Пт. Апр 19th, 2024

Лифтовая афера ценою в миллиарды

Новые лифты обойдутся жителям примерно в 1,5 — 2 млрд руб, расплачиваться за них ульяновцам придется в течение нескольких лет. Сегодня в Законодательном собрании Ульяновской области прошло заседание комитета по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике под руководством депутата ЗСО Геннадия Антонцева.

Главным докладчиком выступил директор регионально оператора — Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области — Антон Климов. «Да, действительно, сегодня мы собрались по поручению губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова, который озаботился состоянием лифтового оборудования, потому что это оборудование практически ежедневно влияет на безопасность передвижения по многоквартирным домам, — заявил Климов. — Поэтому были разработаны протокол, четко прописана дорожная карта, согласно которой сегодня Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса должен был разработать мероприятия по финансированию и замене лифтов многоквартирных домах города Ульяновска и Димитровграда. Сегодня это большая проблема».

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ

По словам Климова, первым делом был изучен опыт других регионов по данной тематике, но на сегодняшний день нигде в России больше именно такой широкомасштабной акции по замене такого количества лифтов нет. То есть Ульяновская область под руководством Сергея Морозова опять оказалась впереди планеты всей. «Мы изучили объемы поставок заводов производителей на территории России, – продолжал Климов — Изучили стоимость одного лифта. Изначально планировалось заменить 1000 лифтов, но мы реально посмотрели и решили остановиться на цифре 600. Сегодня проведено техническое обследование первых 100 лифтов в Ульяновске и Димитровграде. Причем мы встречались с тремя потенциальными партнерами, чтобы понять, кто будет производить работы по замене лифтов. Надо же знать, есть ли у нас физические силы, материальные средства, чтобы осилить такой объем. Пришли к выводу, что все мероприятия по замене такого количества оборудования будут проведены до 2017 года».

Подрядчик, которому предстоит освоить более миллиарда рублей, будет выбран в результате конкурса. Заявиться, со слов чиновников, может любой желающий. Оплата будет происходить в несколько этапов: 150 млн руб. Фонд оплатит в 2015 году, 50 млн руб. оплатят в первом квартале 2016 года, остальная сумма будет проходить ровными платежами по 16 млн руб. ежемесячно, и последние два больших транша будут в 2019 году по 100 млн руб. раз в полгода. Ожидается, что 150 лифтов установят уже до конца 2015 года, остальные 450 до конца 2017 года.

Полная замена лифтового оборудования, по словам Климова, не предусматривает замену направляющих, для тех, кто не знает, — это стальные рельсы, которые устанавливаются вдоль шахты лифта по обеим сторонам кабины для того, чтобы обеспечивать прямолинейное движение по вертикали без раскачивания в поперечном направлении. Между тем именно они служат гарантией соблюдения безопасного зазора между кабиной и стенками шахты, а также другим неподвижным оборудованием.

Замена лифта без замены направляющих, как правильно и вполне справедливо подметил сидящий в президиуме депутат ЗСО Владимир Камеко, сродни замене старых трамваев на новые без замены рельсов, как итог в новом трамвае при движении «штормит» ничуть не меньше, чем в старом.

Волшебным образом исследование, проведенное Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса, показало, что все направляющие находятся в хорошем состоянии. Верится в это, конечно, с трудом. Значит, болтовые соединения, крепежи направляющих и другие узловые элементы шахт за 30 и более лет сохранились идеально, а вот все остальное износилось буквально до лохмотьев так, что потребовало внезапной замены. Причем столь масштабной.

Производителями-поставщиками лифтов рассматриваются Карачаровский механический завод и Могилёвский лифтостроительный завод в Белоруссии. Ориентировочная стоимость одного лифта будет варьироваться от 1,6 млн руб. до 2,2 – 2,3 млн руб. Либо это пассажирский 9 остановок – 9 этажей, либо это грузопассажирский 9-10 остановок. Антон Климов пообещал, что какие-либо дополнительные финансовые средства на плечи собственников не лягут, т.е. тот объем платы, который установлен в соответствии с законодательством, не изменится. Во что, если честно, верится с трудом, поскольку количество средств, отчехляемых ульяновцами по строчке капремонт, с каждым годом будет только расти.

Первым вопросы Климову задал пришедший на заседание депутат ЗСО Алексей Куринный: «Не совсем понятно, почему окончательную проектную документацию должен составить подрядчик в соответствии с условиями конкурса. Закон не допускает совмещение функций того, кто составляет сметы, проектную документацию и того, кто выполняет работу. Второй момент. Те дома, собственники которых приняли решение о досрочном проведении капитального ремонта по замене лифта как безусловной части капитального ремонта в соответствии с нашим региональным законом, лишены права на государственную поддержку, т.е. на софинансирование капитального ремонта в своем доме. Третий момент, не совсем понятно, как в программе капитального ремонта на 2015 год неожиданно удалось обнаружить 150-200 млн руб. свободных денежных средств. Не было, не было свободных средств, все было отрегулировано до копейки, и вдруг они откуда-то вдруг появились. Замечу, это те деньги, которые мы сегодня можем заплатить той организации, которая нам поставит эти самые лифты. И еще вопрос, какая у этих организаций коммерческая выгода?»

АУКЦИОНА НЕ БУДЕТ, или ЧЬИ ИНТЕРЕСЫ ЛОББИРУЮТ ЧИНОВНИКИ ОБЛПРАВИТЕЛЬСТВА?

Первый же ответ Климова буквально сбил с толку слушателей, которые разбираются в теме . «Что касается проектно-сметной документации, я сразу хочу сказать, что это не 44-ый ФЗ, – заявил чиновник. – На сегодняшний день есть Закон Ульяновской области о проведении конкурсного отбора по подрядным организациям. Критерии отбора подрядчиков самые серьезные».

Как видим, никаких госзакупок чиновники облправительства проводить даже не намерены. Конкурс организуется не по 44 ФЗ, являющимся на сегодняшний день, пожалуй, лучшим и самым открытым из всех имеющихся нормативных актов, обеспечивающих максимальную защиту от коррупционных махинаций при осуществлении торгов. Решать где и какие лифты покупать, а также кто будет осваивать сотни миллионов рублей, устанавливая лифты в подъездах, будут кулуарно. Так что не исключено, что имя этого подрядчика членам комиссии уже известно.

Громче всех на заседании комитета кричал «Держи вора», как ни странно, представитель «Газпрома», депутат Владимир Камеко: «Вы уверены в том, что эта схема сработает на очень хорошо или отлично. Не превратится ли она в очередной коррупционный скандал, потому что это деньги собственников? Вы лично в том уверены или нет?», — обратился он к Климову.

Климов, опустив глаза, начал «вилять», уходя от четкого ответа в демагогию по поводу проектно-сметной документации, минимальной стоимости оборудования и прочего. И действительно, зачем изображать из себя Робин Гуда, если ты, как и все остальные, точно так же продвигаешь сомнительную и весьма финансово затратную идею губернатора не в самое лучшее экономическое положение страны и региона.

Руководитель Центра просвещения и общественного контроля в сфере ЖКХ Руслан Хайров спросил про гарантию новых и лифтов и судьбу демонтированного оборудования.

«В конкурсной документации мы устанавливаем от 5 лет гарантии, – ответил Климов. – Но некоторые подрядчики обещают дать и 7 лет гарантии. Что касается старого оборудования, то за счет его замены увеличится база запасных частей у работников лифтового хозяйства. Все, что нужно утилизировать, будет утилизировано, а денежные средства перечислятся на счет регионального оператора».

Чем обернется затея Морозова по замене лифтов, покажет время. Но любые расходы, особенно в несколько миллиардов, накануне смены губернатора в регионе кажутся ни много ни мало очередной грандиозной аферой. Да и собственников жилья в Ульяновске в эту программу сегодня загоняют чуть ли не силой, заставляя соглашаться на замену лифтов. Причем даже тех домов, в которых всего два года назад проводился капремонт и были заменены все основные лифтовые механизмы.

Алексей Шувалов