Пт. Апр 19th, 2024

Жилье для своих. При реализации программы «Жилье для молодых семей» выявили нарушений на 27,5 млн. рублей

Объем проверенных средств составил 172,9 млн. руб. Из них доля федерального и областного бюджетов — 141,8 млн. рублей, еще 31 млн. рублей – софинансирование программы из бюджетов семи районов области: Барышского, Инзенского, Новоспасского, Сенгилеевского, Сурского, Ульяновского и города Ульяновск.

Основные нарушения выявлены как в оформлении документов, так и при обеспечении площадью выше установленной нормы; предоставление соцвыплат для погашения кредита по договорам при отсутствии семей в утвержденных списках, несоответствие площади приобретенного жилья установленным требованиям, бухгалтерские ошибки в виде излишне перечисленных сумм. Кроме того, традиционным для Ульяновской области стало неиспользование выделенных денежных средств, как будто все молодые семьи уже обеспечены квартирами. На этот раз неиспользованными остались 2,9 млн. рублей.

Как установила Счетная палата, практически все финансовые потоки в Ульяновской области, выделенные на приобретение жилья молодым семьям, «уплыли» по блату или с нарушениями закона. Аудиторами Счетной палаты Ульяновской области установлено, что 70-ти семьям из 106 проверенных неправомерно выданы свидетельства на получение соцвыплаты, а это 66% от общего количества семей.

Типичные нарушения – это нарушение очередности. К примеру, в Сенгилеевском районе журнал учета поданных заявлений вовсе отсутствовал, а в Ульяновске две семьи — Токарские и Киргизовы — получили выплаты на 965 тыс. рублей, вообще минуя регистрацию в журнале очередников. Аналогичные ситуации зафиксированы в Сурском, Новоспасском и Инзенском районах, причем в последнем три семьи были внесены в список посредством грубого исправления в журнале с последующим утверждением главой администрации. Изменение очередности или исправление ее чиновниками в строгой документации явно указывает на наличие коррупционной составляющей, потому что вряд ли без санкции главы района и за «просто так» будут предоставляться такие преференции.

В нарушение установленного порядка органами местного самоуправления не осуществлялась работа по проверке достоверности сведений в предоставленных документах. Мы можем лишь предположить, что работа не велась специально, чтобы признать какую-нибудь блатную семейку нуждающейся в жилом помещении. Акты проверки жилищных условий, выписки из домовых книг, из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, справки ф №8 отсутствовали в МО «Сурский район», МО «Новоспасский район», МО «Барышский район», МО «Инзенский район», МО «Ульяновский район». В выписках из домовой книги или в справках ф №8 не была указана общая площадь либо указанные сведения различались. В Сурском, Сенгилеевском, Новоспасском, Барышском, Инзенском, городе Ульяновске многие семьи не дотягивали по требованиям для признания их нуждающимися в жилом помещении, поскольку уже имеющаяся в наличии жилплощадь была выше учетной нормы.

Ну и поистине вопиющим фактом выглядит случай в Инзенском районе. Здесь выплату на улучшение жилья получила семья чиновницы Родькиной, которая на тот момент работала главным специалистом-экспертом в администрации Инзенского района и отвечала за реализацию программы. В ноябре 2012 года семья Родькиных, состоящая из трех человек, получила выплату в размере 445 тыс. руб на приобретение квартиры. При этом документы были представлены не в полном объеме, на справке ф №8 отсутствовали даты и номера, по адресу регистрации семья проживает на площади 45,5 кв. м. Однако, согласно той же справке, датированной 2011 годом, жилая площадь семьи составляет 76 кв. м.

В ряде случаев соцвыплата использовалась для покупки жилья у близких родственников. Такие нарушения зафиксированы в Сурском, Сенгилеевском, Новоспасском, районах, где выделенные деньги попросту обналичивались, а договора купли-продажи оформлялись фиктивно.

Некоторые районные чиновники, желая уйти от ответственности, заранее подстраховались. К примеру, в Барышском и Инзенском районах в журналах не были указаны фамилия и должность лиц, принимавших пакет документов. То есть теперь и спросить не с кого.

Неэффективным использованием средств Счетная палата признала освоение областных денег и в областном центре. В огромном городе, оказывается, не нашлось желающих из числа молодых семей улучшить свои жилищные условия. В результате 2,9 млн. рублей были возвращены обратно в казну.

Стоит отметить, что выявленные многомиллионные нарушения никоим образом не повлияют на дальнейшее развитие коррупции в регионе. Счетная палата может только считать и по итогам своих подсчетов «предлагать» губернатору Морозову новые разработки проектов, внесение каких-либо изменений, дополнений в инструкции, усиление контроля за органами местного самоуправления и, естественно, принятие мер административного воздействия на злостных нарушителей – должностных лиц. Да, кого-то, может быть, и накажут, какую-нибудь мелкую сошку, которую заранее путем несложных подсчетов готовили в качестве козла отпущения. На нее свалят и все финансовые грехи прогнившей «головы». Остаются вопросы только к Счетной палате, почему она, будучи формально независимым звеном от команды Морозова, при вскрытии серьезных финансовых нарушений не бьет тревогу и не обращается в правоохранительные органы с требованием возбудить уголовные дела. Почему кража шоколадки из супермаркета и махинации на 27,5 млн. руб. наказываются одинаково административкой? Не слишком ли много стало неприкасаемых чиновников в области?

Виктор Доронин