Вс. Ноя 1st, 2020

Как сокращение областных чиновников в 2013 году привело к увеличению затрат на их содержание в 2015?!!

Другое дело, что внутренние механизмы этого административного «чуда» обычно остаются скрытыми от широкой общественности. Ulnovosti.ru проанализировали результаты последней «грандиозной» чистки ульяновского чиновничества, объявленной областным правительством осенью 2013 года.

Напомним, согласно официальному заявлению региональных властей, сокращению подлежало 30% всех государственных гражданских служащих Ульяновской области. Логично было бы предположить, что в областном бюджете 2014 года должно было высвободиться аналогичное (или близкое к этому) количество финансовых средств, запланированных на их содержание. Сразу оговоримся, что выплаты положенные увольняемым должны были быть произведены в 2013 году.

Что в итоге получилось. По предварительным итогам 2014 года – из 1150 млн. руб., запланированных на выплаты областным чиновникам (заработная плата с начислениями), реально было высвобождено только 73 млн. руб., что составило всего 6.3 % от суммы общего содержания госслужащих региона. Из них больше половины было направлено на иные нужды административного аппарата: оплату ремонта в областной администрации, аренду нового помещения для регионального Минсельхоза, который переехал из-за переселения на площади аграриев разросшегося аппарата Палаты справедливости во главе с «правдорубом» Захаром Мисанцом. Частично сэкономленные на увольнении госслужащих денежные средства перераспределены подведомственным учреждениям, куда собственно говоря, и «перекочевали» бывшие чиновники. Речь идет о всевозможных агентствах и корпорациях, которые были созданы.

Что касается численности сокращенных, то из 1408 ставок штатного расписания реально сокращено – 203, что составило 14.4%. В любом случае из задекларированного 30-ти процентного сокращения госслужащих на деле получилось менее 15% по штатной численности и только 6.3 % по деньгам. Но сокращенные ставки штатного расписания это отнюдь не сокращенные физические лица. Кроме того, часть сокращенных госслужащих была отправлена на заслуженную государственную пенсию, а часть была просто переведена из разряда госслужащих в разряд бюджетников, то есть фактически осталась выполнять те же управленческие функции только в другом статусе.

Взять хотя бы для примера областное министерство образования, где прошли самые крупные чистки. Здесь из 88 штатных единиц было сокращено 18 (20%). При этом сам министр стал заместителем губернатора с соответствующим увеличением зарплаты, а в штате регионального минобра добавился еще один заместитель министра (было 2 – стало 3).

Сокращению подверглись в основном низовые и технические должности – консультанты, главные и ведущие специалисты. Часть этих должностей были «подснежниками» (фактически числились, но их фонд заработной платы перераспределялся на остальных), часть стали бюджетниками по описанной выше схеме.

По подобному механизму, но в менее жестком режиме прошли сокращения и в других подразделениях областной администрации. Под благовидным предлогом, конечно, вычистили пенсионеров и «чужих», заменив их, как водится, на своих (особенно продуктивно поработали в Законодательном собрании области, заменив практически всю прежнюю «зотовскую гвардию»).

О сокращении было торжественно объявлено, деньги демонстративно перераспределены. Но прошло полгода, и оказалось, что денег на содержание оставшихся в строю государственных служащих недостаточно, ни на 2014, ни на 2015 год (!??).

В 2014 выходить с инициативой об увеличении финансирования фонда оплаты труда чиновников было бы глупо. По этой причине 25 сентября в Законодательное собрание Ульяновской области правительством области был внесен законопроект «О внесении изменения в статью 10 Закона Ульяновской области «О государственной гражданской службе Ульяновской области».

Законопроект предлагает с 1.01.2015 заменить в пункте 6 слово «восемнадцати» словами «двадцати шести». Речь идет о числе окладов, закладываемых в бюджете в фонд оплаты труда госслужащих. Структура оплаты госслужащих достаточно сложна. В соответствии с законом, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего, доплаты за классный чин, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, таких как

– ежемесячная надбавка за выслугу лет до 30% от оклада;

– ежемесячная надбавка за особые условия в размере до 200 процентов оклада;

– ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

– премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

– ежемесячное денежное поощрение (ЕДП);

– единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

Получается, что при небольшом базовом окладе в среднем 7-10 тысяч рублей госслужащим положено большое количество разных доплат, которые, собственно говоря, и формируют итоговый размер зарплаты.

Соответственно при формировании фонда оплаты труда гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты чистых должностных окладов, в расчете на год предусматриваются следующие средства:

– 4 должностных оклада за классный чин;

– 3 должностных оклада за выслугу лет;

– 14 должностных окладов за особые условия;

-1.5 должностных оклада за работу со сведениями, составляющими гостайну;

– 2.5 должностных оклада за выполнение особо важных и сложных заданий;

– 18 должностных окладов для ежемесячного денежного поощрения (ЕДП);

– 4 должностных оклада при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

Итого в годовой фонд оплаты труда госслужащего входит 59 должностных окладов (12+4+3+14+1.5+2.5+18+4).

Внесенным законопроектом предлагается увеличить с 18 до 26 число должностных окладов для выплаты ЕДП. Таким образом, годовой фонд оплаты труда госслужащих после принятия закона должен будет составить 67 должностных окладов.

Что касается ежемесячного размера ЕДП, то он определяется путем умножения должностного оклада на коэффициент, который устанавливается губернатором. Чем выше должность, тем больше коэффициент и соответственно больше само ЕДП. Например, для директора департамента данный коэффициент составляет в среднем 3, а у консультанта – 1.5. Как вы понимаете, для консультанта, чтобы уложиться в годовой фонд, 18 окладов вполне достаточно (12х1.5=18), а более высоким должностям чиновников денег уже не хватает (3х12=36).

Напомним, сократили в обладминистрации в основном низовые должности, плюс практически исчезла возможность использовать средства незанятых ставок.

Внесение законопроекта обусловлено, прежде всего, тем, что годового фонда оплаты труда стало не хватать чиновникам-начальникам, при их не самой низкой зарплате (ежемесячная заработная плата консультанта составляет от 26 до 34 тыс. руб.. ведущего консультанта от 29 до 38 тыс. руб., референта от 35 до 49 тыс. руб.. начальника отдела от 36 до 49 тыс. руб., а директора департамента уже от 53 до 65 тыс. руб.).

Но вместо того чтобы в период кризиса сократить аппетиты, уменьшив должностные оклады или коэффициент для расчета ЕДП для руководящих должностей госслужащих, правительство Ульяновской области решило, наоборот, увеличить фонд заработной платы этих чиновников. Для этого и планируется увеличить с 18 до 26 число окладов в год для выплаты ЕДП. И основная часть этих дополнительных денег должна пойти на зарплату начальства.

Если взять годовые цифры, то на 2015 год заложено только на оплату труда с начислениями областным чиновникам 1175 млн. руб. Получается, уменьшили на 6.3% фонд оплаты труда госслужащих в 2014 году, чтобы вновь увеличить его в 2015 на 11.3%. Вот такое получается сокращение.

Депутат Законодательного собрания Ульяновской области Алексей Куринный считает, что у региональной власти не хватает политической воли и решительности произвести реальное сокращение в своих рядах. “Жестко оптимизируется сеть социальных учреждений, а чиновничьи структуры после каждого сокращения возрождаются, как гидра, у которой отрастают только новые щупальца, – говорит Куринный. – Например, ранее спокойно умещающиеся в одном здании на Радищева Минздрав, Минсельхоз и Минстрой теперь каждый занимает отдельное строение. Сокращение штата госслужащих в Ульяновской области, к сожалению, обернулось всего лишь очередной популистской акцией. Реальному сокращению подверглись лишь небольшая низовая часть чиновничества (неклановая часть и «баламуты», как выразился один из чиновников-руководителей), либо пенсионеры, ушедшие на пенсию с доплатой госслужащих.

Видимо, обижать чиновников в настоящих условиях нельзя, особенно руководящее звено. Иначе кто будет основной опорой вертикали? Кто будет беспрекословно выполнять неоднозначные, а во время выборов и откровенно незаконные команды? Административный ресурс в условиях нарастающего финансового кризиса в предстоящие выборные 2015 – 2016 годы – это главное средство сохранения себя у властной кормушки.

А кризис? Он для ветеранов и детей, многодетных семей, оптимизируемой сети социальных учреждений и других малоценных групп. Им силами тех же чиновников и прикормленных СМИ (на их содержание денег в следующем году тоже не жалеют) будет объяснено, что все это делается только для их блага и исключительно в их интересах”.