Вт. Апр 20th, 2021

Впереди «паровоза». Что ждать Ульяновску от реформы МСУ?

Региональные власти, пытаясь угодить Кремлю, продавливает в Ульяновской области очередную реформу МСУ. Впрочем, «продавливать» это слишком громко сказано: в Ульяновской области «вертикаль власти» означает, прежде всего, готовность депутатов на всех ее уровнях поднимать руки, не думая о последствиях. Вчера один из народных избранников на вопрос, как будете голосовать, так и ответил: «Наше мнение никого не интересует». А это значит, голосовать будут ЗА.

Команда губернатора Морозова вновь бежит впереди «паровоза», втягивая Ульяновск и ульяновцев в очередной «пилотный проект». Проводится этот важный для города закон тихо и без лишнего шума. В июне, когда вопрос только встал на повестке, его быстро «заглушили» обсуждением важной для депутата ЗСО, олигарха Родионова темы запрета разливать пиво в пластиковые «полторашки». А когда на одном из совещаний речь зашла о том, что неплохо бы обсудить это и общественности, руководитель «Справедливой палаты» Мисанец встал и заявил, что он и его палата, мол, и есть общественность. Он – ЗА, значит и общественность не будет против. Логично. Уже через неделю после этого единственного обсуждения реформы МСУ, причем где-то в Чердаклах, депутаты-единороссы ЗСО проголосовали ЗА реформу. К слову сказать, у нас почему-то всегда самые важные реформы, как и выборы, совпадают с периодом лета и отпусков. Тенденция.

Пока лишь известно, что город будет поделен на самостоятельные районы со своим чиновничьим аппаратом, уставом и районными думами. Последние формируются путем голосования жителей. Депутаты районных дум изберут из своего числа главу района и путем конкурсных процедур выберут районного сити-менеджера. Городская дума будет формироваться из депутатов районных дум. Они избирают главу города из своего числа и на паритетных началах с властями региона входят в комиссию по назначению городского сити-менеджера.

Сегодня депутаты Ульяновской гордумы проголосовали за принятие изменений в Устав города, который повлечет за собой и изменения в местном самоуправлении. Между тем, вопросов по ее реализации пока больше, чем ответов.

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ НЕ В СЧЕТ

Закон №131-ФЗ четко гласит, что все изменения, касающиеся реформы МСУ должны приниматься с учетом мнения населения соответствующего городского округа (п 4 ч.3 ст 28), то есть в районах города власти должны организовать публичные слушания. Однако тут всплывают несоответствия с действующим Положением «О порядке организации и проведении публичных слушаний в МО «Город Ульяновск», который не предусматривает публичных слушаний по вопросам преобразования городского округа. А это значит, что сначала депутатам Гордумы неплохо бы привести местное Положение в соответствии с федеральным законом, а уж потом объявлять о реформе МСУ. И то лишь после того, как будут проведены общественные слушания. То есть сегодняшнее принятие депутатами Гордумы изменений в закон о реформе МСУ как минимум преждевременно, как максимум просто противозаконно.

Стоит предположить, что и общественные слушания будут проведены традиционно с приглашением бюджетников, работников МУПов и самих чиновников. Ульяновск это уже проходил неоднократно, а власти просто не могут иначе: открыто и прозрачно организовывать общественные слушания. В Ульяновске сегодня проживает порядка 690 тыс. избирателей, принять участие в общественных слушаниях должны как минимум 25% или более 17 тысяч человек. Организовать общественные слушания такого масштаба в сжатые сроки невозможно, так что можно с попаданием в 99% предположить, что результаты будут сфальсифицированы.

Принятие данного закона преждевременно еще и потому, что предлагаемый к принятию нормативный акт не прошел процедуру оценки регулирующего воздействия. То есть не просчитаны риски, финансовые вложения, возможные экономические потери и многое многое другое.

И, наконец, с политической точки зрения такой подход полностью нарушает положения Конституции РФ, поскольку означает не что иное, как отказ от прямого избрания ульяновцами представительного органа и главы муниципального образования.

УЛЬЯНОВСК ЖДЕТ ДОСРОЧНЫЕ ВЫБОРЫ

Команда Морозова торопит законодателей в принятии нового закона. А это повлечет за собой досрочный роспуск сегодняшнего состава Гордумы, главы города Ульяновска Марины Беспаловой, сити-менеджера Сергея Панчина и всей команды. Поскольку согласно новому закону именно региональные власти наделяются полномочиями по досрочному прекращению полномочий главы города и городской думы, далее события будут развиваться по плану команды Морозова: город будет отдан в надежные руки близких людей. Так что ульяновцам ждать честных выборов вновь вряд ли стоит. Как и того, что ульяновские депутаты Гордумы поднимут бунт по примеру народных избранников в Екатеринбурге, которые не пошли на поводу у региональных властей, отказавшись голосовать за данный закон и обратившись к полпреду.

УЛЬЯНОВСК «РАСПИЛЯТ»

Как известно, проект поправок к закону об общих принципах организации местного самоуправления предполагает дробление крупных муниципалитетов на два уровня: районный и городской. Поделенными окажутся не только районы города, но и все имущество, городской бюджет. И вот тут вообще не понятно, как будут формироваться те самые районные бюджеты, поскольку структура поступлений доходов по районам различна. Наибольшие сборы того же НДФЛ в бюджет по Ленинскому району составляют 30%, по промышленным Засвияжскому и Заволжскому – в 2 раза меньше, в экономически отсталом Железнодорожном – всего 12%. Налог на недвижимое имущество, собираемый в районах, тоже ничтожен, поскольку пока производится исходя из кадастровой стоимости. То есть городу придется дотировать районы, чтобы привести бюджеты к равной обеспеченности.

Стоит предположить, что из-за несбалансированности доходной и расходной части внутригородских районов все это в конечном итоге может привести к тому, что для того, чтобы покрыть свои расходы, районам придется брать кредиты. Как это, к примеру, сегодня делает Ульяновск. Кредиты берутся как на ремонт дорог, так и на выполнение соцобязательств, и сегодня долг МО «Город Ульяновск» составляет без малого 1 млрд 583 млн. рублей. Чем будут расплачиваться районные бюджеты? Конечно, выставляя на продажу остатки муниципального имущества и земель, которые перейдут на баланс районных бюджетов. И вот тут за «распилом» остатков города уже вряд ли кто уследит.

КОЛИЧЕСТВО ЧИНОВНИКОВ ВЫРАСТЕТ

Хотя власти и говорят, что цель реформы – не поделить Ульяновск на 4 района, а избавить город от чиновников мэрии, занимающих свои кресла 10, а то и 20 лет, приблизив местное самоуправление к горожанам, стоит предположить, что все в таком крупном городе, как Ульяновск, просто не сработает. На честность народных избранников, как и то, что они наконец-то начнут работать в своих округах, тоже вряд ли стоит рассчитывать. Подавляющее большинство из них – представители бизнеса, которые перед своими избирателями появляются в преддверие очередных выборов, а всю их работу в округах «тянут» помощники.

Более того, несмотря на требования президента Путина сократить чиновничий аппарат, этот самый аппарат в связи с новой реформой МСУ разрастется на столько, что потребует не менее 100 млн. рублей дополнительных средств на свое содержание. Депутатов по предварительным подсчетам будет не 35, как сегодня, а более 100, и на содержание каждого из них потребуется увеличение расходов. Ровно как и на содержание районных чиновников, контрольно-счетных комиссий и районных избирательных комиссий.

Секрет Полишинеля известен: если где-то прибыло, значит где-то должно убыть. Бюджет не резиновый и на исполнение тех же «Майских указов Путина» сегодня в нем уже недостает как минимум 2 млрд. дополнительных средств. Деньги на свору чиновников могут взяться лишь с секвестирования затрат на «иные» нужды: дороги, освещение, образование, соцсфера, поддержка предпринимательства… Резать придется по живому. Не стоит исключать, что ульяновцев ждет возврат в 90-е со своими задержками по выплате соцпособий для малоимущих и многодетных. Устанавливать величину и набор этих льгот советы депутатов в каждом из районов города будут свои, исходя из бюджетных возможностей.

Пообщавшись с теми же чиновниками и депутатами, приходишь к выводу, что все они прекрасно понимают, что Ульяновск и ульяновцев в случае реформы ждет, мягко говоря, ухудшение ситуации. Самые прагматичные называют это крахом. Так нужна ли Ульяновску такая реформа МСУ и кому? Ходят слухи, что на должность будущего главы города якобы претендует министр внутренней политики Ульяновской области Михаил Сычев, потому, наверное, не стоит удивляться тому, с какой скоростью принимается столь важные решения на всех уровнях власти.

Ирина Казакова