Вт. Апр 23rd, 2024

ТОП-менеджеры лопнувшего «ПВ-Банка» выплатят 2 млрд. рублей. Шамиль Идрисов ушел от ответственности за деньги вкладчиков

Резонансное дело о банкротстве крупного регионального банка Ульяновской области ЗАО «ПВ-Банк» спустя три года подходит к своему логическому завершению. Арбитражный суд определил круг лиц, которые должны возместить пострадавшим вкладчикам более 2 млрд рублей. Один из основных фигурантов дела о банкротстве – председатель совета директоров «ПВ-Банк», принимавший непосредственное участие во всех финансовых операциях банка — таинственным образом не был включен в список виновных лиц.

Речь идет о Шамиле Идрисове, который сегодня возглавляет представительство Ульяновской области в Москве. Друг семьи Морозовых, первый работодатель Елены Морозовой в Ульяновске будучи членом правления руководил всеми финансовыми потоками ЗАО «ПВ-Банк» вплоть до отзыва лицензии у банка, но вот в число подозреваемых по странному стечению обстоятельств так и не попал. Мы не исключаем, что избежать ответственности ему помогли близкие дружеские узы с силовиками федерального уровня, которые также могли «слить» громкое уголовное дело по факту хищений более 70 млн. рублей на строительстве Федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии в Димитровграде http://ulnovosti.ru/content/2/28328/ .

Как следует из текста заявления о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих ЗАО «ПВ-Банк» лиц, Агентство по страхованию вкладов АСВ на правах конкурсного управляющего просит привлечь к ответственности по обязательствам банка следующих лиц: Провкина Игоря Юрьевича, управляющего Санкт-Петербургским филиалом банка Германа Ефремова и его «наследника» по занимаемой должности Игоря Яковлева, управляющго Самарским филиалом Владимира Мириничева, члена совета директоров Дмитрия Гайсенок, и.о. председателя правления Константина Сапрыкина и его зама Татьяну Колядину, членов правления Сергея Журавлева и Ларису Самойлюченко, руководителя московского филиала Алексея Тимонина, управляющего оренбургским филиалом Андрея Черкасова, заместителя председателя правления ЗАО Алексея Ясюченя.

АСВ просит взыскать с них солидарно 2 060 831 518 рублей. Как видим, данные требования в большинстве своем выставлены обычным стрелочникам. Из под ответственности за исчезнувшие миллиарды рублей вкладчиков банка каким-то чудным образом смогли уйти главные ответственные лица, стоявшие у «руля» банка на момент его ликвидации: председатель совета директоров и один из самых крупных акционеров учреждения Шамиль Идрисов, а также член Совета директоров Геннадий Мещеряков.

Для того, чтобы разобраться почему друг губернатора Шамиль Идрисов должен быть также включен в число субсидиарно ответственных лиц, нужно вспомнить об успехах и падении финансовых показателей банка в последние годы его деятельности. Так, в самые, пожалуй, успешные для него годы — 2008-2010 годах — банк включал в себя один основной и несколько дополнительных офисов в Ульяновске, филиалы банка также присутствовали в 17 регионах Российской Федерации. Из пяти тысяч вкладчиков примерно треть составляли жители Ульяновской области. До 2010 года «ПВ-Банк» являлся одной из крупнейших кредитных организаций региона, практически удваивая свой капитал. В 2011 году 98% акций «ПВ-банка» находились в руках члена Совета Федерации РФ от Калмыкии Игоря Провкина. Тогда же избежавший от правосудия за изнасилование банкир по невыясненным обстоятельствам решил вдруг отойти от банковских дел, которые, кстати, приносили ему неплохую прибыль, и продал свою долю «ПВ-Банка» нескольким бизнесменам. Итак, в 2011 году по 15,95% в равных долях акции банка получили Геннадий Мещеряков, Михаил Сурков, Игорь Кругляков, Михаил Мостовой, Андрей Севагин и Шамиль Идрисов. Именно после смены совета директоров у банка настала черная полоса.

Как ни странно, но уже по состоянию на 1 января 2012 года банк отразил убыток активов в размере 1,6% и резкое снижение капитала на 16%. Общая прибыль упала на 96% (!!!). В денежном выражении убыток за 2011 год составил 104 миллиона рублей. В отделениях банка клиентам стали отказывать в открытии вкладов, а вскоре вкладчики узнали настоящую причину своих трудностей. 13 апреля 2012 года Центральный Банк России отзывает у «ПВ-банка» лицензию и подает иск в ульяновский арбитражный суд и признании его банкротом. Иск Центробанка был удовлетворен, а в отношении «ПВ-Банка» открывают конкурсное производство с назначением управляющим «Агентство по страхованию вкладов».

Между тем основным кредитором ЗАО «ПВ-Банк» являлось ОАО «Ульяновскэнерго», на счетах которого, согласно остаткам от 01.06.2013г., находился без малого миллиард — 953,5 млн. рублей. За три года до начала теневых операций с капиталом «ПВ-Банка» Игорь Провкин приобрел 18% акций ОАО «Ульяновскэнерго». Среди акционеров ОАО значилась и сестра Шамиля Идрисова – Альфия Камальдинова (17,9% акций), а в совете директоров заседал «управляющий» всеми бизнес-активами г-на Идрисова в Димитровграде Андрей Мокеев.

Не исключено, что Провкин с Идрисовым преднамеренно совершили данную сделку, чтобы акционерное общество открыло счет именно в его банке. Деньги на счетах «Ульяновскэнерго» составляли практически половину обязательств кредитной организации. Когда «ПВ-банк» был признан банкротом, энергетики лишились суммы, в пять раз превышающую годовую чистую прибыль. Надо ли говорить, что для предприятия это являлось самой настоящей катастрофой. Кроме ОАО «Ульяновскэнерго» пострадали и другие крупные вкладчики: заблокировали счета Фонда содействия кредитования малого предпринимательства по Челябинской области – два счета на 31,8 млн. рублей и на 16,7 млн. рублей; ООО «Электролюкс Рус» — счет на сумму 21,1 млн. рублей; ЗАО «ИТ Сервис Ритэйл энд Банкинг» — счет на сумму 17,6 млн. рублей и множество других организаций, в том числе ульяновских муниципальных, деньги которых канули в лету. Пропали также 10 млн. рублей областного бюджета, которые хранились на счетах ЗАО «ПВ-Банк».

Центральный Банк России и АСВ, которые изучали ситуацию с «ПВ-Банком», до последнего настаивали в судах и следственных органах, что имеют дело с умышленным банкротством, иначе как можно было объяснить резкое падение капитала и прибыли такого преуспевающего банка всего лишь за один год. При изучении деятельности кредитного учреждения специалисты пришли к выводу, что руководство банка осознанно проводило рискованную кредитную политику, а также перестало создавать резервы на возможные потери по выданным ссудам. Это поспособствовало сокращению собственного капитала. За несколько месяцев до отзыва лицензии и блокировки счетов выданные физическим лицамкредиты достигли 3 млрд. рублей. На лицо, как говорится, были все признаки преднамеренного банкротства.

К тому же в совете директоров с 2011 года находился Геннадий Мещеряков – экс-президент «Связь-банка», который он в 2008 году чуть было не довел до банкротства. Из-за безграмотных, а возможно и преднамеренных действий Мещерякова в 2008 году государству пришлось вложить в банк 142 млрд рублей, иначе бы он также лопнул.

Кстати, в 2012 году из «ПВ-Банка» через всевозможные премии сотрудникам было выведено 38 млн. рублей. Самую большую премию — 3,35 млн. рублей — забрал себе сам Мещеряков. Деньги из банка выводили таким образом. Осенью 2011 года назначенная заместителем председателя правления банка Г-жа Самойлюченко получает кредит в 650 тыс. рублей на один год по ставке 14% годовых. Через несколько месяцев, в марте 2012 года женщина получает премию 1 млн. 20 тыс. рублей, гасит свой кредит, а оставшиеся средства тратит на свое усмотрение.

Стоит отметить, что вопрос о возможном приближающемся банкротстве неоднократно поднимался на совещаниях у губернатора Морозова. По странному стечению обстоятельств буквально незадолго до банкротства, из регионального правительства предпринимателям стали звучать настойчивые указания открыть счета в ПВ-Банке, и деньги туда потекли. Но банк «лопнул».

Кстати, никто тогда от губернатора Морозова и слова порицания не услышал в адрес г-на Идрисова. Как сегодня мы не слышим комментария от губернатора относительно неуплаты 2 млрд. налогов близким ему олигархом Родионовым. Наоборот, после всего этого г-н Идрисов был вновь отправлен в Москву возглавлять Представительство Ульяновской области. А по итогам 2012 года в налоговой декларации жены губернатора появилась квартира в Швейцарии, площадью в 110 кв.м.

Физическим лицам, чьи вклады были до 700 тыс. рублей, деньги АСВ вернуло, но юридические лица до сих пор никак не дождутся погашения своих долгов. И что-то подсказывает, что вряд ли дождутся свои 2 млрд. рублей от ТОП-менеджеров банка.

Алексей Шувалов