Чт. Апр 25th, 2024

В госучреждениях ульяновцам — от ворот поворот. Как советник губернатора Светлана Опенышева накручивает посещаемость в МФЦ

Специалисты-делопроизводители, операционисты на местах в массовом порядке предлагают обратившимся гражданам оформлять заявления через интернет-портал государственных услуг, для пользования которым необходимо наличие дома современного персонального компьютера, подключения к глобальной сети и умения всем этим пользоваться. Для большинства жителей Ульяновска и Ульяновской области — взрослых работающих людей, которые с утра до ночи трудятся, чтобы прокормить семью, на совершенствование и даже пользование цифровой техникой, кроме мобильного телефона, времени практически не остается. Поэтому между обратившимися за госуслугами гражданами и специалистами повсеместно начали возникать конфликтные ситуации.

Как правило, сложности возникают в тех органах, которые имеют зависимость от региональной власти. Для примера можно взять ЗАГС Железнодорожного района города Ульяновска. Читатели нашего сайта прислали в редакцию фотографию размещенного в здании райадминистрации объявления в виде обращения к посетителям, где сказано, что часть оказываемых услуг производится через ЕПГУ (портал государственных услуг).

Фото:

Ниже представлена короткая инструкция в одно предложение, от которой народ просто негодует:

«Для чего необходимо зарегистрироваться на портале государственных услуг и подтвердить свою учетную запись в МФЦ или в администрации Железнодорожного района 307 кабинет».

Обратившимся гражданам девушка-делопроизводитель отказала в приеме и попросила их зарегистрироваться на портале, затем подать заявку на прием именно оттуда, после чего уже явиться за осуществлением госуслуги. Горожане свое право, естественно, отстояли и заставили работника ЗАГС принять заявление, как и положено, то есть здесь и сейчас. Аналогичные ситуации происходят в том числе и в мировых судах. Забрать или подать документы сразу – почти нереально. К примеру, в Засвияжском мировом суде у нас на глазах развернули сразу двух заявителей, послав их домой регистрировать свои документы через портал госуслуг. Тех, у кого не оказалось дома компьютера, практически скопом из всех региональных и муниципальных органов отправляют в МФЦ. При существующей обязанности оформить человека здесь и сейчас, рядовым работникам государственных органов, вероятно, выдана негласная инструкция, согласно которой они должны визуально отнести человека к потенциальному продвинутому пользователю компьютера и отправить его в МФЦ. При этом методы применяются разные — от банального уговора до наглого отказа, если клиент покажет слабину.

Для повышения численности зарегистрировавшихся на портале госуслуг также прибегают к помощи подконтрольных властям бюджетников. Практически всех чиновников, учителей, врачей в добровольно-принудительном порядке уже заставили зарегистрироваться на портале. По заявлению советника губернатора Ульяновской области по вопросам реализации государственной политики в области информационных и телекоммуникационных технологий Светланы Опенышевой, всего в системе госуслуг на сегодняшний день зарегистрировано 60% всех жителей. При численности 1,25 млн. человек пользователей портала должно насчитываться порядка 750 тысяч человек.

Однако, по информации все той же Опенышевой, пользователи системы подали в электронном виде только 105 тысяч заявлений через госуслуги, это при том, что часть этих людей могли делать свои заявки, исполняя незаконные требования операционистов. Такое несоответствие в цифрах говорит о неэффективности реализации проекта, успешность которого 53-летняя советница главы региона по IT без имеющегося профильного образования хочет преподнести как собственное уникальное достижение.

Для большинства населения Ульяновской области, проживающего за гранью бедности и не имеющего возможности пользования элементарными достижениями в области информационных технологий, интернет-портал госуслуг создает дополнительное препятствие и встает костью в горле. При этом даже при умении пользоваться и владении необходимой техникой с доступом в интернет для работы с порталом надо сначала зарегистрироваться и явиться МФЦ лично с паспортом. Затем пару часов посидеть дома за компьютером и вбить необходимые данные с основных документов в базу. В конечном итоге это даст возможность дистанционно подать заявку на получение той или иной услуги, грубо говоря, занять очередь. За самим документов придется идти и ждать реальную очередь, отпросившись с работы или взяв несколько часов за свой счет.

Из всех плюсов, что могут предложить реализаторы проекта госуслуг, – это 30% скидку на отдельные виды госпошлин, при условии, что платить вы будете, также пользуясь порталом и возможностью смотреть свои нищенские отчисления в пенсионный фонд или конские штрафы ГИБДД.

Тем не менее, продвигаемый властью портал госуслуг с каждым днем получает все новые и новые инструменты. В Ульяновской области Светлана Опенышева пролоббировала подконтрольность порталу госуслуг ряд других информационных систем, таких как «Доктор 73», где граждане записывались на прием к врачу без всяких верификаций, или «Сетевой город. Образование» с дневниками учащихся. С нового года доступ к данным сайтам будет осуществляться только через учетную запись единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).

За удобство и за реализацию проекта Опенышевой можно поставить две жирных двойки. Непродуманность и небрежность работы с населением, ультиматумы на местах создают только лишь нервозность и недовольство нововведениями. Может быть, для молодежи это и проще, но для людей среднего и пожилого возраста все, что раньше было легко и просто, — становится сложным, при этом сама чиновница доказывает обратное при очевидном провале.

Виктор Доронин