Вт. Апр 23rd, 2024

Юрий Шевчук: «Не так уж плохо все, не так уж скверно». Группа «ДДТ» добиралась до Ульяновска четверть века

В начале 1990-х Юрий Юлианович заболел и пролетел мимо нашего города в рамках акции «Рок чистой воды». В 1995 году «ДДТ» и Шевчука завернула местная власть. Тогдашний губернатор Юрий Горячев опасался бунтаря и правдолюба и его неудобных песен. Потом еще пару раз не могли найти подходящую площадку и собрать зал. Парадоксально, но побывать в Ульяновске легендарный рок-музыкант смог только после того, как был объявлен в России «национал-предателем» и «пятой колонной». Чтобы не подогревать эту истерию, по умолчанию Юрий Юлианович в Ульяновске ни разу не упомянул название «братской страны» и не произнес фамилии «того, кого не принято называть». Само явление Шевчука ульяновским поклонникам настоящей честной музыки не перестало от этого быть чудом. К которому «прикоснулся» и наш портал.

Лид-вокалист «ДДТ» и его команда на три часа объединили в Большом зале Ленинского мемориала тех, кого не объединяют даже кем-то придуманные скрепы. Равнодушные к политике рок-фанаты, некоторое количество ульяновской «оппозиции», чиновный руководитель информационно аналитического управления обладминистрации, главный по туризму нашего региона с супругой, директором ДК «Губернаторский», бывший руководитель всей областной молодежи, преданный лидеру Путину, придворный светский щелкопер и гламурная тусовка артистов симбирской драмы. Все они в едином порыве, восторженно задыхаясь в рок-н-ролльном пароксизме вместе с «дядей Юрой» пели про «актрису Весну», «дождь», «последнюю осень», «государственных шлюх». И это тоже было чудо.

Тонны первоклассного звука и света обрушились на академический БЗЛМ, превратив его в сакрально-фантастическое рок-место. Туман дым-машины окутывал и по-хорошему одурманивал зал. Собравшиеся на время почувствовали себя народом-неофитом, новым маленьким государством, освоившим «табула раса» пространства созданного скорее для симфонических концертов или выступлений заезжей попсы.

Долгожданный в Ульяновске Юрий Шевчук в отдельно взятом регионе в этот вечер на 200 процентов подтвердил, что он – народный артист. И по факту, и по званию – «народный артист Республики Башкортостан». Программа на основе нового альбома «Прозрачный» не предполагала массированного перепевания старых хитов. Впрочем, для Ульяновска по случаю первого близкого знакомства Юрий Юлианович сделал исключение, изменив программу примерно процентов на сорок и включив в нее проверенные временем «боевики». Но и некую обрядность «Прозрачного» ульяновская публика оценила по достоинству, уловив главный актуальный мэсседж инди-альбома из песни «Танцует солнце»:

— Не так уж плохо все, не так уж скверно…

Это новая религия некогда непримиримого бунтаря из «ДДТ» времен «Не стреляй» и «Мальчиков-мажоров».

Шевчук размеренно и спокойно читал стихи, путешествуя по залу и обмениваясь рукопожатиями со зрителями. Говоря о самом сокровенном, по-актерски органично прятался за пюпитром для нот. Был тих и благодушен. Но, когда требовалось «рок-н-роллил» на уровне с молодыми музыкантами нового «ДДТ». Он хоть и пошутил, что «единственный в группе Кащей Бессмертный», но молодежь в тылах обязывает. С блестящей вокалисткой Аленой Романовой, которой подвластны и рок-рифы, и распевность аутентичной культуры, Юрий Юлианович на равных «зажигал» в «ужимках и прыжках». И какой же счастливой декларацией звучит его программное заявление:

— Я уйду со сцены, когда на наши концерты перестанут ходить.

Фото:

ЗНАЧИТ НИКОГДА…

Автору этих строк повезло чуть больше, чем иным ульяновским журналистам, которым Шевчук уделил ровно столько внимания, на сколько хватило сил. А они между переездами из Самары и в Саранск были у музыканта на исходе. Мы последние два года встречались с Юрием Юлиановичем даже чуть чаще, чем может позволить журналистская удача. Наговорено, в том числе и в минувшие выходные, предостаточно, чтобы составить словесный автопортрет Шевчука-«лайт». Я не жадный. Делюсь…

— Когда окончен концерт, вы приходите домой и берете под настроение в руки акустическую гитару, что чаще всего наигрываете? Ни разу не возникало желание исполнить для себя что-нибудь из репертуара “ДДТ”?

— Нет, до такого, чтобы петь себе песню «Осень», смотрясь при этом в зеркало – какой я красивый, – еще не дошло. Надеюсь, что я пока не настолько шизофреничен. Когда дома мне в руки попадает гитара, я не играю ничего конкретного. Просто разыгрываюсь, прорабатываю какие-то новые музыкальные темы. Свои песни пою только на концертах.

О СЕБЕ

— Я люблю Россию, люблю здесь петь, люблю репетировать с группой «ДДТ», люблю лежать на своем диване и курить, люблю выпивать с друзьями на кухне и говорить обо всем. И вот за все то, что я люблю, за свое право любить все это и дальше буду бороться до последнего. Никакой капитуляции от Шевчука никто и никогда не дождется. Хотя все ли на сегодняшний день сделал, что мог? Мог ли больше? Наверное, мог. Я, знаете ли, большой лодырь…

— С вашей-то работоспособностью и с вашим количеством выступлений?..

— Лодырь-лодырь, не спорьте! Я-то лучше знаю, что и поработать можно было бы побольше, и написать поинтереснее.

О СВОБОДЕ

— Человеку немного же нужно: лишь свобода оставаться самим собой. Мы ее боимся, конечно, потому что это большая ответственность, но творчества нет без свободы так же, как и нет любви без свободы. А эти три слова они вместе. Для меня свобода еще и во взаимоотношениях творец-власть. Я справляюсь без них. Я же Юра-музыкант, а они – небожители. Им там комфортно, мне здесь. Делить нам по большому счету нечего.

О РЕАЛЬНОСТИ

— Многие думают, что они себя ощущают в реальности. Сколько же у нас наивного народа. Это ведь только наши представления об адекватных отношениях с реальностью. Реальность – барыня, с ней жить тяжело. От нее не заслониться ни женой, ни телевизором, ни мечтами.

О ПОЗИТИВЕ

— Очень хочется побольше добра. Я не говорю про попсовое отношение к добру: «Чувак, будь на позитиве! Где ваши ручки?..». У нас так много ораторов про позитив. Настоящий русский суровый позитив это когда все пропало, все сгорело: жена ушла, деньги в банке пропали. И вот стоишь на пепелище, упершись лбом в головешки, но все равно говоришь себе: «А жизнь-то хороша!» Что до попсы, то в ее лице я всегда воевал с косностью и невежеством в нашей стране. Воевал и воюю. И буду воевать.

— Добро должно быть с кулаками?

— «И зло на заливном коне махнуло шашкою. Добро – оно всегда без кулаков, трясло культяшками». Я уже написал об этом в песне «Правда на правду». «Пыталась жалость убедить – помочь опомниться. Но все точнее и быстрей летела конница». Добро, также как и зло, принимает разные, порой самые причудливые формы. В каждую секунду течения бытия человек принимает разные решения. В том числе – и каким быть добру. Я всегда старался и стараюсь не быть слишком жестким. Не всегда получается урегулировать конфликты мирным путем. Во мне несколько кровей. «Я татарин на лицо, но с фамилией хохляцкой». Воспитываю себя в этом смысле. Серьезно воспитываю. Страшно ругаюсь на себя все время.

О ТЕЛЕВИДЕНИИ

— Мне время от времени звонят и предлагают принять участие в каких-то шоу. Но я отвечаю, что сотрудничаю с телевидением только в просветительских программах или документальных фильмах, благодаря которым что-то вкладывается в мозги «счастливой» молодежи. Я не танцую танец живота, не рекламирую прокладки, не варю суп по телевизору.

О ЖУРНАЛИСТАХ

— Мой сын Пётр одно время мечтал быть журналистом и писать правду. Так вот, не хочу обижать всех представителей вашей профессии, но я ему тогда сказал: «Сынок, я не намерен тебя кормить до конца своих дней. Ибо, если ты будешь журналистом, пишущим правду, останешься без денег». За правду нынче платят меньше, а то и вовсе не платят.

О МИРЕ

— Всегда был за мир. Это же так просто – понять на любом уровне, что мир лучше любой ужасной войны. Тем более между братскими народами. Мы какие-то стали злые сейчас, не прощаем ничего друг другу. Это ужасно. Надо возвращаться…

О ЗАПРЕТАХ

— Неблагонадежными нас многие объявили опять. Кто честно высказывается, того не понимают. Запрещают нас конечно. Но это не тенденция, надеюсь. И никогда таковой не станет. Просто дурь отдельных начальников. В том числе и очень высоких…

О НАРОДЕ

— Я вообще теперь в слово «народ» не очень верю. Такое впечатление, что народа-то у нас сегодня и нет. Есть броуновское движение духовных единиц в разные стороны. Народ – это общность, имеющая свою культуру и уклад жизни. Вот в такой народ мне верить хочется.

О КОНЦЕРТЕ В УЛЬЯНОВСКЕ

— Экспериментируем с экономикой, и сейчас такие времена, что многие наши коллеги уже просто банкроты. Поэтому спасибо ульяновским зрителям, что пришли, разделили с нами этот вечер, поговорили неплохо. Программу мы сыграли так себе, можно было бы лучше. Так что наша любовь сегодня сырая, несовершенная. Но это хорошо. Есть куда стремиться. Извините, если, что было не так. А Ульяновск – город славный. Я, правда, видел его только из окна гостиничного номера и пока ехали. Дороги в области лучше, чище. Городу есть куда динамично и интенсивно развиваться. Перспективы есть, по-моему.

Артур Артёмов