Опасный «сюрприз» от КПД-2? Грузовая восьмерка ползет вниз
Повреждения дороги и обочины на этот раз оказались намного серьезней, чем в прошлом году, о чем, собственно говоря, свидетельствуют полуметровые щели на асфальте и прилегающей территории. Дорожное полотно грузовой восьмерки оползень буквально расколол на две части, отчего огромный кусок земли визуально грозит поползти вниз на железную дорогу.
В настоящий момент на месте работают ответственные за дорожную отрасль чиновники. Как ни странно, но ни сити-менеджера Ульяновска г-на Гаева, ни главы города Панчина на месте ликвидации техногенной катастрофы не замечено. Из всего руководящего состава горадминистрации — председатель комитета дорожного хозяйства администрации города Ульяновска Игорь Бычков и директор МБУ «Ульяновскстройзаказчки» Александр Шканов. Бычков, прыгая между трещинами со своим айпадом, фотографировал повреждения. На вопросы нашего корреспондента отвечать отказался, и, повернувшись спиной, буркнул: «Нет, пока не могу ничего сказать. Ведутся работы». Движение перекрыто сотрудниками ГИБДД и, по всей видимости, надолго. В прошлом году в этом самом же месте произошел аналогичный случай, с той лишь разницей, что характер повреждений был намного меньший, и дорожный провал устранили за несколько часов http://ulnovosti.ru/content/14/30188/%20 .
О стратегической важности грузовой восьмерки в жизни города не знает только ленивый. Она выполняет важную роль в грузопассажирском сообщении двух берегов, чуть ниже нее по склону проходит железная дорога, еще ниже – речной порт. О том, что именно в этом месте может случиться оползень, неоднократно предупреждал авторитетный государственный эксперт Иван Мирошников. По мнению эксперта, любая застройка склона может спровоцировать оползень страшной силы, остановить который будет невозможно.
— Эта зона всегда была оползневой, – говорит Иван Мирошников. — В 70-х годах, когда шла застройка к 100-летию Ленина, к нам в Ульяновск были привлечены самые лучшие инженерные силы Союза, имею в виду специалистов по инженерной геологии и по всем сопутствующим вопросам. Где сейчас находятся библиотека и дворец пионеров – здесь располагалась ранее одноэтажная застройка. В 70-х всю эту застройку снесли, и вдоль ул. Минаева начали возводить девятиэтажки. На стороне, ближе к Волге, поставили только «легкую» библиотеку и распластанный дворец пионеров, чтобы нагрузка на грунт была меньше. Это сделано неслучайно, проектанты предусмотрели, чтобы весь этот большой блок – от стелы и до грузовой восьмерки — не находился под нагрузкой. Данное архитектурное решение все время считалось разумным. Только недавно появились товарищи, которые хотят сделать там чуть ли не микрорайон.
Между тем дренажи под детскую библиотеку и Дворец пионеров для отвода подземных вод были сделаны еще в 70-х годах прошлого века. Они шли с города до Минаева, выходили здесь к этим сооружениям, а уже отсюда по дренажным сооружениями воды сбрасывались в водохранилище. Но с тех пор капитальный ремонт дренажей так и не провели. Даже в ходе недавнего ремонта дворца пионеров дренажи не подвергались ремонту. А они — если подсчитать — стоят почти полвека и свое отработали. Сегодняшнее их состояние делает строительство нового дома еще опасней.
— А что с грузовой восьмеркой? На ней, по вашему мнению, сказывается оползень?
— Знаете, где кафе «Минутка» на Гончарова? Рядом с кафе «Минутка», если вы помните, там по «гончаровке» под асфальтом все время дорога проваливалась, и чуть ли не каждый год ее засыпали, асфальтировали… Причина в том — истоки огромного древнего оврага. Его засыпали, но этот овраг идет в направлении к главпочтамту, а дальше выходит где-то аккурат между детской библиотекой и дворцом пионеров и загибается как раз на грузовой восьмерке. В том месте его каждый год засыпают, потому что это место каждый год «садится». Если посмотреть дальше вниз, то оно трансформируется в ущелье, т.е. глина в склоне. Но настоящее ущелье, по которому в паводок уходит вся вода, проходит под железной дорогой в специальном сооружении и сбрасывается в водохранилище. Данный овраг рассекает как раз ту территорию, где застройщик возводит многоэтажное жилое здание.
Так что стоит предположить, что сегодняшний провал, спровоцированный дождями, которые идут в Ульяновске несколько дней, плюс еще тяжелый и не оттаявший грунт – все это стало лишь поводом для начавшегося оползня. Пока никто почему-то из чиновников и прогубернаторских СМИ не хочет говорить в том числе и о причинно-следственной связи оползня и развернувшегося на перекрестке Минаева и Железной Дивизии строительства многоэтажного дома. Аккурат на опасном оползневом склоне. За молчание заплачено? Застройку ведет компания КПД-2, которая, усадив в кресло главы администрации города своего человека — Алексея Гаева, по всей видимости, считает, что получила карт-бланш на строительство любых объектов там, где захочется. Вполне вероятно, что набитые в грунт за год строительства сваи помогли спровоцировать произошедший оползень. Коммерсанты из КПД-2 на публикации в прессе внимания не обращают, а строительство огромного дома на 742 квартиры в оползневой зоне идет полным ходом. Остается надеяться, что сегодняшний оползень не станет повторением тех, какие уже наблюдались в Симбирске-Ульяновске на протяжении столетий.
Справка Ulnovosti.ru
Имеющиеся архивные и литературные данные указывают, что уже в конце XVII — нач. XVIII вв. оползни причиняли ущерб городскому хозяйству. Наиболее крупные оползни в Симбирске-Ульяновске были отмечены в 1724, 1743, 1785, 1866, 1868 гг. А с 1877 до 1902 годы было 10 крупных разрушительных оползней. После некоторого периода затишья последовали крупные оползни 1913 и 1914 гг. и катастрофический оползень в мае 1915 года. Сильные разрушения принесли и оползни, произошедшие в 1945, 1955, 1957 и 1979 гг.
Оползень 1902 года сильно повредил железную дорогу, спуск, соединяющий город с пароходными пристанями, а также многочисленные хлебные амбары и другие строения. Симбирская городская управа возбудила судебный иск к Обществу Московско-Казанской железной дороги о возмещении убытков от оползня, вызванного неправильным устройством железнодорожных сооружений.
Оползень Симбирской горы, произошедший 29—31 мая 1915 года, был настолько разрушителен, что чрезвычайное собрание городской думы приняло решение: «Борьба с последствиями катастрофы должна быть признана делом общегосударственным». Были разрушены подходы к строящемуся Волжскому мосту со стороны города, полностью разрушены мостовая по Петропавловскому спуску, церковь, был также сильно повреждён и сам строящийся мост — напором двигавшейся массы почвы были сбиты с основания 8 крайних устоев (быков); приведены в нежилое состояние многие деревянные и каменные постройки (в городскую думу поступило около 50 заявлений от потерпевших с просьбами о выделении беспроцентных ссуд и снятии налогов на недвижимое имущество); разрушен городской дом, занимаемый полицейской частью и городским училищем.
В 1955 г. произошла повторная подвижка южной половины оползня 1915 г. (вышли из строя 740 метров железнодорожного полотна, убытки исчислялись миллионами рублей). После оползня 1979 года было прекращено движение поездов на четверо суток, встали все стройки; для восстановления деформированной части железной дороги потребовалось 320 вагонов щебня.
Алексей Шувалов