Пт. Мар 29th, 2024

Выше гор могут быть только горы бумаг. Почему в Ульяновской области несколько лет не могут создать нацпарк?

Несмотря на то, что, по словам главы региона, у Экопалаты «появился блеск», собравшиеся так и не смогли урегулировать вчера вопрос с исключением из реестра полезных ископаемых залежей диатомитов, мела и цементного сырья. Хотя даже соответствующее решение федерального министра было им в помощь.

На заседании вспомнили, что история создания нацпарка насчитывает более 30-ти лет. За это время нормативная база по созданию подобных парков устарела и не обновлялась с конца прошлого века. Представляющий новый проект «Сенгилеевских гор» заведующий центром «Экоэкспертиза» ВНИИ «Экология» Алексей Шамшин попытался учесть подготовленный регионом новый план границ. На карте из них были исключены Шиловская лесостепь, Арбугинские холмы, а также горы Лысуха и Гранное Ухо.

Лесостепь, оказывается, находится в долгосрочной аренде у 216-ти пайщиков. Кроме того, в левобережной части находится участок, на который у «Татнефти» есть лицензия на разработку нефти, срок действия которой заканчивается только в 2016 году. Не сняты с балансовых месторождений полезных ископаемых Арбугинские холмы, Лысуха и Гранное Ухо, которые и являются основными залежами диатомитов, мела и цементного сырья.

— Делать сейчас залежи памятником природы совершенно необоснованно, – уверен руководитель регионального управления по недропользованию Сергей Кравцов. – Если списывать с баланса, то нужны документы, экспертное заключение.

С другой стороны, богатые полезными ископаемыми холмы и горы по сути самые достопримечательные места создаваемого нацпарка. Если уж и «городить огород», то ради них. Без Лысухи и Гранного Уха «Сенгилеевские горы» потеряют свою уникальность, полагает эколог Михаил Корепов:

— Вся самая ценная фауна сосредоточена именно на этих участках. Если их не будет в границах парка, по факту мы получим тот же кусок леса, что и в предыдущие годы. Возможности нацпарка и его охранные качества будут существенно уменьшены.

Ранее, кстати, уже было объявлено о том, что все полезные месторождения будут списаны с баланса. Об этом, в частности, министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской заявил на встрече с губернатором Морозовым еще в начале октября прошлого года. Но прошло уже пять месяцев, а «воз и ныне там». Хотя экологи не единожды обращали внимание на то, что именно переход от леса к степи вместе со всеми возвышенностями представляет самую большую экологическую ценность. Включили, поторопившись. И приобрели себе «головную боль», от которой не могут избавиться последние несколько лет.

НЕФТЬ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО

Что же касается «Татнефти», то на встрече Морозова с Донским представители компании на словах выразили сиюминутную готовность отказаться от левобережных месторождений. Поскольку, мол, нефти там никакой нет. Но дальше, как в знаменитой шутке про суслика, который есть, несмотря на то, что его не видно. Короче, выгнать «Татнефть» с несуществующих нефтяных месторождений пока не представляется возможным. Также непонятно, что делать с двумя сотнями пайщиков Шиловской лесостепи. Главный областной эколог Дмитрий Федоров на совместном заседании пообещал проблему решить. Впрочем, не первый раз, кстати.

Одним словом, лыко и мочало, начинай сначала. Чиновники собираются снова писать письмо Донскому, что выполнение его поручения затягивается. А сами, «наябедничал» Сергей Кравцов, до сих пор не заплатили из облбюджета госпошлину в 80 тысяч рублей, необходимую для снятия с баланса месторождений по всем положенным по закону правилам.

По итогам заседания ясности с нацпарком «Сенгилеевские горы» не прибавилось. Ясно одно: чем больше слов и согласовательных бумаг, тем дальше сроки природного заповедника…

Виктор Мартынов