Вт. Окт 27th, 2020

Областной бюджет 2015 года – факты и прогнозы

Средств федерального бюджета для покрытия дефицита недостаточно. Острая нехватка средств на содержание сети социальных учреждений спровоцировала в 2014 году волну их оптимизации. В системе здравоохранения в текущем 2014 году так и не нашлось достаточных средств для обеспечения бесплатными лекарствами и детским питанием имеющих на это право граждан. Из-за дефицита по строке «Образование» в подведомственной сети, ответственные чиновники пытаются сократить даже фонд заработной платы https://ulnovosti.ru/content/6/28508/ . Острейший дефицит по статье «Социальная защита населения» вынудил губернатора начать постепенное сворачивание ранее принятых на себя областью публичных социальных обязательств http://kurenny.livejournal.com/39699.html . Что касается себя любимых, то губернаторское заявление о сокращении в 2014 году 30 % областных чиновников, как и ожидалось, обернулось только имитацией и пиаром https://ulnovosti.ru/content/1/28472/ . Изъятия необоснованных налоговых льгот у придворных олигархов в 2014 году тоже не произошло (более того они получили новые) https://ulnovosti.ru/content/2/28357/ .

Но все, же возвращаясь собственно к бюджету будущего года. Расходная часть проекта бюджета области на 2015 год составит 37 104 794,4 тысячи рублей. Для сравнения – это на 6 % (на 2 170 000 тыс. руб.) НИЖЕ ожидаемых расходов 2014 года, и даже на 3.7 % ниже расходов 2013 и на 4 % ниже расходов 2012 года. Можно конечно говорить, что не вся федеральная помощь еще распределена, но характерные признаки стагнации налицо.

Официальный дефицит бюджета 2015 года составляет пока 3 761 250 тыс. руб. (14.2 % от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета). Реальный дефицит, как всегда значительно больше (об этом чуть ниже). На погашение основной суммы задолженности в 2015 году из областного бюджета надо будет потратить 6 076 111.1 тыс. руб. В 2015 году планируется привлечение кредитов банков в общей сумме 7 932 697.1 тыс. руб. Из них 5 000 000 тыс. руб. составят кредиты кредитных организаций с соответствующей коммерческой процентной ставкой. При такой финансовой политике государственный долг Ульяновской области по итогам 2015 года увеличится на 30 % и составит на 1 января 2016 года 18 294 513.7 тыс. руб.

Кроме того, средствами областного бюджета в 2015 году предстоит расплачиваться по фактическим кредитным обязательствам, принятым правительством Ульяновской области: 296 000 тыс. руб. – в счет оплаты по концессионному соглашению за спортивный комплекс «Волга-Спорт-Арена» (расплачиваться будем еще 5 лет), 575 000 тыс. руб. – в счет оплаты ремонта дорог, выполненных в 2014 году, 100 000 тыс. руб. – на оплату кредита, взятого ОАО «Аэропорт Ульяновск», 42 779.7 тыс. руб. – на оплату кредита ОАО «Корпорация развития Ульяновской области», 46 509.7 тыс. руб. – на оплату кредита ОАО «Портовая особая экономическая зона «Ульяновск». Все вместе более 1 миллиарда рублей. Еще 260 000 тыс. руб. в 2015 году областное правительство будет должно за ФОКи, построенные и строящиеся в кредит в районах области – этих средств в проекте бюджета на 2015 год пока вообще не предусмотрено.

Учитывая приведенные показатели бюджет области на 2015 год это не бюджет развития, и даже не бюджет стабилизации, если рассуждать терминами областного правительства. БЮДЖЕТ 2015 – ЭТО БЮДЖЕТ ВЫЖИВАНИЯ. В том, что этот бюджет, несмотря на громкие заявления, отнюдь не социальный нам предстоит убедиться ниже.

Итак, по основным отраслям.

РАСХОДЫ ПО СТРОКЕ «ОБРАЗОВАНИЕ» – 8 013 525,5 тыс. рублей. Минус 540 551 тыс. руб. в сравнении с планом 2014 года (- 6.3 %). При этом в 2015 году у областного бюджета появляются новые расходные обязательства и необходимо будет обеспечить рост заработной платы в соответствии с Указами Президента. Прямой дефицит на выплату заработной платы в подведомственной сети областных учреждений составляет 157 000 тыс. руб., на содержание самих учреждений требуется дополнительно еще 130 000 тыс. руб. Существует колоссальный дефицит субвенций на обеспечение образовательного процесса в муниципальных учреждениях образования (школах и детских садах) – 2 668 000 тыс. руб. Еще 96 000 тыс. руб. не хватает на выплату компенсаций части родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. На 48 % в сравнении с фактическими цифрами 2014 года снижены расходы на обеспечение летнего отдыха детей (минус 36 000 тыс. руб.), на 40 % – на обеспечение оздоровительной кампании детей (минус 16 000 тыс. руб.). Итого более 3 100 000 тыс. руб.

Несмотря на то, что дополнительными федеральными поступлениями в первую очередь будет закрываться потребность именно Образования, нас ждет новая волна оптимизации образовательных учреждений в 2015 году.

РАСХОДЫ ПО СТРОКЕ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ» – 8 151 715.3 тыс. руб. В сравнении с планом 2014 – минус 1 260 000 тыс. руб. (минус 14 %). Прямое сравнение некорректно ввиду наличия в 2014 году в данном разделе федеральных средств на строительство перинатального центра. В относительно сопоставимых условиях получается рост финансирования в 2015 году на 8 %. Однако в условиях острейшего недофинансирования отрасли в 2014 году этот рост виртуален и не закрывает даже старые «дыры». В программе 2015 года планируется сокращение по области более 300 коек круглосуточного пребывания. Сокращение расходов на поликлиническую помощь произойдет на 21 %, на дневные стационары на 23 %. 273 000 тыс. руб. не хватает на обеспечение лекарствами льготных категорий населения (больных орфанными заболеваниями, детей до 3-х лет, больных бронхиальной астмой, сахарным диабетом, глаукомой, психическими заболеваниями и др.). Дефицит на обеспечение специализированными продуктами питания беременных женщин и детей до 3-х лет составляет 33 700 тыс. руб. Еще 110 000 тыс. руб. необходимо до конца года на функционирование сети лечебных учреждений. Итого – 416 000 тыс. руб. Еще раз подчеркнем, что это только то, что лежит на поверхности. На широко разрекламированную областным правительством реконструкцию бывшей школы № 43 под филиал городской поликлиники № 4 в Дальнем Засвияжье, выделено 10 000 тыс. руб. из необходимых 360 000 тыс. руб. Недофинансирование прошлого года непременно заявит о себе кредиторской задолженностью, отсутствием в лечебных учреждениях необходимых лекарств и расходных материалов и т.д. Никакого развития отрасли в этих условиях, конечно, не будет, а вот попытки новой оптимизации-реорганизации неизбежны.

РАСХОДЫ ПО СТРОКЕ «КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ» – 608 283.4 тыс. руб. Рост финансирования в 2015 году основном обусловлен расходам на социально-значимые мероприятия (праздники). При этом дефицит на выплату только заработной платы в соответствии с Указами Президента составляет 100 000 тыс. руб.

РАСХОДЫ ПО СТРОКЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» – 333 590.8 тыс. руб. Снижение финансирования в сравнении с 2014 годом на 485 434,1 тыс. руб.(минус 59 %). Несмотря на такое катастрофическое снижение финансирования, это в основном связано с передачей расходов по содержанию имущества в другие ведомства и уменьшением финансирования профессиональных команд (хоккейной и футбольной). Главной проблемой отрасли остается упомянутая выше кредиторская задолженность за уже сданные и сдающиеся в эксплуатацию в 2014-2015 годах ФОКи.

РАСХОДЫ ПО СТРОКЕ «ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО» – 316 750.8 тыс. руб. Снижение на 24 % в сравнении с 2014 годом не позволит профинансировать в необходимых объемах и без того «заваленную» в регионе программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья – предусмотрено только 20 000 из 85 000 тыс. руб. На софинансирование региональной программы капитального ремонта предусмотрено только 10 000 из минимально необходимых 300 000 тыс. руб., что в условиях когда город Ульяновск вообще устранился от своих обязанностей, окончательно превращает саму программу в финансовую пирамиду.

РАСХОДЫ ПО СТРОКЕ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА», в подразделе «Транспорт» не предусмотрены в полном объеме средства на компенсацию проезда в общественном транспорте льготным категориям населения (дефицит около 30 000 тыс. руб.) и на компенсацию выпадающих доходов при перевозке на железнодорожном транспорте (дефицит около 100 000 тыс. руб.). Это очевидно приведет к новой волне отмены пригородных железнодорожных маршрутов и сокращению числа автобусных рейсов, которые перевозят льготников. По подразделу «Сельское хозяйство» пока предусмотрены средства в размере только 68.5 % от уточненных расходов 2014 года. Пока остается только надежда на целевые федеральные средства.

РАСХОДЫ ПО СТРОКЕ “СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ» составят 8 404 960,5 тыс. руб. Это на 8.2 % или на 750 436 тыс. руб. меньше, чем уточненный план на 2014 год. С 2013 года снижение затрат по этой строке, несмотря на заявление областного правительства составляет уже более 1 000 000 тыс. руб. В 2015 году дефицит на выплату заработной платы составляет 65 000 тыс. руб., на содержание сети учреждений 237 000 тыс. руб., на предоставление мер социальной поддержки 1 275 799.8 тыс. руб. Следствием этого очевидно вновь будет оптимизация сети и сокращение социальных обязательств.

ИТОГО ОБЩИЙ ДЕФИЦИТ только по обозначенным самым острым проблемам региона составляет 5 845 000 тыс. руб. Дополнительно стоит отметить, что в составе предусмотренных в бюджете 2015 года средств, платные услуги в областных учреждениях социальной сферы составят более 1 200 000 тыс. руб.

Индексация социальных выплат в соответствии с проектом бюджета в 2015 году составит 6.5 %, стипендий студентов – 4.5 %, зарплат бюджетников – 5 %. Мы думаем всем очевидно, что инфляция значительно превысит эти показатели. Это приведет к дополнительному снижению уровня жизни многих категорий жителей региона.

РАСХОДЫ ПО РАЗДЕЛУ «ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ» – 2205294,9 тыс. руб., что на 21 % (!) или на 385 000 тыс. руб. больше уточненных расходов 2014 года. На 2016 предполагается рост расходов по этому разделу еще на 40,9 %, и на 2017 еще на 25 %. Официально заявленная сумма средств на содержание органов государственной власти Ульяновской области в 2015 году составит 1 212 997 тыс. руб. Это составит по расчетам правительства региона только 3.39 % от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета в 2015 году, и укладывается в норматив для Ульяновской области 4.1 % (в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2014 № 383 «О нормативах формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации»). Однако надо принимать во внимание, что в Ульяновской области, для того чтобы уложиться в норматив, создано большое количество разного рода учреждений, некоммерческих организаций, получающих субсидии из бюджета и «де факто» осуществляющие функции управления. В эти учреждения были переданы соответствующие функции и переведены «сокращенные» чиновники. Мы проанализировали затраты на содержание более 20 таких организаций (ОГУ, ОГКУ, некоммерческие партнерства, фонды и т.д.). Совокупные управленческие затраты областного бюджета на 2015 год при таком подходе составляют 2 028 453 тыс. руб. или 5.6 % вместо разрешенных 4.1 %. Иными словами более 550 000 тыс. руб. из бюджета Ульяновской области в 2015 году будет израсходовано не просто неэффективно, а неправомерно, на скрытое осуществление функций государственного управления.

Но и прямой анализ расходов по разделу вызывает недоумение. Содержание губернатора в 2015 году вырастет на 11.5 %, Правительства области – на 11.8 %, Законодательного собрания – на 10 %. Планируются средства на содержание палаты справедливости и общественного контроля в сумме 25 000 тыс. руб. На содержание представителя правительства области в Германии будет потрачено 5 000 тыс. руб., НИИ «Истории и культуры» – 9 000 тыс. руб., ОГУ «Аналитика» – 23 000 тыс. руб. и т.д.

В сумму около 100 млн. руб. областному бюджету обойдется проведение разного рода увеселительных и пропагандистских мероприятий, от которых, учитывая трудности можно было бы вполне отказаться.

РАСХОДЫ ПО РАЗДЕЛУ «СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» – 178 405,6 тыс. руб., что на 41 % (52 000 тыс. руб.) выше уточненного плана 2014 года! Логичных объяснений этому факту в ходе обсуждения бюджета дано не было, так что чуть ниже мы предоставим свои предположения.

Получается, что при реальной оптимизации управленческого аппарата органов исполнительной и законодательной власти региона вполне возможно высвобождение не менее 500 000 тыс. руб. бюджетных средств. Отказ от ненужных затрат на собственный пиар позволит изыскать еще не менее 100 000 тыс. руб.

Необоснованными, по мнению многих экспертов, выглядит и предоставление налоговых льгот организациям, связанным с торговлей, гостиничным бизнесом, разработкой полезных ископаемых. Из 1 600 000 тыс. руб., предоставляемых налоговых льгот на 2015 год, как минимум 150 000 тыс. руб. должны быть отменены, как неэффективные. Однако этого, почему то не происходит. По этому поводу у нас тоже есть свое мнение.

По нашему мнению, дело в том, что в течение последнего года губернатор Морозов предпринимает много усилий для того, чтобы получить разрешение-благословение в Администрации Президента на досрочное сложение полномочий и проведение досрочных выборов. В сентябре 2014 по ряду объективных причин этого, похоже, не получилось. Поэтому последняя попытка – это сентябрь 2015, пока ситуация в экономике области окончательно не обострилась и не остыли патриотические настроения, связанные с внешней политикой России.

По этой же причине в нищем областном бюджете, на фоне всеобщего сокращения и урезания, именно в 2015 году предусмотрено резкое повышение затрат на СМИ. Ни для кого не секрет, что в период выборной кампании все эти деньги могут быть легко израсходованы «на освещение деятельности губернатора в рамках выполнения его полномочий» (вспомните мэрскую кампанию Пинкова). Именно действующего губернатора, а не кандидата в губернаторы Морозова.

Государственное учреждение «Аналитика», опять же за счет бюджета, обеспечит необходимой социологией, а «лидер» палаты справедливости – Мисанец за бюджетный счет будет проводить контр кампанию против конкурентов. Все областные чиновники станут сетью «бесплатных» бюджетных агитаторов. Вот тебе и полноценная и почти даровая избирательная кампания! Ну а если что, то обласканные за счет бюджета области придворные олигархи тоже сбросяться на выборы благодетеля. Это, в конце концов, и в их собственных интересах.

Наверное, так и планируется. Вот только выглядит это очень некрасиво, как пир во время чумы. И как отнесутся к этому ответственные лица в Администрации Президента, от которых собственно и зависит окончательное решение?

В общем, областной бюджет 2015 года это бюджет разочарования и выживания для большинства и бюджет надежды для губернатора Морозова.

фото с last24.info