Чт. Мар 28th, 2024

«Пиратские» методы Росреестра: показательно без доказательств

Женщина пытается доказать незаконность своего увольнения «по статье» руководством Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Ульяновской области.

«Против системы не попрешь», так говорят обыватели, столкнувшись с государством, и, как правило, смиряются. Но как быть, если чьи-то необоснованные обвинения делают из тебя преступника, а принятое несправедливое решение ставит крест на карьере? Идти против системы.

Что и делает жительница Старомайнского района Ирина Илюшкина, пытающаяся через суд доказать незаконность своего увольнения «по статье» руководством Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Ульяновской области. Инцидент по странному стечению обстоятельств случился после обнаружения ею в документах, принятых на государственную регистрацию, поддельных подписей. По словам Илюшкиной, подписи были подделаны сотрудницей ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, причем это был далеко не первый подобный случай. Забегая вперед, скажем, что после всей шумихи сотрудница, подделывающая подписи, была уволена по соглашению сторон, но через некоторое время принята обратно на работу в ФГБУ «ФКП Росреестра».

Однако в то же самое время в отношении государственного регистратора, обнаружившего поддельные подписи, была проведена служебная проверка, основанием для которой послужили докладные записки двух сотрудниц ФГБ «ФКП Росреестра», где говорилось о том, что якобы Илюшкина на своей флеш-карте подготавливает для одного из местных риэлторов договоры. При проверке служебного компьютера и флеш-карты Илюшкиной текстовых файлов-договоров обнаружено не было. Тогда проверяющие потребовали предъявить им домашний компьютер. По признанию Илюшкиной, скрывать ей было нечего, поэтому она впустила их к себе домой. Один из сотрудников Росреестра вставил принесенную с собой флеш-карту в компьютер, а остальные сели за стол пить чай. Спустя примерно час Илюшкиной было предъявлено несколько тысяч якобы найденных в ПК удаленных текстовых файлов. Что это за файлы, было не ясно, содержание для просмотра текстовых файлов, хотя по словам Илюшкиной, соответствующая программа была.

— Неизвестно что было на флеш-карте проверяющих до того как её вставили в ПК, неизвестно и куда флеш-карта делась после проверки, так как она не была должным образом опечатана, не были сделаны скриншоты с восстановленных страниц, — говорит Илюшкина. — После проверки ПК был подписан акт обследования, где также прописано, что обследование проводилось с помощью ПО RECUVA (пиратской версией!) были обнаружены удаленные текстовые файлы, хотя они есть в любом компьютере.

Тем не менее столь странный акт стал основанием для издания приказа Управления Росреестра от 23.04.2014 года №111-К «О применении к Илюшкиной И.В. взыскания за коррупционное правонарушение, которым к Илюшкиной применено взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия…».

По словам Илюшкиной, была явно нарушена процедура увольнения, ведь согласно ФЗ №273 «О противодействии коррупции», при совершении коррупционного правонарушения материалы должны быть направлены руководством в комиссию по соблюдению требований по служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Вместо этого материалы проверки были переданы непосредственно руководителю, который и принял решение о применении взыскания и увольнении, руководствуясь, только своими личными умозаключениями. При этом по закону руководитель имеет право личным распоряжением увольнять подчиненных, однако в случае возникновения конфликта интересов это касается только сотрудников, обладающих распорядительными функциями, то есть замов. Илюшкина такими функциями не была наделена, выполняя указания начальника отдела. В этом смысле абсурдными выглядят обвинения в адрес Илюшкиной в том, что она якобы регистрировала только те документы, которые ей было «выгодно».

Не согласная с обвинениями в свой адрес, Илюшкина обратилась в суд с требованием изменить запись в трудовой книжке на «уволена по соглашению сторон». Может показаться странным, но «дело было передано на рассмотрение судье, которая ранее была мировым судьей в Старомайнском районе, а ее родной брат занимается там риэлторской деятельностью», говорится в апелляционной жалобе Илюшкиной. Посчитав, что судья является заинтересованной в определенном исходе дела, истица направила заявление о ее отводе, но, по ее словам, получила необоснованный отказ. В итоге Илюшкиной было отказано в исковых требованиях.

Будучи уверенной, что столь сомнительный приговор не устоит, Илюшкина направила апелляционную жалобу в областной суд. Однако новое рассмотрение вызвало у истицы еще больше вопросов. На слушания ею был приглашен корреспондент одной из ульяновских газет, однако против его присутствия выступили трое представителей Росреестра. Судебная коллегия удалять журналиста из зала не стала, лишь запретив производить фото- и видеосъемку. Очень странная позиция Росреестра: «коррупционер» хочет, чтобы производилась видеосъемка, а «честные» сотрудники Росреестра выступают против. Видимо, есть что скрывать. Перед началом рассмотрения дела адвокат Илюшкиной выступил с ходатайством о приобщении к материалам дела писем от официальных дистрибьюторов ПО RECUVA, в которых говорится, что нельзя использовать данный продукт в коммерческих и корпоративных целях, т.к. это приведет к нарушению авторских прав. На суде программист Росреестра подтвердил, что лицензионной программы в Управлении нет, поэтому «использовал то, что было под рукой». Судебная коллегия в технических тонкостях разбираться не стала и отклонила ходатайство. Отклонила судебная коллегия и ходатайство о привлечении к рассмотрению дела в качестве третьего лица того самого риэлтора, для которого, как заявляют в Росреестре, Илюшкина и готовила договоры.

В ходе двух судебных разбирательств ни ответчику, ни суду так и не удалось установить объективную сторону совершенного Илюшкиной правонарушения. Даже если допустить, что на домашнем компьютере Илюшкиной и хранились какие-то текстовые файлы, то почему это ставится в вину сотруднице – в должностной инструкции такого запрета нет. Но главное – ответчиком так и не было представлено каких-либо доказательств совершения Илюшкиной коррупционного правонарушения. Как не доказан и факт получения ею незаконных доходов, даже намеков на эти самые доходы, было просто сухое цитирование выдержек из законодательства, не подкрепленных фактами и доводами.

— Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ответственность наступает не за какие-либо подготовительные действия, а именно за действия (бездействие), приведшие к конфликту интересов — говорит Ирина Илюшкина. — В моем же случае работодатель применил меры дисциплинарного взыскания за потенциальную (гипотетическую) возможность наступления конфликта. Если следовать логике Росреестра, то все госслужащие гипотетически являются коррупционерами, и их всех можно смело увольнять «по утрате доверия», только по тому, что кому-то, что-то показалось. Сбор доказательств вины при этом, видимо, является вещью второстепенной. Управление Росреестра при попытке соблюдать законодательство РФ в сфере борьбы с коррупцией само выступает нарушителем, и, осознавая это, боится огласки в СМИ и «общественного суда». Для данной организации не является постыдным использовать в своей деятельности нелицензионные программные продукты, для достижения целей, поставленных своим руководителем, нарушая при этом авторские права производителей. Никто не отменял ст. 146 Уголовного кодекса РФ «Нарушение авторских и смежных прав», где четко прописано, что к уголовной ответственности по ч. 2 и ч. 3 ст. 146 УК РФ за незаконное использование объектов авторского права в организации привлекаются лица, которые принимают соответствующее управленческое решение. Но для Вознесенского С.В. закон не писан, ему было достаточно сомнительного обследования домашнего компьютера пиратской версией ПО RECUVA, чтобы уволить сотрудника по «утрате доверия».

То, что суды закрывают глаза на явные нарушения порядка сбора доказательств и процедуры увольнения, Ирина Илюшкина объясняет влиятельностью фигуры ответчика.

— Сложилось впечатление, что позиция Росреестра судьями принимается верной по умолчанию, потому как мои доводы, факты и свидетели судьями не воспринимаются, — говорит Илюшкина. — Теперь искать защиты мне предстоит в Верховном Суде, в любом случае я намерена идти до конца.

Евгений ЗИМИН