Чт. Мар 28th, 2024

Выбирать нельзя назначить

В 30 субъектах федерации, в которых недавно прошли выборы губернаторов, вопрос местного самоуправления решили пока вообще не поднимать. 80% российских регионов пожелали оставить все так, как было. Ульяновская область попала в 20% (те самые 11 субъектов РФ), изменивших законы в ту или иную сторону, где: либо произошел возврат к прямым мэрским выборам, либо был введен институт сити-менеджеров, когда градоначальник избирается из состава парламента муниципалитета. Ульяновск пошел по второму пути.

ДЕПУТАТСКАЯ СОТНЯ

Кстати, в федеральном законе четко прописано, что регионы вправе самостоятельно выбирать модель управления городами. К тому же для решения о принятии реформы в субъектах отведен довольно большой срок – полгода. Екатеринбург, например, этим воспользовался. Здесь намерены вынести обсуждение закона о местном самоуправлении, отмены выборности глав городов и райцентров на всеобщий референдум либо провести исследование мнения жителей методом поквартирного опроса. Об учете мнения горожан в нашем регионе – чуть позже. А пока о том, что ждет Ульяновск в связи с реформой, которая у нас проводится предельно быстро и максимально закрыто.

Принятый не мытьем, так катаньем новый Устав города предполагает отмену выборов не только мэра, но депутатов гордумы. Последние будут избираться из числа районных советов депутатов. В каждом из которых по 30 человек. В Железнодорожном районе Ульяновска, например, на одного народного избранника всего три улицы. Это, как ни парадоксально, предмет особой гордости тех, кто продвигает именно такую схему. Депутат-единоросс из ЗСО Василий Гвоздев на минувшем «Правительственном часе» в ЗСО радостно сообщил, «количество депутатов вырастет с 35 до 100. С оговоркой: работать, мол, по такой схеме система будет лишь «при правильном распределении полномочий и только через народное обсуждение». А вот тут-то как раз и начинаются проблемы.

ВСЕ ДЛЯ «ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ»

Для начала, раздробление Ульяновска и городского хозяйства на отдельные самостоятельные, в том числе финансово, муниципальные единицы разрушит сложившуюся целостность, усилит диспропорции в территориальном развитии, обострит социальную напряженность, повысит конфликтность при принятии решений. К тому же существенно возрастет бюрократический аппарат, обслуживающий новые муниципалитеты. Есть соблазн, а значит и риск перекроить бюджет города, вытащив деньги из социально- и экономически важных статей по расходам и направив их на «прокорм» разросшегося чиновничьего аппарата на местах. Ведь не нужно быть великим математиком, что бы посчитать: разросшийся до сотни депкорпус потребует и увеличения расходов на содержание. Несмотря на требования президента Путина сократить чиновничий аппарат. Деньги наверняка будут «секвестировать» с ремонта дорог, из образования и соцсферы…

Главу городской администрации отныне выбирает комиссия, в которой ровно половина — представители областной администрации. Так что к гадалке не ходи – должность сити-менеджера займет человек губернатора Морозова. Все ради вертикали власти, о которой на обсуждении в рамках «парламентского часа» самонадеянно заявил еще один особо верный и преданный единоросс из ЗСО Ростислав Эдварс: «Люди в селах поддерживают вертикаль власти, а излишнюю демократичность не одобряют… Поэтому вертикаль надо укреплять». Вот чем, собственно, и продиктована нынешняя спешка команды губернатора Морозова: быстрее отдать город в надежные свои руки. Тем более, по слухам» и «надежные руки» уже имеются.

«НАДЕЖНЫЕ РУКИ» из ОБЛАДМИНИСТРАЦИИ

Кресло главы города не прочь примерить как действующий депутат Госдумы Вадим Харлов, так и все тот же «министр пропаганды» Ульяновской области Михаил Сычев, который так складно рассказывал о реализации реформы местного самоуправления на минувшем «правительственном часе» в ЗСО. В частности он пообещал:

— Вопрос о внутригородском делении пока не стоит, и раньше декабря рассматривать его не имеет смысла.

Соблазнял расширением прав региона в направлении местного самоуправления, говорил о двухуровневой системе последнего, обещал выгодное и удобное для всех перераспределение полномочий. Впрочем, не все так радужно, были в докладе господина Сычева и настораживащие моменты. О том, что в отношении бюджетов внутригородских районов на федеральном уровне не устанавливаются отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов. О том, что законом субъекта федерации может быть передана часть доходов региона. И о том, что муниципальным правовым актом представительного органа может быть передана часть доходов городского округа с внутригородским делением. Таким образом, финансовое обеспечение деятельности внутригородских районов не подкрепляется самостоятельными доходными источниками и должно обеспечиваться за счет уже имеющихся доходов региона и городского округа. То есть по сути Сычев не стал скрывать, сколь неблагоприятные условия создает все это для реализации проекта создания внутригородских районов. Но сказал об этом настолько мастерски между делом, что грозным предупреждением его слова не прозвучали.

Чуть вольготнее почувствуют себя в связи с реформой сельские поселения, передающие на районный уровень «головную боль», касающуюся имущества и отдельных объектов ЖКХ, ремонта и содержания автодорог в границах населенных пунктов, а также муниципального жилищного фонда (в том числе, социального использования). Но, с другой стороны, существенно меняется со знаком «минус» и распределение доходных источников сельских поселений в пользу муниципальных районов. Процент отчислений в поселковые бюджеты от НДФЛ снижается с 10 до 2 процентов, а от единого сельскохозяйственного налога с 50 до 30 процентов. Лишаются сельские поселения в районную пользу и отчислений от акцизов на ГСМ.

«ОТ СЛОВА «РЕФОРМА» УЖЕ КОРОБИТ, или УЛЬЯНОВСК НА ВЗЛЕТ!

В общем, складывается ситуация, которую во время обсуждения в рамках «правительственного» часа депутат Алексей Куринный лаконично и иронично охарактеризовал так: «Скоро даже построить деревенский сортир будет в ведении губернатора области». Он же отметил, что в результате «Реального финансового улучшения все равно нет». Чуть подробнее позицию коллеги поддержал Александр Кругликов:

— Быть первыми не всегда хорошо. Мы с вами уже втюхались первыми в ФЗ-131 (тот самый несовершенный закон о местном самоуправлении, реформировать и усовершенствовать который призван 136-й ФЗ – прим. авт.) и теперь с болью, с издержками его реализуем. И продолжаем ставить эксперименты на людях. Ведь можно было для начала обкатать эту модель на примере отдельно взятого района области… Что же это за власть, не имеющая финансовой основы? Одну реформу не закончили, взялись за другую. В итоге от одного слова «реформа» уже коробит. Что и сколько еще надо сломать, чтобы успокоиться?..

Засомневался даже обычно толерантный представитель ЛДПР в ЗСО Дмитрий Грачев: «Я не вполне понимаю. У нас же в области – во всех СМИ об этом говорят – все хорошо. Ульяновск на взлет – ведь так? Так какой смысл от добра добра искать? Любой риск должен быть оправдан. Тем более такой риск в сфере местного самоуправления. Может быть, все-таки отложить реформу на год-два, раз такая возможность и такое право у нас есть…»

Еще одна отдельная тема, поднятая Куринным на «правительственном часе», касалась прописанного в ФЗ-131 мнения населения соответствующего муниципального образования, которое должно учитываться, прежде чем власть примет окончательное решение. Для этого и организуются публичные слушания и предварительные встречи с общественностью, о которых минимум пять раз, хотя и скороговоркой упомянул главный докладчик. Как о состоявшемся факте.

Вот только опять неувязочка вышла, и публичные слушания провели привычно по-ульяновски. Как в 2010 году когда на аналогичные слушания «протаскивали» через черные входы политически правильно голосующих. Не так давно наш портал писал об очередном фарсе, в который превратили публичные слушания по новому городскому Уставу, необходимому для срочного принятия ФЗ-136 в нашем регионе. Что касается народных избранников областного и муниципального уровней, то их и «уговаривать» особо не пришлось. Достаточно полунамека из «желтого дома»: а не засиделся ли ты в депутатах, господин хороший?.. И необходимый результат, в том числе необходимый Кремлю, обеспечен.

«ПСЕВДООБЩЕСТВЕННЫЙ «ОДОБРЯМС»

Стоило только Куринному открыть рот насчет «закрытости власти» и про «псевдообщественный «одобрямс» вместо общественных слушаний», как против него обрушилась вся мощная машина зсошного большинства партии власти. Сначала Сычев пытался убедить, что публичные слушания по Уставу города были проведены как следует. Потом Ростислав Эдварс увещевал:

— На огромном количестве площадок публичные обсуждения были. Другой вопрос, что кому то может не нравиться позиция, возникающая в ходе публичных слушаний…

И тут не выдержали нервы у вице-спикера ЗСО Валерия Малышева. Бывшему главе облпрокуратуры отказала его прокурорская выдержка:

— Да о чем мы говорим??? У нас Ермаков избирался два раза, Марусин избирался, Романенко избирался, даже Пинков избирался… И что, рай наступил?! И теперь собрались несколько крикунов. Верните им всенародные выборы мэра! А простым людям это не надо! Им горячая вода в трубах отопления зимой нужна!!!

Столь же эмоционально выступил и внезапно выскочивший на трибуну Юрий Пузраков, минувшим летом назначенный главой администрации Чердаклинского района, и как раз по новой схеме.

Эти выступления на повышенных тонах вряд ли убедили скептиков. Но на это расчета и не было…

Николай Владимиров