Пт. Апр 19th, 2024

На птичьих правах. Семья губернатора Самарской области Меркушкина банкротит и продает флагман ульяновского птицепрома

Чуть больше сорока лет назад в Ульяновской области заработала одна из первых в регионе птицефабрик – крупнейший в СССР агропромышленный комплекс, оснащенный самым новейшим и прогрессивным по тем временам оборудованием, способный удовлетворить спрос на птицеводческую продукцию огромного количества советских потребителей.

К сожалению, в новые времена Ульяновская птицефабрика не раз вставала, практически полностью прекращая производство как живой птицы так и мясопродуктов. В конце нулевых предприятие крайний раз удалось запустить на полную мощность. Благоденствие на птицефабрике продлилось ровно одну пятилетку. В январе здесь вроде бы снова все остановилось. А на 2 марта запланировано самое массовое на флагмане ульяновского птицеводства сокращение более 500 работников. Птицеводы грозятся перекрыть федеральную трассу.

В 2008 году птицефабрика в Новой Майне под громким названием «Симбирск бройлер» вошла в состав Мордовского агропромышленного объединения (МАПО), принадлежащего семье Меркушкиных. Глава семейства Николай Меркушкин – экс-глава республики Мордовия, ныне губернатор Самарской области и большой друг Сергея Морозова. Генеральным директором агрохолдинга, в котором еще пять ульяновских птицефабрик – Елховская, «Ульяновская птицефабрика», «Симбирская», «Прибрежное», а также комбикормовый завод в Кузоватово, стал сын Николая Ивановича.

Помнится, встреча инвестора – тогда еще губернатора республики Мордовия, Меркушкина-сташего – происходила в помпезной обстановке. «Ульяновская область имеет очень хороший потенциал. Поэтому уверен, что наши совместные проекты в отрасли птицепрома будут обязательно реализованы. Благодаря этому Поволжье может стать одним из самых крупных центров производства мяса птицы и яйца всего российского рынка», — заявил Николай Меркушкин в ходе ознакомительного визита в регион.

Сергей Морозов вторил инвестору, заверяя всех, что в результате реализации совместных проектов с Республикой Мордовия на территории региона достаточно в короткий срок будет создано более 2,5 тысяч новых рабочих мест, вложено несколько миллиардов рублей инвестиций в птицеводство. Красивые, полные оптимизма фото-и видеорепортажи вышли даже в федеральных СМИ.

Меркушкины, как выяснилось, капитально вложились только в «СимбирскБройлер», на других предприятиях продолжали эксплуатировать оборудование, доставшееся им в наследство с советских времен. К примеру, птицефабрика «Прибрежненская» так и не заработала, зато МАПО незаконно получил в аренду аж на 49 лет вперед земли двух заливов вместе с акваторией на Волге http://ulnovosti.ru/content/5/27815/ .

Последним благоприятным годом для «Симбирск Бройлера» стал 2013-й. Были большие объемы живой птицы и мяса – до ста тонн в сутки. Были образцовые налоговые отчисления в бюджет. Лишь 17 миллионов оставляли себе, а около 180 миллионов платили в казну ежегодно. Рабочими местами были обеспечены 1200 человек. На восемь тысяч общего числа новомайнцев это также неплохой показатель. И тем более неясно, с какого перепуга хозяевам нужно было затевать через арбитражный суд банкротство флагмана холдинга. Тем более, что в минувшем году МАПО получило порядка 160 млн. рублей из областного бюджета на ликвидацию долгов и приобретение, якобы, вдруг подорожавших кормов.

Тем не менее, 3 февраля это случилось. «Симбирск Бройлер» объявлен банкротом. Чуть раньше с фабрики вынуждены были уволиться больше 800 человек. Оставшиеся 500 работников были «посажены» на треть от прежней зарплаты. Безработными оказались большая часть жителей Новой Майны и практически полностью население близлежащих поселков. В декабре предприятие остановилось окончательно, здесь отключили газ и свет. Сегодня за помощью в редакцию Ulnovosti.ru из Новой Майны приехала целая делегация птичниц, которые рассказали нам о происходящем.

«За два месяца до «коллапса» собственники убрали директора «Симбирск бройлера» Сергея Тимошенко, реально руководившего в отличие от Меркушкиных фабрикой с 2010 года, — рассказывают птичницы. — Его в коллективе любили, справедливо считая спасителем «предприятия». Сергей Павлович вытянул птицефабрику даже в непростом 2013 году, когда на фоне низких цен на мясо птицы значительно подорожало из-за засухи зерно. На место Тимошенко пришел ставленник хозяев агрохолдинга, бывший руководитель Кузоватовского комбикормового завода Джиганша Дубинников. Он-то и начал вовсю «дербанить» то, что от нее осталось. В последних числах декабря под нож пошли все куры – от выросших бройлеров до элитных несушек и птенцов. От предприятия отключили свет, газ и воду, а народ распустили по домам».

О банкротстве своего «Симбирск Бройлера» оставшиеся 500 человек, все еще числящиеся в штате, хотя и находящиеся в вынужденных малооплачиваемых отпусках узнали от министра регионального минсельхоза Александра Чепухина. Глава регионального ведомства и заместитель Сергея Морозова за последнюю неделю наведывался на «Симбирск бройлер» дважды и то лишь после гневных писем рабочих в Москву Президенту и губернатору Морозову. Сначала сообщил, что никто не хочет покупать предприятие у нынешних пока еще хозяев. Потом заявил во всеуслышание, что на предприятия МАПО нашелся новый инвестор – богатая волгоградская компания «Некохим». Но те, говорят, как посмотрели бухгалтерию и увидели огромное количество долгов, сразу же отказались от этой затеи. Вчера Чепухин вновь приехал на встречу с птичниками и в очередной раз с обнадеживающим известием: на встрече в Москве покупатель, который не называется, найден. Рассекретить его обещают до конца текущей недели. Хотя уже сейчас на Новомайнской птицефабрике поговаривают, что их новым владельцем станет Тимашевская птицефабрика из руководимой нынче Меркушкиным-старшим Самарской губернии. Та самая, которую г-н Меркушкин уже возвел в руководимом регионе.

Пока же на «Симбирск Бройлере» недоумевают, зачем их вообще продавать соседнему региону. Родная Ульяновская область не тянет. Внимают слухам о том, что Меркушкиным птицефабрика была нужна лишь для «отмыва» больших и не вполне честных денежных потоков. И хотят только одного – не оказаться на бирже труда, за каждым – семья и дети, банковские кредиты и уже долги за ЖКХ. Кстати, из центра занятости населения к ним уже приезжали. Сулили «щедрые» вакансии на… швейных предприятиях в Мулловке и Рязанове вместе с общежитием. И где потрясающе высокие зарплаты – аж десять тысяч рублей.

Встревоженные люди писали возвращающиеся в регион письма президенту Путину. Пытались встретиться с губернатором Морозовым. Специально ездили за ним в его рабочие поездки. Но всюду натыкались на живой щит заместителей и помощников: мол, Сергею свет Иванычу не до ваших глупостей. Нечего его беспокоить, обращайтесь к инвестору. «А не Морозов ли нам этого инвестора в Новую Майну привез?», — возмущаются птичницы. – Мы трижды пытались встретиться с ним, ездили вслед за ним и в Димитровград, и в Мулловку. Пытались ему хотя бы суть наших претензий изложить, а дальше – будем смотреть».

Так и смотрят до сих пор. Не хочет губернатор встречаться с народом, который, по всей видимости, считает неблагодарным и эгоистичным. Нечего главе нашего региона сказать за дела своего приятеля Меркушкина людям. А они уже в крайней степени отчаяния спрашивают: «Нам что, на площадь выходить митинговать или дорогу перекрывать?..» Судя по всему, это единственный выход…

Николай Владимиров