Пн. Ноя 30th, 2020

Капитальный «пузырь», или Как региональный Фонд ЖКК осваивает деньги ульяновцев на годы вперед

Внимание к деятельности регионального оператора оправданно не только тем, что здесь крутятся огромные деньги, собранные с населения по строчке капитальный ремонт. Но и тем фактором, что по сути миллиарды Фонда единолично расходуются и распределяются непосредственно несколькими конкретными людьми. При этом опасения людей оправданы объективными фактами, например все той же лифтовой аферой, осуществленной еще при бывшем руководителе Фонда Антоне Климове https://ulnovosti.ru/content/1/32671/ .

Напомним, нарушений было выявлено столько, что Прокуратура Ульяновской области принудила региональное правительство расторгнуть этот договор на миллиард рублей, а региональный ОБЭП возбудил уголовное дело. Причем вопросы к нему возникли не только по лифтовой афере, но и по проводимому капитальному ремонту https://ulnovosti.ru/content/6/32902/ . Тогда из Климова сделали стрелочника, но, видимо, чтобы тот молчал, посадили его в другое теплое местечко – в ОГКП «Областное коммунальное хозяйство» https://ulnovosti.ru/content/1/31877/ .

Пока Климов бегает по всевозможным организациям, заказывая независимые строительные экспертизы, на его место срочно поставили Нину Сидоранову – очередного неслучайного человека, верную «подругу» экс-замгубернатора области Михаила Сычева https://ulnovosti.ru/content/1/32338/ . С ее приходом настала новая эра в истории ульяновского капремонта, правда, особых изменений в победителях отборов ремонтных организаций не произошло.

Сегодня освоение денег идет такими темпами, что руководство регионального Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса взялось за освоение многомиллионных расходов на полтора года вперед – вплоть до 31 декабря 2017-го (!). И это в то время, когда, к примеру, большинство бюджетных учреждений в регионе, еще с 2013 года пребывая в жуткой экономии, составляют сметы не на год, как ранее, а на полгода, в некоторых случаях даже на квартал. В столь сложных экономических условиях, когда цены на товары, работы, услуги стали совершенно непредсказуемыми, растрата Фонда размером в полмиллиарда на капитальный ремонт со стороны госпожи Сидорановой кажется действием не столько опрометчивым, сколько преступным. Причем в документации прослеживается желание побыстрее отдать эти 500 млн. рублей даже вопреки закону о защите конкуренции.

Если открыть официальный сайт Фонда, то в разделе «Отбор подрядных организаций на проведение капитального ремонта» можно увидеть очередные конкурсы. Не успел в конце апреля месяца Фонд разыграть отбор организаций, которые будут производить капремонт в 2016 год, как уже через неделю объявили новый. Причем на 2017-ый.

На сайте Фонда выставлены три лота на капремонт имущества многоквартирных домов в Ульяновской области (отбор №1/17), общей стоимостью в полмиллиарда рублей: лот № 1на 146,8 млн. руб., лот № 2 на 147,3 млн. руб., лот № 3 на 139,4 млн. руб.

В работах превалирует ремонт систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, ремонты лестничных клеток, крыш, фасадов зданий и т.д. Только по первому лоту 60 позиций. По второму их 94, а по третьему 76. Где-то ремонт сделают, где-то не сделают. А кто будет разбираться и вскроет, то всегда можно заявить, что, мол, лестничная клетка стоит в планах, ремонт обязательно сделаем, а пробуксовка связана или с финансированием, или с медлительностью подрядчика и т.д. Можно только догадываться, как в этих дебрях разгуляется ульяновская коррупция, ведь даже обычное обследование всех объектов займет у Фонда не один год. Тогда каким же образом руководство разбрасывается такими огромными деньгами, прикидывая расходы в буквальном смысле наобум? Ответ на этот вопрос есть, и версия вполне жизнеспособна.

Кроме всего прочего, изучая техническую документацию, невольно задаешься вопросом по поводу размеров выставленных всего трех лотов, причем по каждому из домов совершенно разные виды работ. Не ошибемся, если предположим, что данный отбор вновь организовывается по «свои» близкие компании, которые затем отдадут исполнение субподрядчикам под определенные проценты. По крайней мере, в то, что три подрядные организации справятся с таким объемом работ, верится с трудом.

Наши опасения подтвердил и член Попечительского совета Фонда модернизации ЖКК Григорий Николаев. Последний, как выяснилось, направил жалобу в региональный УФАС с требованием приостановить процедуру отбора в связи с многочисленными нарушениями.

По мнению Григория Николаева, укрупнение лотов, а также такие требования, как наличие на счетах компаний более 90 миллионов рублей и обязательное перечисление на счёт заказчика денежных средств в размере трёх процентов от цены договора подряда в качестве обеспечения заявки на участие в отборе подрядных организаций, уже говорит о том, что в отборе смогут принять участие единицы.

– Я считаю, что данное условие для многих подрядчиков является просто невыполнимым, – говорит Николаев. – Сроки подачи заявлений от участников – всего неделя – с 27 мая по 5 июня. Невозможно объяснить и ту поспешность с проведением отбора в июне 2016-го, хотя сроки окончания капитального ремонта обозначены как 31 декабря 2017 года. Учитывая, что в зимнее время большинство планируемых работ не может вестись, то срок фактически сокращается. Требование к выполнению большого объема работ, технологически не связанных между собой, на разных территориях Ульяновской области, одним подрядчиком заведомо приведет к срыву запланированных сроков окончания работ, к сокращению объемов работ, что уже незаконно, предусмотрено в условиях договора подряда, к снижению качества работ. Кроме всего прочего, работы, предусмотренные в лотах, технологически никак не связаны между собой, проектирование также входит в техническое задание и должно осуществляться победителем отбора по каждому лоту. Таким образом, укрупнение лотов влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в торгах, и приводит к неэффективному расходованию средств собственников помещений МКД. В документации нарушен Закон о защите конкуренции”.

Так же настораживает формулировка Заказчика относительно Цены лотов, а именно, что стоимость требуемых работ указанная им в документации отбора на официальном сайте является, внимание – «Приблизительной». Это как? Напоминаем, что речь идет о 433 720 319, 75 приблизительных российских рублей. При этом Заказчик требует перечислить участника отбора на указанные им реквизиты обеспечение заявки, составляющее 3% от предусмотренной в документации цены договора, указанной в размещенном отборе, а это 13 011 609, 59 рублей.

ЛОББИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ БЛИЗКИХ ФИРМ, или ЛЮБИМЫЕ «ГРАБЛИ» ФОНДА КАПРЕМОНТА

Стоит отметить, что нечто подобное при отборах подрядных организаций наблюдается в деятельности Фонда из года в год. Причем из года в год победителем становились одни и те же компании. Так, в 2015 году , когда фондом руководил ставленник экс-замгубернатора области Михаила Сычева Антон Климов, на 2016 год было проведено 6 отборов. Везде в отборах, где фигурируют баснословные суммы, победителями становятся такие организации, как ООО «Комфорт», ООО «Инженерные системы», ООО «Благоустройство», ООО «Атлант», близкая экс-министру строительства Олегу Гришину. Последний в прошлом году, кстати, оказался победителем в отборе на выполнение ремонта в домах по улицам Металлистов, 20, Спортивная Площадь, 8, Рабочий переулок, 12 и др. Сроком окончания работ являлся конец сентября. Но до 1-го октября прошлого года ООО «Атлант» даже не приступил к ремонту. Казалось бы, должны были начаться разногласия между Фондом ЖКК и данным подрядчиком, но вместо разбирательств в конце сентября ООО «Атлант» становится победителем другого конкурса на ремонтные работы в 2016 году на более чем 40 млн. рублей.

В 2016 году, когда во главе фонда встала Сидоранова, ей даже приходилось приостанавливать проведение отборов по капитальному ремонту из-за поступавших в антимонопольную службу жалоб, но спустя некоторое время торги снова возобновляли. По результатам последнего скандального отбора 7/16 победителем вновь стала организация ООО «Инженерные системы», которая получит более 25,8 млн. руб. Директором и учредителем ООО «Инженерные системы» является некто Ильдар Камалов и, по некоторым данным, близкий экс-замгубернатору области Михаилу Сычеву. Есть информация, что представители компании, несмотря на то, что отбор на 2017 год еще не произведен, уже предлагают строительным организации субподряд под 20%-ный бонус.

О том, какое качество работ оказывается жителям, вопрос отдельный. Ведь главное не только забрать свои проценты, но и сэкономить процентов 20-30 на самом ремонте. Если взять, к примеру, то же самое ООО «Инженерные системы», в прошлом году осенью ульяновцы, проживающие в доме № 5 по улице Советской Армии, из-за срыва сроков капитального ремонта, выполнявшегося этой фирмой несколько недель, мерзли без тепла. Компания успешно провела демонтаж старых батарей и труб, а про новые – забыла, попросту уехав с объекта. Людей постоянно кормили «завтраками», пока те спали в верхней одежде и не дошли до СМИ, подняв информационный шум. Наверное, по мнению ульяновских чиновников, это вполне нормально, ведь с тех пор никаких кардинальных изменений не произошло, а «Инженерные системы» взяли новые многомиллионные контракты.

С недавнего времени, кстати, контроль за деятельностью Фонда и капитальным ремонтом ВРИО Морозов возложил на другого своего зама – Александра Чепухина, севшего в кресло Михаила Сычева. Как видим, люди меняются, а интересы лоббируются одних и тех же фирм и, видимо, определенного узкого круга лиц, подсевших на «иглу» капремонта и деньги Фонда.

Дела в Фонде явно не прозрачны. По странному стечению обстоятельств, недавно якобы по собственному желанию была уволена заместитель директора фонда модернизации ЖКК Ульяновской области Елена Золотова. Как заявляют на условиях анонимности сотрудники Фонда, Золотова, входившая в состав комиссии по отбору подрядчиков, была уволена за свою принципиальность, которая мешала Сидорановой по-быстрому освоить сотни миллионов.

Более того, до сих пор непонятно и то, каким образом г-жа Сидоранова умудряется сидеть в кресле руководителя Фонда, не имея высшего образования и квалификации по специальности строительство и юриспруденция или экономика. Отсутствует у руководителя ульяновского Фонда не только требуемый пятилетний опыт работы в сфере строительства, но и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В управляющей компании ОАО «ДК Заволжского района» она занимала должность директора с 2012 года.

Согласно приказу Минстроя России от 27.07.2015 N 526/пр «Об утверждении обязательных квалификационных требований к руководителю, кандидату на должность руководителя специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», вышеназванные обстоятельства препятствуют Сидорановой возглавлять Фонд.

Результат работы ставленницы г-на Сычева Нины Сидорановой определяется, прежде всего, уровнем сборов за услугу капитальный ремонт, который снизился до 50% с 83%. Только за март 2016 года собрано лишь 243 млн. руб из 505 млн. руб начисленных. Спрашивается, а где брать деньги и почему их продолжают пилить, несмотря на возникающие многочисленные нарушения и проблемы со сбором.

Нельзя не учитывать и результаты работы Фонда 2015 года, когда Фондом было собрано лишь 676,7 млн. руб вместо запланированных 923,3 млн. руб. Сидоранова не спешит проводить мероприятия по взысканию задолженности по строке капитальный ремонт. Если и дальше ничего не предпринимать в данном направлении, то в скором времени Фонд не сможет платить по своим обязательствам подрядчикам и попросту обанкротится.

Таким образом, Фонд, накапливая долги, будет приближаться к собственному краху. До сих пор не проведены мероприятия по конкурсному отбору кредитной организации, у которой должен находиться так называемый «общий котел», и наш Фонд стал единственным в стране региональным оператором, который не провел конкурсные процедуры согласно ЖК РФ. Также, по некоторым данным, руководство фонда само решает, какой процент аванса платить подрядчикам, одним перечисляют 30%, другим 5%, а третьим и вовсе ничего. Да и авансы по контрактам за 2016 год перечислялись при отсутствии окончательных оплат по работам 2015 года, тем самым подрывая программу 2015 года. Так что не исключено, что региональный «МММ» скоро может просто лопнуть, как мыльный пузырь. Сегодняшние руководители области и Фонда уйдут, оставив новому лишь долги за прежние годы, а запланированный ремонт делать будет просто не на что.

Ни у кого из осведомленных лиц не возникает вопроса – кто же «крышует» столь развитую систему в регионе, имеющую все признаки коррупции? Этот человек должен иметь здесь фактически неограниченные полномочия, в противном случае ни Сычев, ни Сидоранова не продержались бы на плаву и месяца и давно не имели бы к Фонду никакого отношения.

Виктор Доронин

фото videofun.jofo.ru