Чт. Мар 28th, 2024

Сеанс саморазоблачения по-бакаевски. Цементные перспективы на «Азия-цемент» жителей Тереньгульского района не впечатлили

Чиновники готовы вылезти из собственной шкуры, доказывая протестующим экономическую значимость от размещения вблизи их домов китайского цемзавода. Уговаривая людей буквально в режиме 24/7 дать свое согласие на размещение в курортной зоне вредного производства, представители заксобрания области в пятницу организовали экскурсию на Пензенский цементный завод «Азия цемент».

Рабочей группой, куда впервые вошли члены протестного движения, сотрудники прогубернаторской прессы, а также журналист Ulnovosti.ru, должен был руководить в поездке в Пензу лично спикер ЗСО Анатолий Бакаев. Правда, по приезду на цемзавод он уже через 2 минуты быстренько сбежал, заявив, что у него дела в Пензе. Вот такого бы нам губернатора. По сути, этой поездкой в Пензу Бакаев вернул взад все успехи, которых достигли председатель правительства области Смекалин, Ольга Никитенко, создавшая фейковое прокитайское движение, и политтехнолог Павлючков, заваливший регион чернухой. Верный «песняр» Бакаев даже не заметил, что, потащив протестующих на «Пенза-цемент», устроил себе сеанс саморазоблачения. Иначе зачем надо было ехать в Пензу, зачем сбегать?

По итогам нелегкой поездки, можно сделать несколько неутешительных выводов. Любое суперсовременное предприятие, даже китайское, пылит по-черному, инвесторы никоим образом не считаются с местными жителями, общественный контроль невозможен в принципе, снизить себестоимость цемента невозможно, а количество выбросов на вредных цементных производствах почти везде одинаковое.

Впрочем, давайте обо всем по порядку. Всего в с. Усть-Инзу Никольского р-на, Пензенской области из Подкуровки поехало 17 человек на трех машинах. Отдельное «спасибо» хочется сказать организаторам поездки и лично спикеру ЗСО Анатолию Бакаеву, которые предоставили людям микроавтобус «повышенной комфортности» в виде старенького 13-местного автомобиля ГАЗель. Для тех, кто регулярно пользуется ульяновскими маршрутками, не нужно объяснять, что даже после недлительной поездки пассажиры нередко ощущают некоторую степень неудобства. Но здесь людей усадили в «капсулу смерти» и повезли на расстояние практически в 250 км. Но надо отдать должное, депутат Антипов тоже ехал в этой же ГАЗели, правда, занял два передних сидения. За микроавтобусом следовала машины издания «Улправда».

Несмотря на разношерстный коллектив, в салоне заминок не происходило. Сторонники псевдообщественной организации «За развитие Тереньгульского района» (читай – подконтрольные бюджетники, которых убедительно попросили выступать за строительство цементного завода) мирно ехали рядом с теми, кто борется за сохранение местной природы и экологии. Главную роль радеющего за новый цемзавод жителя отдали опять заведующей детским садом в Тереньге Ирине Буйлиной. Той самой, что в стенах ЗСО по бумажке с выражением детсадовского воспитателя на утреннике читала подготовленную речь. Она как руководитель движения «За развитие Тереньгульского района» вместе с двумя своими коллегами после посещения предприятия высказала свое «за» на камеры проправительственной пропаганды.

На границе Пензенской области нас встретили местные чиновники. Замглавы по вопросам экономического развития администрации Никольского района Евгений Россеев пересел к нам в ГАЗель, и мы продолжили путь к заводу. После более чем трехчасовой тряски группа прибыла на место. Если в прошлый раз мы видели только вершину айсберга http://ulnovosti.ru/content/6/37557/ , то в этот мы разглядели и часть его основания. При входе на предприятие пришлось ощутить сверхстрогий пропускной контроль. Во-первых, на посту охраны всех сразу предупредили, что видеокамеры придется оставить у них. Если видеосъемка не была обговорена заранее, то никаких вариантов ее производить уже нет. Тех, кто отсутствовал в списках и поехал «дикарями», не пропустили, договориться или урегулировать этот вопрос оказалось невозможно. Нет и все, альтернатив тоже нет. К слову сказать, не пустили даже журналистов «Улправды», для которых в Ульяновской области открыты все дороги и любые двери. На «Азия цемент» они просто никто. С одной стороны, это хорошо – порядок, но с другой – пресечение доступа СМИ, причем здесь, в России, на российской земле, где действуют российские законы. На реплику о китайцах кто-то из охраны обронил на КПП, что завод — собственность киргизской компании.

Общение с топ-менеджментом цемзавода проходило в актовом зале, где уже через пять минут ожидания появилась эффектная деловая женщина, генеральный директор ООО «Азия цемент» Айнура Кыпчакбаева. Позже зашел директор завода Владимир Фетисов.

Нас подкупили прямолинейность и честность руководства ООО «Азия цемент», но подкрепить видео-аудиозаписями сказанное мы не сможем, поскольку группе не разрешили фотографировать, снимать на видео, записывать разговоры внутри завода и тем более в аудитории. Г-жа Кыпчакбаева начала с того, что рассказала о работе завода.

Всего на предприятии трудится 480 человек, из них иностранцев порядка 90 человек. Остальные местные(окрестные села, но в основном из ближайшего города). Есть служебное жилье с правом выкупа, но никто не выкупает, так как построено в «глухомани». Завод функционирует круглосуточно. Согласно инвестиционному соглашению, компания обязана была трудоустроить 520 человек, но местные власти сразу сказали, что такого количества людей из местных сел не найдут, потому что остались одни пенсионеры. Поэтому пришлось привлекать откуда получится, в том числе из Ульяновской области. Средняя заработная плата 36 тыс. руб., но это, сами понимаете, средняя по больнице. Налоговые льготы, которые предоставили компании, заканчиваются в 2018 году. За 4 года работы общее поступление налоговых отчислений во все бюджеты всех уровней составило 1 млрд. 200 млн. руб. Конкретно в местный бюджет Никольского района поступает около 12 млн. руб., а в областной 120 млн. руб. – это при мощности 5000 тонн клинкера или 8000 тонн цемента в сутки. Доли компании ООО «Азия цемент» распределяются таким образом: 49% принадлежат Внешэкономбанку, а 51% Кипрской корпорации ООО «Кордиселла Инвестментс Лимитед».

Фото:

Айнура Кыпчакбаева сообщила, что средний срок от победы на аукционе по разработке месторождения до запуска завода составляет 7 лет. Плюс конкретно окупаемость примерно составляет 6-7 лет. ООО «Азия цемент» победила на аукционе в 2007 году. Строительство завода началось в 2011-ом. В октябре 2013 года первый раз запустили печь, но производство начали в 2014 г. На аукцион также заявлялись несколько компаний, в том числе «Евроцемент». По словам Кыпчакбаевой, представители последних прямо заявили, что не дадут им работать, но по итогам нескольких лет наблюдается обратное. К территории завода подходит железная дорога, длина которой до общих ж/д путей составляет всего лишь 2 км. В ульяновском варианте – 38 км, плюс будет пересекать федеральную трассу. Расположение ООО «Азия цемент» логически продуманное, ближайший цементный завод находится в 130 км в Мордовии. Ульяновский в более чем 250 км. Всего предприятие занимает порядка 36 га, но в распоряжении компании 190 га разведанных запасов. И все это на 50 лет работы предприятия. В ульяновском варианте разработать за 50 лет предполагается порядка 800 га, причем большая часть из которых — лес, окруженный полями сельхозназначения, где сеют и пашут фермеры.

Фото:

Фото:

Фото:

Фото:

Фото:

Теперь по поводу мифов. Айнура Кыпчакбаева и Владимир Фетисов, улыбаясь, прямо заявили, что снизить себестоимость цемента на 50% невозможно. 60% себестоимости составляют энергоресурсы. Следовательно, заявления председателя правительства Ульяновской области Александра Смекалина просто ложь, и в этом мало кто сомневался. Нужно отдать должное: сотрудники ООО «Азия-цемент» рубили правду так, как она есть. Айнура Кыпчакбаева заявила, что цементное производство, какое бы оно современное не было, в любом случае дает пыль и выбросы. Например, работа ООО «Азия цемент» серьезно контролируется, и выбросы не превышают допустимые нормы. Хотя трудно было предположить, что гендиректор предприятия сознается в обратном или признается в том, что по ночам фильтры могут отключаться ради экономиии на электроэнергии. Если говорить о вредных веществах, которых насчитывается порядка 18, то в допустимые пределы завод якобы укладывается, но говорить о том, что они могут сократить выбросы вдвое, нельзя. Предприятие построено теми же самыми китайцами, по тем же самым технологиям.

Члены группы спросили, а правда ли, что при производительности 5000 тонн в сутки в атмосферы выбрасывается 1,5 кг цементной пыли. Это вызвало улыбку на лицах топ-менеджмента ООО «Азия цемент». Открыто смеясь, они задали вполне резонный вопрос: правильно ли нам перевели с китайского на русский? В производстве ООО «Азия цемент» также использует колчедан. Он доставляется сюда по железной дороге из Липецка. Хранится как в открытых, так и в закрытых складах.

На территории завода повсюду цементная пыль. Айнура Кыпчакбаева, не скрывая, говорит, что по технологии территория завода должна орошаться каждое утро в 7 часов. Кcтати, когда мы подъехали к заводу, асфальт вокруг был еще мокрым после данной процедуры. Цементная пыль — она повсюду, и по-другому никак нельзя – это честная позиция руководства ООО «Азия цемент». Другое дело, что никакой общественный контроль здесь невозможен в принципе, по кругу колючка, и активной общественности, выступающей против цементного производства, здесь делать нечего. В процессе обсуждения в зал забежал Бакаев. Как ни странно, спикеру так и не удалось провести на предприятие вторую съемочную группу корреспондентов «Улправды», которые не были заявлены в списках. Однако сам спикер ЗСО Ульяновской области уселся за стол, выдал несколько общих фраз и вопросов, которые уже были заданы. В частности, спросил, сколько работников трудится, и попросил показать все здесь. Через 5 минут скучного сидения Бакаев сбежал, заявив, что у него другие планы.

Затем группу повезли через территорию завода к карьеру, попутно рассказывая, где что находится. Фотографировать запретили, но мы все-таким смогли сделать несколько снимков на камеру мобильного. Ничего особенного: карьеры, дымящая труба, повсюду цементная пыль. Как на любом цементном производстве. Показали нам и центральный пульт, где за мониторами операторы следят за режимом работы и оборудованием. Здесь показаны все этапы и процессы производства, вплоть до видеокамер в печах. Все автоматизировано. За пультами сидит три человека. Куда делись остальные 100 за вычетом администрации, которая моталась с нами, непонятно. В целом, конечно, производство большое, современное и может быть даже кстати, но только в Пензенской области. Да и леса как такового, который вырубается, мы там не увидели.

По итогам экскурсии три бюджетницы во главе с предводительницей движения «За развитие Тереньгульского района» Ириной Буйлиной, не поняв сути произошедшего, уже рвались в бой. Они даже интервью давали вместе. Завод всем трем очень понравился, а директриса Ясашно-Ташлинской школы заявила, что она с удовольствием сюда бы трудоустроилась.

#video=jebl5QKwu3c#

Депутат районного совета Валентина Вечкутова высказала свои опасения, что если в Тереньгульском районе все-таки решат строить цемзавод, то сколько еще гектаров леса, кроме самого месторождения, подвергнется вырубке. Протяженность ульяновской ветки ж/д составит 38 км, а не 2,5, как здесь в Пензе.

#video=16_JCXqg2iI#

Активист движения «За благоприятную окружающую среду» Андрей Ушанов рассказывает: «Завод, конечно, современный, не спорю, но там есть все условия для этого производства:

— Отсутствие аналогичных производств в непосредственной близости.

— Отсутствие «путного» леса на месторождении.

— Все села поблизости — жалкое зрелище, людей нет, это не экологический пригород областного центра».

Группа за развитие Тереньгульского района на камеру правительственной прессе давала восторженное интервью о прошедшей экскурсии.

Вывод: Завод какой бы он ни был хороший, в первую очередь в любом случае угроза экологии края. Нет таких оснований, что бы брать на себя ответственность перед будущими поколениями и давать добро на его строительство.

Егор Денисов