Сб. Апр 20th, 2024

Месть ульяновских чиновников не знает границ, или Как детский рисунок на экологическую тему стал предметом расследования правоохранительных органов

Пятеро ребятишек второго, третьего и пятого классов сел Подкуровки, Скугареевки и Ясашной Ташлы, решив поддержать своих родителей в их борьбе за чистую окружающую среду, нарисовали рисунок против строительства цементного завода и разместили его в сети Интернет, после чего вмиг попали под пристальное внимание правоохранительных органов и особое наблюдение со стороны педагогов Скугареевской школы. Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы предвидеть: данные действия со стороны силовиков были инициированы по чьему-то обращению сверху. Отказать в расследовании обращения полиция не имела право и, по сути, таким образом была просто втянута в скандальную ситуацию.

Последняя разразилась вчера днем, когда детей, изображенных на фото и держащих совершенно безобидный плакат на экологическую тематику «Мы против цемзавода», начали одного за другим дергать на ковер к директрисе Скугареевской школы для беседы с инспектором по делам несовершеннолетних. Не понятно, на каких основаниях и по чьему сигналу всех идентифицированных на фото детей опросили почти как опасных преступников, а в конце заставили подписаться под своими словами, хотя в силу возраста дети не имеют своих паспортов. Причем некоторых детей опрашивали в отсутствии их законных представителей, что является нарушением их прав и норм ГПК.

Фото:

Прикрываясь безобидной беседой, инспектор ПДН Тереньгульского района, лейтенант полиции Ирина Боляева устроила детям практически допрос с пристрастием. Одна из девочек, которую допрашивали, напугалась так, что вчера весь вечер плакала при любом упоминании происходившего в школе. Впрочем, официально это значилось опросом. Семи-восьмилетним детишкам задавали одни и те же вопросы: кто надоумил, почему вы против завода, почему вы считаете его вредным, где и кто фотографировал, кто был организатором и другие. Можно подумать, что в задачи инспектора ПДН входило не иначе как раскрыть громкое дело преступной группы, сродни экстремизму.

— Детей сильно напугали, — делится мнением активистка протеста против строительства цемзавода, жительница Солдатской Ташлы Дина Лукьянова. — Одна девочка вообще плакала, но ее мама не захотела писать заявления, опасаясь дальнейших притеснений ребенка в школе. Ситуация вопиющая. Дети, видя, как их родители защищают лес от вырубки и поля и родные села от загрязнения будущим цементным производством, сами вступились за экологию, нарисовав рисунок, выразили свою, пусть и детскую, но позицию, что они за чистую окружающую среду. А на них смотря так, как будто они преступление совершили. Что такого криминального они сделали? Почему совершенно безобидный детский рисунок стал объектом каких-то расследований? Это полнейшее безобразие.

Мы позвонили одной из родительниц ученика 5-го класса Скугареевской школы Антонине Фоминой. Ее сына вместе с остальными допрашивали в кабинете директора, где устраивали так называемый опрос, ничем не отличающийся от допроса. Женщина рассказала, что инспектора ПДН г-жу Боляеву очень сильно интересовало, кто «надоумил» детей нарисовать плакат и откуда они узнали, что цементный завод – это вредное производство:

— Вчера, приблизительно в 10 часов, меня вызвала в школу классная руководительница Анна Никитина. Она сказала, что мне необходимо явиться к директору Людмиле Черновой. Когда я подошла к кабинету директора, то увидела, что там уже опрашивали детей – девочку и мальчика. Причем в отсутствии их законных представителей, в отсутствии психолога. Потом я забрала сына из класса, и пошли к директору. На опросе моего сына присутствовали сотрудник ПДН, директор и классный руководитель. Инспектор ПДН сразу начала детально интересоваться, как и где дети нарисовали плакат, кто надоумил, откуда об этом узнали. Ребенок ответил, что они сами решили нарисовать рисунок после того, как увидели баннеры на заводе. Это сподвигло их выразить свое мнение, пусть в виде рисунка. Мой сын объяснил, что лично он не хочет, чтобы здесь построили цементный завод, потому что испортится экология. Инспектор ПДН уточнила, заставлял ли кто-нибудь ребенка рисовать плакат, он четко ответил нет. Никаких прав нам не зачитывали, предложений о возможном присутствии при опросе адвоката не рекомендовали.

В конце опроса инспектор ПДН попросила сына Фоминой написать стандартную на допросах фразу «с моих слов записано верно, мною прочитано» и поставить подпись. Ребенок выполнил требования лейтенанта полиции Боляевой.

В разговоре с нами Антонина Фомина также уточнила, что дети могли услышать о вреде цементного завода, в том числе из разговора взрослых дома или в самом клубе Подкуровки, где регулярно проходят собрания на данную тематику. Но приравнивать сегодняшний экологический протест в районе, и уж тем более в Подкуровке, где все население выступает против цемзавода, к экстремизму, а тем более проводить проверки детей в отношении безобидного рисунка, сродни маразму.

По словам Антонины Фоминой, плакат дети нарисовали еще в июне. Изначально ребята повесили рисунок в центре Подкуровки, на информационном стенде возле магазина. Но кто-то поспешил его снять и порвать. Одна из девочек забрала его домой и положила в сарай. Недавно, 30 августа, дети опять склеили этот плакат, сфотографировались с ним, а фото выложили в соцсеть «Одноклассники». По всей видимости, кто-то из районной администрации обнаружил фотографии, и ему показалось это хорошим предлогом для возбуждения очередного разбирательства. Фомина призналась, что очень сильно испугалась, когда ее вызвали, поэтому цель запугать у чиновников, инициировавших эту заваруху, была почти достигнута.

К сожалению, отдельных родителей запугать все-таки удалось. Больше всех испугалась административного давления мама одной из девочек Виктория Кайзер. В телефонном разговоре она заявила Ulnovosti.ru, что протест — это грязные игры и ввязываться в политику она не хочет:

— Если честно сказать, я не протестую ни против чего, вообще не ввязываюсь в эту политику, поэтому мне звонить бесполезно. Я не вижу в этом никакого инцидента, потому что учителя обзвонили всех родителей, это было все в присутствии родителей и учителей, — сказала Кайзер.

На вопрос, допустимо ли опрашивать вашего ребенка, женщина ответила:

— Они не опрашивали, а провели собеседование. Я вам сказала, ввязываться в это не хочу. Они играют в свои грязные игры, и это виноваты не те, кто опрашивает, а те, кто послал детей с этим плакатом. Они зачем ввязывают детей в эту свою грязную игру?

— Вы сами за цементный завод? — снова поинтересовался наш корреспондент.

— Я вообще занимаю нейтральную позицию, хочу, чтобы меня в покое оставили. Я хочу жить спокойно сама, и чтобы жили спокойно мои дети.

Последняя фраза как нельзя лучше характеризует ситуацию. Тем более, что ее самой при опросе ребенка не было. Виктория Кайзер об этом четко заявила журналисту Ulnovosti.ru.

Как выяснилось, не присутствовали законные представители, то есть родители, и на опросе другого ребенка – Ярослава Радаева. Его инспектор по делам несовершеннолетних опрашивала в присутствии тети, которая не является законным представителем Ярослава.

К сожалению, директриса Скугареевской школы Людмила Чернова и инспектор ПДН, лейтенант полиции Ирина Боляева комментировать свои действия отказались. На вопрос, на каком основании допрашивали детей и по чьей это производилось инициативе, женщины бросали трубки и больше их не поднимали.

По факту произошедшего родители написали заявление в Прокуратуру Ульяновской области и попросили прокурора проверить законность действий отдела ПДН и работников МОУ Скугареевская СОШ.

Очевидно, инцидент должен был заинтересовать уполномоченного по правам ребенка Людмилу Хижняк, которая возглавляет институт, созданный специально для того, чтобы защищать права и законные интересы детей. Но работающая в структуре администрации губернатора Морозова г-жа Хижняк вряд ли осмелится защитить детей из семей, так или иначе поддерживающих протест против цемзавода. Поэтому редакция Ulnovosti.ru обращается в Прокуратуру Ульяновской области и напрямую к уполномоченному по правам ребенка при президенте РФ Анне Кузнецовой. Надеемся, действиям директора скугареевской школы г-же Черновой и инспектору по делам несовершеннолетних г-же Боляевой на федеральном уровне дадут объективную оценку.

Егор Денисов