Пт. Апр 19th, 2024

Кто лоббирует «Евроцемент групп» в Ульяновской области?

Сегодня региональные власти перед жителями Тереньгульского района рисуют красивую картинку будущего китайского цементного предприятия. Аналогичную той, что рисовали и обещали пять лет назад жителям Сенгилеевского района. Говорили о том, что инвестиции составят более 18 млрд рублей, что будет создано более 500 безопасных, инновационных и комфортных рабочих мест и около 1000 рабочих мест в смежных отраслях, а средняя зарплата на предприятии составит 30 тысяч как минимум. Что касается технологий, то новый цементный завод обещали сделать самым передовым и безопасным, полностью соответствующим всем европейским экологическим стандартам с самыми современными немецкими технологиями. Первоначально, согласно представленным картинкам, поставка сырья на предприятия должна была осуществляться по закрытой транспортерной ленте, как сегодня обещают делать китайцы в Тереньгульском районе. Но со временем из проекта исчезла и транспортерная лента, и многое другое. Если же вспомнить, сколько строился этот обещанный цемзавод в Сенгилеевском районе (начало строительства 2007 год), то становится ясно, что он превратился в долгострой со всеми вытекающими проблемами. Стоит отметить, что даже после пуска в эксплуатацию предприятия с участием полпреда президента РФ в ПФО Михаила Бабича и министра промышленности РФ Дениса Мантурова официально Сенгилеевский цементный завод до сих пор не введен в эксплуатацию, но каким-то чудным образом работает и производит цементное сырье, засыпая отходами вредного производства весь поселок. Надзорные органы на все это смотрят сквозь пальцы, а ульяновские власти щедро помогают налоговыми льготами, лоббируя «Евроцемент групп».

Только в минувшем году Ульяновская область помогла сэкономить олигарху, владельцу «Евроцемент групп» Филарету Гальчеву на Сенгилеевском цементном заводе более 272 млн. рублей. Аналогичная картина и по цементному заводу в Новоульяновске. Впрочем, у правительства области по традиции отчеты пестрят позитивом. Вот, к примеру, официальный ответ за подписью председателя правительства области Александра Смекалина депутату Государственной думы РФ Алексею Куринному. В нем все красиво: и более 300 рабочих мест, и зарплаты более 30 тыс. рублей, и благоустройство поселка Цемзавод, и берегоукрепительные работы… Прочитайте — прослезитесь.

Фото:

Фото:

Фото:

К сожалению, существующая реальность в поселке Цемзавод и на самом предприятии кардинально разнится с тем, что содержит ответ г-на Смекалина. Наверное, потому в настоящее время об этом предприятии власти предпочитают замалчивать, пытаясь убедить подкуровцев в новом китайском цементном производстве.

Вот оно, устойчивое развитие сельских территорий в видео и фотографиях, о котором говорил Смекалин жителям Подкуровки на сходе, предлагая забыть слово цементный завод.

#video=PIr3XieVPqI#

Фото:

Фото:

Фото:

Зимой, помнится, местные жители жаловались на то, что цементная пыль летит им на головы хлопьями. Сейчас, правда, по словам местных жителей, хлопья хотя и не летят, но цементная пыль покрывается все в округе все толстым слоем. На фото ниже — природа между сенгилеевским цемзаводом и карьером. Примерно километр от самого завода, а сколько цементной пыли и вредного мышьякосодержащего колчедана раздувается над Волгой!

Фото:

Фото:

Фото:

Экологическая обстановка в поселке Цемзавод сродни ЧП, но никаких нарушений, сколько бы они не жаловались, по заявлениям местных жителей, надзорные инстанции не видят. Как пытались не видеть разворачивающуюся на протяжении 10 лет экологическую катастрофу в Мулловке, где региональные власти прикрывали другого «инвестора» — завод Гиппократ.

Фото:

Фото:

А теперь пройдемся по пунктам официального ответа г-на Смекалина. Наша информация получена из неофициальных, но компетентных источников. От тех, кто живет в поселке Цемзавод, до недавнего времени работал на сенгилеевском цемзаводе на ведущих должностях и сейчас следит за ситуацией.

По словам нашего эксперта, согласно техпаспорту самого завода, на нем предполагается лишь порядка 200 рабочих мест, но никак не 335, о котором пишет Смекалин. Тем более, что завод работает на половину мощности. Более того, карьер, уборка помещений на предприятии, вывоз мусора и прочее – все это делают сторонние фирмы по договорам. Персонала на самом заводе – чуть более 100 человек, остальные трудятся кто временно, кто по трудовым соглашениям, без соцобязательств. Людей на работу возят из Сенгилея, но в основном – из Новоульяновска и Ульяновска. На предприятии большая текучка, рабочие жалуются, что платят не столько, сколько обещали. Может быть, инженерно-технический персонал и получает 31 тыс. рублей, но работяги на самом заводе – 15-18 от силы.

Что касается фильтров, которые не работали долгое время, то в этом году их наконец-то заменили на рабочие. Впрочем, это экологическую ситуацию никак не улучшило. На Сенгилеевском цементном заводе и без этого немало других «казусов». По технологии на предприятии должен быть дополнительный бункер, в который ссыпают некондиционный клинкер – полуфабрикат цемента. Его, как заявляют рабочие, на предприятии нет. В итоге весь некондиционный клинкер, который является не чем иным, как вредной негашеной известью, высыпается просто в кучу на площадке завода и раздувается по всему поселку ветрами. Ближайшие дома местных жителей – не более чем в ста метрах, не говоря уже о том, что травятся сами рабочие.

Не решен на предприятии и вопрос со складированием добавок для производства цемента. Речь идет, прежде всего, о колчедане, имеющем четвертый класс опасности и содержащим мышьяк. Колчедан в поселок Цемзавод доставляют баржами по Волге, потом поднимают на большегрузах на верхнюю площадку поселка, а потом оттуда чалят вниз через него до предприятия. Вся эта буро-красная гадость – на колесах автомобилей, дорогах, не говоря уже о том, что раздувается с площадки складирования над всем поселком.

В своем официальном ответе г-н Смекалин заявляет, что Сенгилеевский цементный завод вкладывает инвестиции:

1) В Строительство подстанции 110/6 кВ «Новая» мощностью 16 мВТ.

— Это один из немногих объектов, которые цемзавод действительно построил. Но лишь потому, что того требуют технологии. Эта подстанция была необходима для самого предприятия, но не для поселка. Последний питается по отдельным фидерам и никакого отношения к данному объекту не имеет.

2) Реконструкция водопровода в г. Сенгилей.

— Факт, который приводит г-н Смекалин в качестве неких соцобязательств сенгилеевского цемзавода, весьма спорный и связан с возможной разработкой Бутырской горы, которая питает большую часть города Сенгилея родниковой водой. Какие-либо работы на водопроводе в Сенгилее начинались, но почти сразу были заморожены.

3) Строительство технологической автодороги протяженностью 2,5 км на участке примыкания к автомобильной дороге р.п. Цемзавод.

— Что касается поселковых дорог, то они в поселке Цемзавод от снующих вверх и вниз цементовозов как после бомбежки. Про строительство технологической дороги, о которой заявляет Смекалин, народ заявляет, что это самый смешной в их жизни анекдот. Итак, в советское время старый завод возил сырье из карьера по технологической дороге в объезд, в 80-х к предприятию сделали даже бетонную дорогу. Со временем она пришла, конечно же, в негодность. «Евроцемент групп» не нашел ничего лучше, как возить сырье по главной поселковой дороге. Потом, правда, очухались и решили отремонтировать старую. Местные жители, знающие рельеф местности, все оползневые точки, советовали инвесторам отремонтировать уже имующуюся старую технологическую дорогу, но спецы из «Евроцемента» пошли своим путем. Решив сократить путь из карьера до завода, проложили свой вариант дороги аккурат по оползневому склону. Новая технологическая дорога к заводу была готова почти на 90%, но опасения местных жителей сбылись: произошел оползень, который ее уничтожил. Так что как минимум 2 года с момента пуска завода в эксплуатацию, а как максимум все последние 10 лет пока строился завод, мегабогатые инвесторы в лице «Евроцемент групп» ежедневно разбивают своими цементовозами главную поселковую дорогу.

4) Строительство системы водоотведения грунтовых вод и ливневой канализации на участке автомобильной дороги в р.п. Цемзавод, благоустройство р.п. Цемзавод.

— Первая фраза данного тезиса г-на Смекалина – это громко сказано. Кстати, Росприроднадзхор в курсе всей системы отведения грунтовых вод, которую построил новый цемзавод. Теперь все ливневые стоки перехватываются по дороге и отводятся в одну ливневку. И все бы ничего, вот только раньше при старом цемзаводе она выходила по каналам за завод вниз по течению Волги, за поселок. А теперь все стоки собираются в единую ливневку и сбрасываются в центре поселка прямо в пляжную зону, где купаются люди.

Что касается благоустройства, о котором заявляет Смекалин, и за что в том числе Сенгилеевскому цементному заводу предоставляются огромные налоговые преференции, то лучше бы председатель правительства области об этом не писал и не позорился. Мало того, что, как мы упоминали, в поселке разбиты все дороги, до сих пор не построена новая и не отремонтирована старая техническая дорога, как того требует проект, предприятие по сути увеличило расстояние движения для своих цементовозов по поселку примерно на целый километр.

Что касается социальной сферы, о которой, как заявлял Смекалин на сходе с жителями Подкуровки, «заботятся все инвесторы, приходящие в регион», то от нее здесь мало что осталось Когда-то клуб в поселке Цемзавод был действительно хорошим. Люди помнят, как здесь проводились концерты, крутили кино, вечерами танцевали, дети занимались в кружках… Но все это в прошлом. Клуб отдали под столовую для турок на растерзание инвестору, когда тот приступил к строительству нового завода. Сейчас как такового культурного заведения в поселке нет. Официально он располагается в одной комнатке в правом крыле детского сада. «Детей в поселке практически нет, мы же вымираем как мамонты», — говорят про себя местные жители. Перед центральным входом в клуб – огромная яма, в ней то ли грязная вода, то ли канализационные стоки. Это помещение клуба числится лишь на бумаге и для выборов. Молодежь вся тусуется в сгоревшем здании бывшего строительного цеха. И летом, и зимой. Появился в поселке Цемзавод, правда, ФАП. Но за бюджетный счет и «на курьих ножках». Установили что-то типа вагончика на винтовых сваях, в котором уже сразу начали проваливаться полы. Народ теперь ставки делает, когда тот рухнет: через год или позже. Вот и все благоустройство.

5) Реконструкция волнолома (береговой линии р.п. Цемзавод и Сенгилеевский цементный завод), берегоукрепительные и противооползневые мероприятия в р.п. Цемзавод.

— Оползни в поселке, по заверениям местных жителей, не приостанавливались с момента строительства предприятия. Когда «Мордовцемент» начинал строить, работы действительно проводились, но сейчас все заброшено. Тетроподы, которые привезли сюда для реконструкции волнолома, так и валяются на берегу бесхозными. Что касается берегоукрепительных работ, то они в какой-то мере действительно были произведены, но опять же, лишь для той территории, которую занимает цементный завод. Чтобы гора не сползла на него в случае оползня. По словам местных жителей, как таковой береговой зоны, чтобы прогуляться, в их распоряжении не осталось. «Цемзавод больше километра захватил, народ туда ни ногой не может попасть. Это больше километра. Есть пляж, куда стекается все дерьмо. Это все, что мы получили от Цемзавода с приходом инвестора», — говорят местные. Зато последний, как видим, получил за год 272 миллиона налоговых льгот. Так кто кого инвестирует в этой области?

Ирина Казакова