видит ничего странного в том, что горячо поддержанный им проект «мирового уровня» лопнул, как мыльный пузырь, нанеся огромный финансовый урон. Очень странно, что федеральные чиновники из множества контролирующих инстанций пока не проявляют какого-либо активного интереса к произошедшему.

Что остается в сухом остатке.

1.На протяжении многих лет в городе Ульяновске при поддержке должностных лиц областной и городской администраций реализуется фактически мошенническая схема по обращению с муниципальной собственностью. В результате этой коррупционной приватизационной схемы город Ульяновск лишился самой ликвидной части своего имущества. Взамен получил лишь часть никому ненужного недостроя на окраине города. Прямые потери городского бюджета оцениваются нами в разницу между реальной рыночной стоимостью акций ОАО «Симбирское Кольцо» на момент организации ОАО, и ценой, по которой эти акции в итоге будут реализованы. По нашим оценкам, это более 500 млн. руб.!

2.В результате реализации коррупционной схемы из бюджета Российской Федерации по инвестиционному соглашению незаконно получено более 667 млн. руб., из которых около 300 млн. руб. направлены на реализацию проваленного проекта строительства автодрома.

3.В реализации указанных коррупционных схем участвовали высокопоставленные должностные лица городской, областной администраций, а так же ответственные лица федеральных структур, готовивших соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации.

Просим считать нашу статью официальным обращением к Президенту Российской Федерации, Генеральному Прокурору Российской Федерации, депутатам Государственной думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю Счетной Палаты Российской Федерации, Председателю Следственного Комитета Российской Федерации. Просим провести полноценную проверку изложенных фактов силами соответствующих структур федерального уровня и привлечь к ответственности виновных лиц.

редакция Ulnovosti.ru

фото: molgvardia.ru