Сб. Апр 20th, 2024

Популярный «Секрет» Карамзинского сквера. За что российские поп-звезды благодарны ульяновской филармонии?..

Знал бы глава региона, что тридцать лет назад здесь мечтал работать его однофамилец, известный композитор-песенник. И не только один, в 70-80-х годах прошлого столетия «именинница» приютила у себя многих ныне состоявшихся поп-звезд. Об этом этапе облфилармонии в канун ее 70-летия решил вспомнить наш портал.

Весной 1944 года в одно из красивейших зданий бывшего Симбирского общественного собрания на Новом Венце, построенное по проекту архитектора Ливчака, вселились городской народный хор и пара малых инструментальных коллективов. С них и начиналась ульяновская филармония, которая уже через 20 лет была известна в профессиональных кругах СССР. В том числе и благодаря своему уникальному концертному отделу. Ульяновских филармонических профессионалов ставили в пример даже в Москве и Ленинграде. Местных специалистов таскали для мастер-классов и обмена опытом по всей стране. Здесь не боялись главного – смелых экспериментов.

УЛЬЯНОВЦАМ ПОКАЗАЛИ БЕРЕМЕННУЮ ПРИМАДОННУ

Фото:

Первая всесоюзная слава пришла к нашей филармонии в 1970 году. Тогда не многие города отваживались пригласить на первые гастроли молодую и подающую надежды Аллу Пугачеву, тогда еще просто солистку ВИА «Веселые ребята». А особая культурная зона родины Ленина решилась. Очевидцы вспоминают, что на афишах о концерте в филармонии фамилия Пугачевой значилась в самом низу и супермелким шрифтом.

20 лет назад автору этих строк удалось пообщаться со старыми сотрудниками филармонии, которые готовили концертную площадку к выступлению будущей звезды. Настройка аппаратуры и короткая репетиция самого ансамбля тогда заняли не больше часа. Еще полдня ушло на саундчек юной Аллы, у которой в том концерте и была-то всего пара песен, не считая бэк-вокала: ставший к тому времени радиохитом «Робот» и малоизвестная тогда «Посидим поокаем». Звездным хитом «Арлекино» тогда еще и не пахло. Но уже тогда требовательность Пугачевой к звуку, к свету, к коллегам и, главным образом, к себе была безмерной. Алла просто извела всех, пока добилась, чтобы все на концерте звучало идеально.

Сказать, что вечером маленький зал филармонии был полон — значит, слукавить. При доступной цене билета в 50 копеек желающих послушать Пугачеву нашлось немного. Тех же, кто все-таки потратился, худенькая, рыженькая, в мелких кудряшках девушка в облегающем цветастом сарафанчике и с неумением двигаться по сцене не покорила. Зато у публики с первых рядов была после концерта тема для обсуждения. Находящиеся близко к сцене не могли не заметить едва выделяющегося животика юной певицы. «Беременная она у них, что ли, поет?..» – недоумевали ульяновцы. И были очень не далеки от истины. К тому времени будущая Примадонна уже два месяца как была беременна другой будущей звездой Кристиной Орбакайте…

ДОЛИНА НАШЛА В УЛЬЯНОВСКЕ МУЖА И «ПРОПИСКУ

Вначале 1980-х набирающая популярность молодая питерская джазовая певица Лариса Долина, только что снявшаяся в кинохите того времени «Мы из джаза» Карена Шахназарова, создает собственный ансамбль. В 2005 году во время сольника в Ульяновске Лариса Александровна вспоминала:

— Сложно было найти место, где мой коллектив будет пришвартован. Известный джазмен и мой друг Анатолий Кролл посоветовал искать приют в провинциальных филармониях, там, мол, попроще. А я тогда еще и с первым мужем только рассталась. У нас вовсю был бурный роман с моим гитаристом Витей Митязовым. Он родом из Ульяновска, и мы решили попробовать поработать от вашей филармонии. Здесь мне устроили экзамен, организовали первое в Ульяновске выступление перед местной партэлитой в качестве музыкального сопровождения какой-то их конференции. Я им понравилась и без малого пять лет «провисела» солисткой вашей филармонии.

Опыт с Долиной был взят концертным отделом на вооружение и скоро в штате филармонии числился известный на всю страну джаз-оркестр «Диапазон», с которым тогда работал Михаил Боярский. Главный «д’Артаньян» СССР целый год за компанию с «Диапазоном» был также приписан, как артист эстрады, к ульяновской филармонии. Но в 1985 году проштрафился. Во время очередного концерта в Ульяновске со сцены признался, что старое название города Симбирск нравится ему больше. Чуть позже Михаил Cергеевич вспоминал, что уже на следующий день его вызвали в концертный отдел, вручили трудовую книжку и билет в родной Питер и объявили, что прежде чем говорить, иногда следует подумать.

А вот какие воспоминания об ульяновском периоде творчества остались у Валерия Леонтьева:

— В 1985 году ульяновская филармония позвала меня на родину Ленина с концертом. Тогда первое отделение работал «Диапазон», второе – я. А спустя три месяца в Ульяновске состоялся мой первый в жизни сольник. И с тех пор концертный отдел филармонии приглашал меня с периодичностью раз в полгода. И всегда – радушный, теплый и трогательный прием. Мне даже предлагали как артисту работать от ульяновской филармонии. Но я не решился. Все-таки быть «артистом с родины Ленина» в те времена накладывало определенные непростые обязательства, а я всегда хотел быть свободным…

«ГОП-СТОП» НА РОДИНЕ ЛЕНИНА

Александр Розенбаум и до 1985 года много теплых слов слышал об Ульяновске от своего друга, молодого актера театра и кино Андрея Краско. Андрей некоторое время служил актером в Димитровградском театре драмы. И именно он посоветовал Розенбауму поехать в ульяновскую филармонию. По счастливой случайности в то же время бард встречается с музыкантами «Диапазона». В «нагрузку» к коллективу Александр Яковлевич несколько раз приезжает с концертами в Ульяновск. В то время музыкант числился в Политбюро СССР в списке не совсем благонадежных. В основном из-за дворово-блатных своих песен. Но был у Розенбаума и блестящий цикл композиций о Великой Отечественной войне. Ради них концертный отдел ульяновской филармонии закрывал глаза на кабацкую лирику Розенбаума. Кстати, пару лет его по ошибке считали «ульяновским артистом»…

А еще через год уже известный Краско, вернувшийся в Питер, встретит своих однокашников по театральному институту Макса Леонидова и Колю Фоменко, создавших бит-квартет «Секрет» и неофициально мыкающихся без филармонической приписки. Приведет им в пример Розенбаума и сосватает в Ульяновск. Через три дня Максим и Николай будут в нашей филармонии. В статусе ульяновской группы «Секрет» примет участие во втором в СССР рок-фестивале и станет лауреатом. На деньги ульяновского управления культуры запишет свою первую грампластинку. Филармония устроит им даже первую профессиональную фотосессию на фоне видов города. Одна из фотографий на фоне решетки Карамзинского сквера на долгие годы станет визитной карточкой коллектива. Расстанутся ульяновская филармония и «Секрет» после удачного теледебюта бит-квартета в программе «Музыкальный ринг» …

Фото:

В 1987 году концертный отдел устроил творческую встречу-презентацию книги «От всей души» известной телеведущей Валентине Леонтьевой. Тогда впервые и выяснилось, что детство тети Вали прошло в Новоселках Мелекесского района, и что там проживает ее родная сестра с семьей. Тогдашнее руководство области, правда, пиариться на имени Валентины Михайловны не стало. А еще через год в ульяновскую филармонию с просьбой о приписке Виктора Салтыкова и группы «Форум» обратился композитор Александр Морозов. Но к тому времени советская эстрада уже крепко превращалась в шоу-бизнес и надобность в закреплении за определенной филармонией отпадала.

За свои 70 лет существования из стен ульяновской филармонии вышло немало будущих «звезд», отчего вдвойне обидно за ее сегодняшнее разрушенное состояние.

Фото:

Фото:

Фото:

Артур Артёмов