Сб. Апр 20th, 2024

Виталий Борисов: Акция протеста жителей Теренгульского района против строительства цемзавода как явление современного искусства

Последняя акция борьбы жителей Теренгульского района Ульяновской области против

строительства китайского цементного завода, когда люди своими телами выложили послание

к Президенту, имеет уже не просто экономическое или политическое значение. Это не только

протест против деятельности чиновников, продающих Россию зарубежным инвесторам.

Простые сельские жители в отчаянном стремлении сохранить свою землю создали глубокий

всеобъемлющий символ единства человека и природы, символ защиты человеком своей

среды обитания от всепожирающей техногенной цивилизации. Люди, далекие от каких-либо

искусств и философий, вряд ли хорошо знакомые с такими явлениями как перформанс или

хеппеннинг, создали подлинное произведение современного искусства.

Искусство уже давно потеряло свою непосредственную связь с жизнью. Заключенное в

мертвое пространство музеев и выставочных залов, оно постепенно ушло от своего

подлинного назначения. Чтобы разглядеть в произведениях искусства красоту, нужно иметь

специальное образование искусствоведа. А чтобы что-то понять в современном искусстве, в

так называемом contemporary art, например, в творчестве группы «Война», в акциях Петра

Павленского, Олега Кулика или Елены Ковылиной нужно вообще каким-то особенным

образом извратить свое сознание. Большинство же людей и вовсе не стремится понимать

искусство, перестает нуждаться в нем, вполне довольствуясь массовым «китчем». Какая

польза, — думают они, — от посещения театра, музея, выставочного зала? Полученное там

«духовное богатство» нельзя во что-то конвертировать, невозможно никак потрогать,

взвесить, оценить.

С искусством произошло то, что современные философы называют кризис бесполезности.

Профессор философии и теории искусства Борис Гройс вспоминает, как однажды, принимая

экзамены в Гонконге, он спросил одну девушку, каких немецких художников она знает. Она

ответила, что очень любит немецкого художника Йозефа Бойса, который посадил в Касселе

много деревьев и принес городу пользу. В Гонконге, сказала она, тоже нужен такой художник,

потому что деревьев там очень мало. И она хочет стать художником, чтобы делать что-то

полезное.

Несмотря на ироничность этого воспоминания, Б. Гройс затронул чрезвычайно серьезную

проблему. Забота о производстве чего-то полезного лежит в основе любого творчества.

Художник, чувствующий себя ненужным, начинает деградировать. Писатель не может без

конца писать «в стол», ему необходимы читатели. Творческому человеку очень важно

чувствовать себя полезным обществу. И хотя вполне тривиально звучат жалобы на то, что в

наше время люди все меньше нуждаются друг в друге, но именно такое состояние

разобщенности в обществе, где никто никому не нужен, и отражает современная ситуация

бесполезности искусства.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «любить ближних и делать им доброе, нужно не только

потому, что это прямая Божественная заповедь (Лев.19:18) (Матф.22:37-39), но и потому ещё

что в этой любви и заботе о благе ближних заключается наше собственное благо. Польза

каждого заключается в пользе ближнего и польза ближнего в его пользе». Такая забота об

общей пользе порождает любовь к своей земле, к своему роду, к своей родине. Расцвет

народа, его хозяйства, искусства и науки связан не с накоплением богатств, не с

расширением территорий, а с осознанием собственного единства, когда высшая польза

отдельного человека видится в общей пользе его ближних. И если заглянуть в историю, то

мы увидим, например, что подъем древнегреческих полисов напрямую связан с тем, что

греки осознали себя единым героическим народом, победив во много раз превосходящую их

армию персов. Фукидид назвал это время «счастливое пятидесятилетие» (479–431 гг. до н. э.)

Каждый житель полиса был важен и нужен, и каждый для себя ощущал высшую пользу в

защите своей земли и своих близких. Именно в это время происходит расцвет классического

греческого искусства, которое называют высокой классикой. Если вспомнить время

освобождения Руси от татаро-монгольского ига, подъема древнерусской культуры в XIV—

XV вв. и расцвета иконописи в творчестве Андрея Рублева и Дионисия, то и тут отчетливо

видна связь этих явлений с появившемся тогда глубоким чувством единства русского народа

и принадлежности его к родной земле. Эпоха Возрождения в Италии предварялась подъемом

патриотизма в итальянских городах: Флоренции, Венеции, Милане. Осознание себя великим

народом с самобытной культурой породило эпоху русского «серебрянного века» в начале XX

столетия. Именно в такие эпохи, когда каждый человек нужен и важен, когда каждый

ощущает свою деятельность полезной для других, страны расцветают и хозяйственно и

культурно. Именно в такие эпохи рождаются подлинные произведения искусства.

Состояние национального подъема невозможно вызвать искусственно. Когда в

пропагандистских целях слишком часто употребляют понятие «патриотизм», значение его

выхолащивается. Настоящую любовь к Родине, к своей земле, заботу о пользе своих близких

нельзя симулировать, нельзя заменить низкопоклонством перед высокими чиновниками и

любовью к государственной машине. Сколько бы СМИ ни обманывали простого человека,

он недолго будет радоваться победам российских войск в Сирии, строительству газопровода

«Южный поток» или появлению гигантского китайского цемзавода в экологически чистом

Теренгульском районе Ульяновской области. Разве радовался древний грек успехам Империи

Ахеменидов? И вряд ли московит слишком сочувствовал расширению границ Золотой Орды.

Рано или поздно простой человек поймет, что сам лично он никому не нужен, что те, кто с

экранов телевизора восторженно рассказывают ему, простому человеку, о военных и

экономических успехах России, вовсе не чуствуют себя с ним единым народом и вовсе не

заботятся о его пользе.

Любовь и польза не могут быть отвлеченными понятиями. Нельзя любить что-то

абстрактное, и полезным может быть только то, что реально улучшает жизнь. Наверное, и

татаро-монголы заботились о своих семьях. И цементный завод, вероятно, принесет пользу

китайским предпринимателям. Но любовь к своей земле у жителей Теренгульского района

вызвана не телевизионной пропагандой патриотизма. Их «малая» Родина, их крошечная

страна встала перед угрозой уничтожения. То, что надвигается на них, несмотря на то, что

проявляется в виде областных чиновников, на самом деле не имеет ни лица, ни имени, ни

национальности. Этот молох можно назвать капитализмом, можно техногенной

цивилизацией. Эта сила несравненно сильней всех раньше существовавших империй. Как

степные кочевники, на своем пути к прибыли она сметает все, не щадит никого.

Надвигающаяся опасность сплотила людей, они ощутили свое единство. Родился маленький

народ, похожий на древнегреческий полис, где все заботятся друг о друге, где каждый видит

свою пользу в общей пользе всех. Этому новорожденному народу всего несколько месяцев.

Но общая угроза заставила его быстро повзрослеть. Протестная акция, с которой начался

этот рассказ, выглядит как зрелое произведение современного искусства, хотя никто из

организаторов этого выступления не ставил перед собой специальных художественных задач.

И то, что акция не имеет никакого отношения к искусству придает ей особенную

эстетическую глубину. Минуя все художественные условности, в этом перформансе

раскрывается самая глубокая суть искусства — быть образом человека перед лицом Неба,

под взглядом Высшего Судии. Нас не должно смущать то, что послание обращено к Путину.

Для современного русского человека Президент — это вовсе не высокий чиновник или

политический деятель, он — даже не человеческое существо. Путин — это символ Высшей

инстанции, Высшей справедливости, народный Тотем. Да и к Президенту ли обращает

человек свои мольбы? Адресат послания раздваивается, перерастает свой образ. Обращаясь к

Путину, люди оказываются перед лицом Бога. Маленькие и беззащитные в бескрайнем

мировом пространстве. Единство их крошечного народа подчеркивает целостность текста,

составленного из их тел. А их распластанность на земле обозначает их слабость и

беспомощность перед грозящей опасностью. Единственное, что они могут сделать, чтобы

сохранить свою землю — это накрыть ее собственным телом. Укрывая землю, сами люди

остаются открытыми и незащищенными. Этот художественный жест указывает на их

открытость перед Божественным адресатом, люди доверчиво отдают себя в руки Высшей

Силы, несомненно веруя в Ее защиту, как-бы предвосхищая ответные слова: «Довольно для

тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:7-9).

Как говорил герой одного популярного фильма 90-х гг., «сила — в правде». И правда эта на

стороне беззащитных жителей Теренгульского района, отчаянно борющихся за свой лес, за

свою землю, за свой мир. Услышит ли их крик о помощи Президент, поможет ли в их беде,

неизвестно. Но несомненно, что Бог их уже услышал. Ведь эти люди ощутили то, что

переживается только в периоды высшего расцвета государств и народов — чувство единства

со своим народом и своей землей, когда польза ближнего воспринимается, как собственная

польза. Люди заняты по-настоящему важным делом — защитой своей земли от непрошенных

захватчиков. И созданное ими произведение искусства, которое отразило глубокую правду

жизни, никто не сможет назвать бесполезным.