Пт. Апр 19th, 2024

За год природоохранная прокуратура выявила 1960 нарушений закона

В ходе надзорных мероприятий в минувшем году прокуратурой выявлено 1960 нарушений закона. В целях их устранения принесено 132 протеста на незаконные правовые акты, внесено 287 представлений, по результатам рассмотрения которых 250 должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности, по инициативе прокурора к административной ответственности привлечено 158 виновных лиц, 26 должностных лиц предостережено о недопустимости нарушения закона.

Для устранения выявленных нарушений закона в суды общей юрисдикции направлено 70 заявлений, в арбитражный суд направлено 9 заявлений.

По материалам природоохранной прокуратуры возбуждено 15 уголовных дел.

Значительная часть нарушений выявлена в сфере обращения с отходами, немногим меньше нарушений приходится на сферу лесопользования, охраны атмосферного воздуха, законодательства об особо охраняемых природных территориях, охрану вод и др.

Одним из актуальных направлений деятельности продолжает оставаться вопрос состояния законности в сфере обращения с отходами производства и потребления. Нарушения в указанной сфере носят довольно распространенный характер.

Так, в ходе проверки хозяйствующих субъектов прокуратурой установлено, что не все организации имеют лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

К примеру, в нарушение требований законодательства МУП ЖКХ «Мулловский» осуществляло деятельность по сбору, транспортированию и размещению опасных отходов (как своих, так и от сторонних организаций) без лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности на несанкционированную свалку. По данным нарушениям предприятие привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, в суд направлено исковое заявление с требованием запретить МУП ЖКХ «Мулловский» размещать отходы на объекте размещения отходов (свалке) до устранения выявленных нарушений, а именно: внесение объекта размещения отходов (свалки) в государственный реестр объектов размещения отходов; получение лицензии на деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов I-IV классов опасности. Исковое заявление рассмотрено и удовлетворено.

Ульяновская область относится к среднелесистым регионам, площадь территории покрытой лесом составляет 27%. В связи с этим прокуратурой особое внимание уделяется надзору за исполнением лесного законодательства.

Регулярно выявляются нарушения и в деятельности лесопользователей, распространенным остается нарушение требований Правил заготовки древесины и нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.

Ульяновской межрайпрокуратурой в 2016 году выявлено 16 уголовно-наказуемых деяний в сфере использования и охраны лесов, по которым в правоохранительные органы направлено 16 постановлений в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ. По указанным материалам в настоящее время возбуждено 11 уголовных дел по статьям 158 и 260 УК РФ.

Так, в ходе проведения проверки в Карсунском лесничестве была обнаружена незаконная рубка неустановленными лицами 7 сырорастущих дерева породы сосна общим объемом 6,42 м3, ущерба от которой составил 120 966 руб. 00 копеек.

Материалы о незаконной рубке древесины направлены в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства, возбуждено и расследуется уголовное дело.

В 2016г. в правоохранительные органы направлено 2 материала по фактам хищения древесины, заготовленной в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации», полученной в результате расчистки охранной зоны ЛЭП. По результатам рассмотрения сообщений возбуждены 2 уголовных дела.

В целях оздоровления экологической обстановки в Ульяновской области, обеспечения экологической безопасности ее территорий и населения, в 2016 г. прокуратурой продолжено проведение системного и активного надзора в сфере охраны атмосферного воздуха.

Широко распространены нарушения в указанной сфере в деятельности хозяйствующих субъектов. Зачастую выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух ими осуществляется без соответствующего на то разрешения, утвержденных нормативов ПДВ. В ходе проведенных проверок данные нарушения были выявлены в АО «Ульяновскдорстрой», ЗАО «Завод ГСИ», АО «Ульяновскнефтепродукт», ООО Фирма «АльфаТрансСтрой» и др.

К примеру, основным видом деятельности АО «Ульяновскнефтепродукт» является розничная торговля моторным топливом.

Общество имеет источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, тем самым оказывает негативное воздействие на окружающую среду, выбрасывая в атмосферный воздух загрязняющие вещества.

Срок действия разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ у Общества истек.

Однако, АО «Ульяновскнефтепродукт» осуществляло деятельность в отсутствие разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В адрес руководителя внесено представление, возбуждено производство об административном правонарушении по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ (рассмотрено, удовлетворено). В настоящее время нарушения устранены.

Ульяновской природоохранной прокуратурой проведена проверка по поступившей жалобе на выбросы темного дыма литейным производством, расположенным в Железнодорожном районе г. Ульяновска.

В ходе проверки было установлено, что по производственному участку не установлена санитарно-защитная зона, экспертиза проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух не проведена. По указанным нарушениям в адрес генерального директора организации, расположенной в Железнодорожном районе г. Ульяновска, внесено представление об устранении нарушений закона в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в связи с не выполнением требований прокурора, направлено в суд исковое заявление об обязании устранения нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено, находится на исполнении.

Надзор за исполнением водного законодательства является одним из наиболее приоритетных направлений в работе Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры.

В 2016 году выявлялись нарушения при сбросе сточных вод в водные объекты. Так, например, МУП «УК ЖКХ» МО Цильнинский район осуществляет водоотведение на территории МО «Цильнинский район» через один выпуск сточных вод в р.Бирюч.

В нарушение требований закона на момент проверки предприятие осуществляло сброс сточных вод в р.Бирюч без проекта НДС и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты).

По данным фактам прокуратурой возбуждены дела об административных правонарушениях по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, внесено представление, которое находится на рассмотрении. Такие же нарушения выявлены в деятельности МУП Ишеевское, ООО УК «Новая Майна», по которым приняты аналогичные меры прокурорского реагирования.

Принятые природоохранной прокуратурой меры в минувшем году позволили добиться активизации деятельности контрольно-надзорных органов, пресечения экологических правонарушений.

После вмешательства прокуратуры ряд хозяйствующих субъектов получили разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, легализовали водопользование, начали работу по установлению размера санитарно-защитной зоны и др.

На основании судебных решений, вынесенных по искам прокуратуры, Министерством были установлены границы особо охраняемых природных территорий регионального значения, крупные загрязнители водных объектов осуществляют строительство локальных очистных сооружений, проводится установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, обеспечивается безопасность гидротехнических сооружений и др.

С учетом состояния законности, в 2017 году природоохранной прокуратурой планируется продолжить проверки реализации полномочий контрольно-надзорными органами, привлечению органов местного самоуправления к организации мероприятий по охране окружающей среды; проверке целевого использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию природоохранных мероприятий; исполнения законодательства при предоставлении государственных услуг; по противодействию преступлениям и правонарушениям; декриминализации лесной отрасли; исполнения законодательства в области охраны и использования водных биологических ресурсов, об особо охраняемых природных территориях; об обращении с отходами и др.