Чт. Мар 28th, 2024

Невнятная стратегия ульяновского минкульта. Наш регион продолжает создание маниловских прожектов по развитию культуры

В тоже время пока проект представляет собой только набор красивых пожеланий без плана их исполнения, и, самое главное, без финансирования. Во время недавнего расширенного заседания комиссии по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию Общественной палаты региона культурный министр Татьяна Ившина пообещала представить план исполнения и финансирования. Только о сроках ничего не сказала. Так что пока нашему порталу приходится разбирать то, что есть.

По словам Ившиной, самый главный раздел стратегии – третий. Он называется «Цели, принципы, приоритетные направления и задачи культурной политики Ульяновской области». Читая их, можно заметить, что в них нет ничего такого, что не входит в повседневную жизнь любого культурного сообщества. Будь то создание условий для доступа к культурным благам, соблюдения прав человека в области культуры, государственная поддержка культуры и ещё множество пунктов, на обозначение которых ушёл почти весь русский алфавит. При этом некоторые уже записаны в Конституции России, какие-то – в других законах, так что, по сути, в представленной стратегии нет ничего кардинального нового, чего бы уже не было в российском законодательстве.

В тоже время госпожа Ившина отметила, что стратегия – это «живой организм», и ее необходимо почти каждый год переделывать… Но отдельные пункты стратегии заслуживают внимания. Так, например, одним из приоритетных направлений в ней указывается формирование чувства любви к месту проживания. «Это должно уменьшить миграционный поток людей в другие регионы», – уверена Татьяна Александровна. В тоже время социсследования показывают, причиной миграции населения во все времена является не нелюбовь к родному краю, а низкая средняя заработная плата и отсутствие социальных лифтов.

Также пока остается неясной ситуация с ремонтом сельских домов культуры. При своем вступлении в должность Ившина назвала это одним из самых главных своих приоритетов. Теперь из-за недостатка финансирования вопрос, что называется, повис. Во время обсуждения стратегии в Общественной палате региона министра спросили:

— Когда сельские клубы перестанут топить дровами, чтобы они работали летом и зимой?

В ответ глава областного культурного ведомства заговорила вообще о другом:

— Вопрос конкретный, но с другой стороны – абстрактный. Если говорить обо всех 540 культурно-досуговых учреждений, 570 библиотеках, 58 детских школах искусств и восьми муниципальных музеях, то у каждого из этих учреждений свои сроки. Но мы живем при таком государственном устройстве, когда существует уровень полномочий государства и уровень полномочий муниципалитета. Школы, здравоохранение, медицина, соцзащита переданы на региональный уровень. А деньги оставили им. Куда будут перераспределены около двух миллиардов рублей? Понимаю, что проблем много: дороги, газификация. Но нужно выбирать приоритеты. Если нужны отремонтированные, подключенные к газу сельские дома культуры, значит, может, есть смысл эти средства перераспределить на культуру.

Финансовый вопрос для культуры в принципе всегда сложный. При разработке стратегии разные эксперты утверждали, что на ее выполнение нужно финансирование не менее трех процентов валового регионального продукта в год. Но на культуру дадут только 0,9 процента… И такая тенденция сохранится, по утверждению облминкульта, до 2025-го года.

Одним словом, пока культурная стратегия является только набором благих пожеланий без плана и источников финансирования реальными деньгами. Да и нужна ли культуре стратегия? Ведь без и нее театры не перестанут ставить новые спектакли, оркестры – готовить новые программы, а творчески ориентированные жители губернии – сами по себе создавать свои произведения. Или же нашему областному руководству она нужна какая-то особенная? В связи с навязчивой идеей, не раз уже озвученной губернатором Морозовым: «Наша цель – создание мирового креативного региона».

Виктор Мартынов