Чт. Мар 28th, 2024

Земля обетованная. Это все, что останется после «Аньхуй Конч»

Результаты поездки оказались ожидаемыми. Обосновавшийся рядом с Ульяновской областью богатый инвестор точно такого же завода, пользующийся природными недрами района и уничтожающий местную природу, ни рубля не вложил в близлежащие села, зато лишил сельчан спокойствия, чистого воздуха, чистой воды и лесов. Взамен бизнесмены смогли предоставить лишь разбитые дороги, дешевые рабочие места с адской работой и зарплатой в размере 25 тыс. рублей в месяц максимум.

«Азия Цемент» был построен китайцами в 2013 году в селе Усть-Инза Никольского района Пензенской области, а в начале 2014-го уже вышел на полную проектную мощность. Примечательно, что пензенский цемзавод – это практически копия того, что планируется развернуть ульяновскими чиновниками вблизи сел Подкуровка и Ясашная Ташла Тереньгульского района Ульяновской области http://ulnovosti.ru/content/6/Katites_otsyuda_Zhiteli_Podkurovki_i_Skugareevki_osvistali_i_vygnali_oblastnyh_chinovnikov_agitirovavshih_za_kitayskiy_cementnyy_zavod/ ООО «Азия Цемент» также производит цемент сухим способом с заявленной мощностью около 2 тыс. тонн цемента в сутки http://beton.ru/cemzavodi/element.php?ID=359006 . В Ульяновском варианте объемы производства будут в два раза выше и составят 5 тыс. тонн в сутки.

Поскольку ульяновские чиновники обещали жителям Тереньгульского района инвестиционный рай со значительными прямыми и косвенными вложениями в развитие социальной сферы сел за счет китайского инвестора, журналист Ulnovosti.ru решил заглянуть и туда, ознакомившись с социальными благами в тех населенных пунктах Пензенской области, которые в свое время местным жителям также были обещаны. Села находятся в нескольких километрах от ООО «Азия Цемент» и дышат его производственными отходами. В непосредственной близости к заводу располагаются три села – это Усть-Инза, Павловка и Маис. Там отсутствует элементарная инфраструктура, дороги если и есть, то в основном грунтовые, а люди запуганы настолько, что при виде камеры закрывают рот ладонью и наотрез отказываются комментировать изменившуюся с приходом цемзавода экологическую обстановку. Однако до момента обнаружения видеокамеры все как один повторяли о столбах дыма и запахе гари.

Главная дорога, проходящая через село Усть-Инза, выглядит как после бомбежки, дома в основном все старые, сильно покосившиеся. На весь поселок один маленький магазинчик, да и тот в виде вагончика. Все остальные дороги грунтовые, двигаться по которым после дождя невозможно. Села будто вымерли, на улице – ни человека, а продавщица местного сельмага, едва начав нам рассказывать о клубах выборосов с цемзавода, тут же запнулась, как только увидела видеокамеру. Возле магазина нам повстречалась старенькая бабушка, которая рассказала, что от завода часто поднимается столб дыма. Затем мы направились к самому заводу. При выезде из села удалось получить внятный комментарий от местной жительницы, которая стала жаловаться на воду:

— Сейчас вода, та, что у нас в роднике, крышку открываешь, кругами вот такими все, раньше такого не было. Белая, как мел. Дым идет, но он больше туда идет, — показывает рукой в сторону леса.

Подъехав к заводу, мы решили отснять на видео прилегающую территорию. Ощущение было такое, что здесь уже ждали журналистов из Ульяновска. Тут же из будки в нашу сторону вышел охранник, который начал нас снимать на видеокамеру своего телефона.

Фото:

Более того, запретил прогуляться вдоль забора, где на многие гектары простирается Павловский участок Сурско-Маисского месторождения цементного сырья:

— Нет, нет, нет, – отвечал охранник – это все территория горного цеха. Вал – это не огорожено, а обозначено. В устной форме я вам объяснил. Вы хотите сказать, что вы не понимаете устную речь? Пожалуйста, оформляйте в собственность свою землю и будете проходить. Эта земля в аренде у государства.

Фото:

После нашей дискуссии охранник позвонил на пост и доложил, что неизвестные личности пытаются пробраться на территорию завода, хотя речь шла только о прогулке вдоль холмов, которую охранник тоже незаконно запретил снимать на видео. К слову сказать, в данном случае речь идет не только о нас, но и о местных жителях, которых точно так же не допустят даже близко к территории завода. Таким образом, 3 тыс. га Ульяновской области будут запрещены к посещению местным жителям, которые здесь поколениями ходили по грибы-ягоды, сеяли рожь и пшеницу.

Рядом с самим заводом «Азия Цемент» чувствуется сильный запах гари. При визуальном осмотре производства даже издалека мы увидели толстый слой цементной пыли. Это в свою очередь свидетельствует о факте загрязнения атмосферного воздуха, которым дышат местные.

Фото:

Фото:

Фото:

Карьер, где добывают сырье, расположен здесь же, рядом с заводом, а по межпоселковым дорогам

ежеминутно ездят 40-тонные цементовозы, отчего дороги просто убиты.

Фото:

Фото:

После осмотра цемзавода мы отправились в село Павловка, которое находится за лесом, в двух километрах от завода. Жители этого села оказались немного разговорчивее своих соседей, но говорить открыто тоже боялись. Некоторые без видеокамеры все же шли на контакт.

— Это любому понятно, – рассказывает местная жительница села Павловка. – Они когда строили завод, говорили: мы его туда дальше поставим, а поставили как раз над селом. Столб стоит и запах, он напоминает какую-то гарь.

— Знаете, когда завод еще не работал, у меня линолеум дома, раз в неделю протру и чисто, а сейчас хоть каждый день стирай, — рассказывает другая жительница.

— А дымит завод?

— О, это не то слово, как дымит. Особенно, когда мы зимой на прогулки ходим, мы пенсионеры уже все здесь. От моего дома и до асфальта и оттуда видно, куда направлен столб. В основном в нашу сторону и в Никольск. Водители автомашин своих жалуются, говорят ничем не смоешь.

— Из местных жителей у вас кто-нибудь работает там?

— Работают, но я б не сказала, чтобы много. С нашей улицы работают двое. В основном набирают тех, кто может работать на технике – погрузчик, экскаватор, грузовые. Мой знакомый из Суры, с Усть-Инзы он родом, работает на погрузчике. Он говорит за месяц выходит 25-27. Это мало для такой работы. В охране платят 10-15 тысяч.

— Когда завод сюда приходил, вам что-то обещали в поселке сделать?

— Ничего нам не обещали, ничего не обещают и ничего у нас здесь не будет. Мы с нашей улицы собрали очень много подписей, чтобы хотя бы газ нам провели. Понимаете, вот Усть-Инза в 5 км, вот Маис в 10 км, они газифицированы, а Кочетовка и наше село, как будто мы не люди. Когда еще завод строился, тут поляны были заросшие земляникой, ящик собирала. Сейчас там котлованы, насквозь уже, солнышко садится — мне видно чуть ли не весь завод. Буквально, наверное, с полкилометра осталось. Уже сказали, всю опушку вырежут. Они карьер знаете куда уже расширили? И в сторону села. Пошла прогуляться, прошла буквально метров 200-300, лес уже вырезан и вывезен, пеньки одни стоят.

Фото:

Один из местных жителей рассказал, что лично он сталкивался с оседаниями цементной пыли на своем автомобиле. Говорит, еле оттер.

— Когда погода сырая, вечером выйдешь на улицу, и видно все. Они, видимо, как прибавят, и прямо видно, облачность, пыль наседает. Я не знаю, какое там производство, но вред они наносят. Китайцы сейчас там не работают, местные только. Сегодня еще мало пыли, а когда прибавляют мощности — особенно в пасмурную погоду — очень сильно пылит. И после дождей, когда белье вешают, с дождем идет осадок белый и на белье все остается. Раньше ж не было такого.

#video=TvneNT9_IzU#

#video=1RCzDxn3YZU#

Мы прошли через лес и вышли на опушку, где ведется вырубка и откуда как на ладони виден весь цементный завод. Сегодня он не дымит, потому что, как уже сказали местные, в солнечную ясную погоду завод включает фильтры, а в пасмурную в целях экономии их отключает, и все в округе покрывается цементной пылью, в горле начинает першить.

Осмотрев карьер, мы отправились в соседнее село Маис, где находятся администрация, школа, дом культуры и церковь. Никаких райских кущ мы здесь не увидели, все старое, разбитое, построенное еще в советские времена. Судя по всему, богатый завод, пользующийся недрами, между прочим, Сурско-Маисского месторождения, не инвестировал в населенный пункт ни рубля. Местная школа требует капитального ремонта, дом культуры не ремонтировался практически 10 лет. Общий упадок и разложение.

Фото:

Школа в Маиссе
Фото:

— ООО «Азия Цемент» никаких вложений в школу не делает, — рассказала нам директор школы села Маиса.

Аналогичная ситуация с домом культуры.

В завершении нашей поездки нам удалось поговорить с главой администрации Маисского сельсовета Евгением Корниловым. Чиновник рассказал, что бюджет села Маис, где находится школа, дом культуры и ФАП, составляет 3,2 млн. руб., и он не менялся с появлением инвестора ООО «Азия Цемент». Чиновник дал понять, что живых денег Маис от цемзавода не видит, бизнесмены разве что иногда помогают техникой. За три года от завода видели единичные копеечные подачки в виде натурпродукта — цемента.

По итогам поездки можно сделать следующие выводы. Информация об экологических нарушениях в Никольском районе Пензенской области находится под строгим запретом, народ, откровенно говоря, запуган. Если и обсуждают – то только на кухне и на лавочке. Никакого социального и налогового рая от мегакорпорации, который должен был обрушиться на Павловку, Усть-Инзу и другие села, мы не увидели. Никаких новых социальных объектов построено не было, ни одного социально значимого учреждения даже не отремонтировали. Рабочие места для местных жителей представлены вакансиями охранников с зарплатой 10-15 тысяч рублей в месяц и зарплатой 25 тысяч рублей для рабочих карьера, что мало даже для африканцев. Деревенских работает мало от общего числа сотрудников, что, по сути, никак не влияет на их экономическое благополучие. В основном вахтовики со всей Пензенской области.

На выезде из села мы обратили внимание на дороги Маиса. Они так же, как и дома вдоль транзитной трассы, находятся в жутком запустении. Причина — регулярно проезжающие тяжелые цементовозы. Большегрузы, словно пчелы, разносят цемент по области и стране, принося в карманы олигархов миллиарды рублей и настолько же разоряя местную природу. Лет через 15 на этом месте будет выжженная земля, запыленная и зацементированная, без лесов. И посередине этой бетонной пустыни все так же без газа и инфраструктуры останутся доживать лишь люди, которые не заработали миллионы, и у них нет возможности уехать отсюда.

#video=MMTwQwx3gS0#

Егор Денисов