Чт. Мар 28th, 2024

Николай Васин: Несвоевременная реформа

Однако, изменится ли к лучшему жизнь в городе после отмены прямых выборов главы города? Вопрос уместный, хотя бы потому, что ещё ни одна из широко разрекламированных в регионе реконструкций власти не была успешной. Весьма примечателен и тот факт, что не было предпринято попыток спрогнозировать и просчитать все возможные (прежде всего политические) риски и негативные последствия, связанные с переходом города на новую систему управления.

А их немало. Так, отказ от выборности мэра наносит серьёзный имиджевый урон главе региона и местным «единороссам». Ещё недавно они активно выступали за избираемость мэра, а сегодня их позиция изменилась на диаметрально противоположную. Та лёгкость, с какой региональные политики меняют свои взгляды, не приводя в их обоснование убедительных аргументов, вряд ли способна содействовать росту их авторитета и доверия в глазах населения.

Тем более что тема отказа от выборности глав муниципалитетов не пользуется поддержкой населения. Согласно данным апрельского соцопроса Левада-центра, 77% россиян считают, что мэров крупных городов должно избирать население. Продавливание политических решений, идущих в разрез с мнением общественности и населения — шаг более чем рискованный. Особенно, в преддверии исключительно важной для федерального центра кампании по выборам в Государственную думу в 2016 году.

Если главная цель реформы местного самоуправления — сохранить позиции «Единой России» на муниципальном уровне, то, с учётом нововведений, она, возможно, будет решена. Но выигрыш на муниципальном уровне способен обернуться для партии власти проблемами на региональном и федеральном уровне. Участие в избирательной кампании с заранее предсказуемым результатом теряет свою ценность для оппозиционных политиков и партий. Утратив возможность бороться за должность главы города, тот же депутат Заксобрания Алексей Куринной, будучи весьма популярным и перспективным политиком, вполне может попытаться составить конкуренцию Сергею Морозову на губернаторских выборах. И воспрепятствовать ему в этом, даже имея в руках пресловутый муниципальный фильтр, будет для власти региона задачей непростой. И вот почему.

Любые выборы — это в определённом смысле, почти всегда, референдум на степень доверия власти. Причём выборы ближайших лет – особенно, поскольку будут проходить в очень непростой ситуации.

В условиях усиливающейся изоляции со стороны Запада, когда почти открыто целью санкционной политики западных стран провозглашается смена руководства страны, для федеральной власти принципиально важно, чтобы выборы прошли с максимально высокой активностью избирателей.

Это должно стать свидетельством безуспешности попыток Запада настроить российский народ против руководства страны. Однако, для того чтобы добиться высокой явки на выборах, необходимо обеспечить реальную конкуренцию. Крайне низкая активность избирателей может быть воспринята как выражение недоверия власти, несогласие с проводимой в стране политикой.

Это, несомненно, подтолкнёт Запад на продолжение политики по ослаблению позиций президента. Неслучайно Кремль выразил недовольство тем, как складывается предвыборная ситуация в Нижегородской, Липецкой и ряде других областей, где вопреки требованию не мешать конкурентам на выборах, так и не был обеспечен должный уровень конкуренции.

Кстати, неспособность обеспечить высокую явку избирателей, похоже, и является той причиной, по которой Сергею Морозову отказано в праве на досрочное переизбрание. Итоги всех последних выборов свидетельствуют о том, что обеспечить высокую явку населения в Ульяновской области нынешней управленческой команде уже не под силу.

Стремительно меняющаяся геополитическая ситуация, необходимость быстрого реагирования на новые вызовы и угрозы, предъявляют сегодня особые требования к качеству государственного и муниципального управления. Большое значение приобретает способность руководителя правильно оценивать ситуацию, находить и принимать эффективные решения, не бояться брать на себя личную ответственность за их реализацию.

Как показывает опыт, в особых и экстремальных ситуациях наиболее эффективным является управление, основанное на принципах единоначалия. Прецедентов в истории более чем достаточно. Именно с целью обеспечения единоначалия в 1942 году было принято решение отменить институт военных комиссаров. В нынешних условиях, менять всю систему местного управления, отказываясь от избираемости глав муниципальных образований, шаг явно несвоевременный. Именно это удерживает многие регионы от спешки в этом деле. К сожалению, способность следовать логике событий никогда не являлась сильной стороной нашей региональной политической элиты.

Николай Васин, политолог

politconsulting.info