Ср. Апр 14th, 2021

Прямые выборы мэра города отменяются?

Николай Васин, политолог:

– Документ предполагает несколько вариантов построения власти на местах. Первоначально основным замыслом реформаторов был переход на двухуровневую модель: население избирает районные думы, а те формируют городскую думу, которая избирает мэра и участвует в назначении сити-менеджера. Однако, после серьёзной критики этого варианта со стороны горсоветов ряда крупных городов, в закон были включены и другие модели, которые предполагают, в том числе, прямые выборы мэра и гордумы. При этом закон даёт возможность регионам самостоятельно выбрать оптимальную модель.

Обращает на себя внимание, что кроме Московской, Волгоградской и Вологодской областей, уже внёсших в региональные парламенты законы, упраздняющие выборность глав муниципалитетов, другие регионы следовать этому примеру явно не спешат. И на то есть серьёзные основания: никто не считал, какие экономические издержки повлечёт за собой реализация этого закона, ведь число депутатов в городах возрастёт в разы. Увеличатся расходы на их техническое обеспечение, а также обеспечение кабинетами, транспортом и многим другим, а источники покрытия этих расходов не предусмотрены.

Кроме того, за словесной эквилибристикой, объясняющей суть новаций, очень сложно получить реальную картину выгод, которые сулит реформа. Не могли не обратить внимания регионы и на позицию министерства регионального развития РФ, подвергшего критике почти все основные положения закона, и указавшего на возможные политические риски. А ряд политиков и политологов и вовсе усмотрели в реформе МСУ стремление создать систему, при которой можно будет контролировать выборные процессы.

Определиться с оптимальной моделью организации местного самоуправления в ближайшее время предстоит и Ульяновской области. Вчера на совещании по вопросам реформы местного самоуправления в регионе губернатор Сергей Морозов заявил, что будет выступать за формирование внутригородских муниципальных образований. Фактически это будет означать, что Ульяновск откажется от прямых выборов мэра и гордумы. Это не может не удивлять. Затевать столь радикальную реформу в преддверии губернаторских выборов – шаг более чем рискованный. Тем более, что уровень поддержки главы региона в городе и так не слишком высок. Переубедить население в необходимости именно такого варианта реформы и набрать при этом политические очки не получится. Убедительных аргументов для населения в пользу реформирования МСУ не смогли представить даже на федеральном уровне.

Согласно данным недавнего соцопроса Левада-центра, 77% россиян считают, что мэров крупных городов должно избирать население. В этой ситуации для Сергея Морозова есть большой риск оказаться в плену логики двойных стандартов, когда ему придётся объяснять, почему ещё недавно он высказывался за избираемость мэра, а сегодня его позиция изменилась на диаметрально противоположную. Объясниться будет крайне сложно, а публичная позиция потребует исключительной изобретательности. Существует высокая вероятность того, что позиция губернатора по отказу от прямых выборов мэра не будет понята и принята населением. В преддверии будущих губернаторских выборов такие имиджевые потери для Сергея Морозова будут иметь самые серьёзные последствия.

Алексей Куринный, депутат ЗСО от фракции КПРФ:

– Хотя отказаться от прямых и честных всенародных выборов главы города губернатор Морозов лишь предлагает, нетрудно предположить, что депутаты Гордумы пойдут на то, чтобы в третий раз за небольшой срок их полномочий проголосовать за изменения в порядок избрания мэра. Возьмет под козырек и большинство партии власти в областном парламенте. И непременно продавят изменения в закон. Ведь на этом настаивает Сергей Иванович. Выберут следующего главу города под контролем обладминистрации из своего состава, для них это уже привычно.

Опосредованно теперь все будет выглядеть следующим образом: в каждом районе города с собственным бюджетом выбираются свой глава и свои депутаты. Из них избирается Гордума, которая в свою очередь по сути назначает мэра. Собственно функции нынешнего мэра Ульяновска Марины Павловны Беспаловой, которая, между прочим, настаивала как раз на всенародных выборах, и сейчас чисто номинальные. Таким образом, контроль за муниципальными деньгами и за теми людьми, которые этими деньгами распоряжаются, остается фактически за администрацией области. Поэтому очень выгодно снова внести изменения в Устав города Ульяновска и всенародный характер выборов мэра нивелировать и отменить. Сделать так, чтобы и новый формальный глава города избирался из состава депутатов Городской думы. Это после того, вероятно, как в таких крупных городах, как Новосибирск, Екатеринбург, зародилась опасная тенденция: oлигархические кланы «Единой России» проиграли там представителям других партий на выборах мэра. А сложная система фильтров позволяет двинуть в мэры человека подконтрольного, который не будет дергаться. Такого, как Беспалова, которую, если что, легко могут поменять сверху. А законно избранный глава города – нравится это губернатору или не нравится – будет проводить свою политику, противоречащую интересам региональной олигархии.

Кстати, когда обсуждался вопрос о новом ФЗ-136 (измененном 131-м), встал вопрос, надо ли вообще прислушиваться к голосу народа. Так вот глава региональной Палаты справедливости Захар Мисанец считает, что по большому счету достаточно мнения Общественной палаты региона, как представителя общественности, и его ведомства. А система фильтров, по его мнению, предотвращает возможность избрания аферистов и людей, которые приходят во власть за деньги и потом делают, мол, с городом неизвестно что…

Нина Дергунова, политолог, заведующая кафедрой социологии и политологии Ульяновского государственного университета, член Общественной палаты РФ от Ульяновской области, доктор политических наук:

– Я пока не читала наш новый областной закон, даже в проекте. Но знаю, что предлагал по этому поводу президент Путин. Он опирается на то, что объединенная городская власть теряет свои организаторские функции и будет заниматься только стратегическим планированием. А хозяйственные функции жизнеобеспечения города переходят на районные уровни. Поэтому сложная работа по организации всенародных выборов мэров с тратой огромных денег – все это не имеет, на мой взгляд, никакого смысла. От жителей ульяновская городская власть с проблемами и программой развития города очень далека.

Решать дела и проблемы жителей нужно на районном уровне. Пусть на этом уровне и делегируют людей на уровень города. Функция городской власти изменяется кардинальным образом, отдаляется от «текучки». С этой точки зрения в отмене прямых всенародных выборов мэра ничего страшного нет. Напротив, ни к чему устраивать ненужную политическую борьбу за кресло мэра, который конкретные насущные проблемы людей решать все равно будет не уполномочен…

Сергей Герасимов, руководитель Ульяновского регионального отделения партии «Справедливая Россия»:

– Все будет в конечном итоге зависеть от того, как будут работать городская администрация и люди, избранные в муниципальные органы власти. Каким бы путем они не избирались – всенародным голосованием или советами депутатов. Но, мне кажется, второй вариант хуже. Поскольку существующая система не предусматривает никакой конкуренции. Это кулуарное решение вопросов. Человеку с иными политическими взглядами занять должность, например, руководителя администрации города Ульяновска практически невозможно. Значительно сужается круг претендентов. Исчезает соревновательная борьба. Исчезают программы и личности. И все переходит в подковерную аппаратную плоскость фактически назначений сверху. На сегодняшний день тем, кто находится у власти повыше, видимо, так удобней.

Николай Владимиров

фото: Ъ-Online