Чт. Сен 19th, 2024

АНО ЦОДД: «Прачечная» по отмыву бюджетных миллиардов или «Локомотив» внедрения цифровых решений в транспортную отрасль региона?

С 1 сентября в Ульяновской области из порядка 400 действующих дорожных камер около 150 работают исключительно на фиксацию потока движения автомобилей, а не на фиксацию нарушений ПДД. Причиной тому — новые требования к системе фотовидеофиксации нарушений ПДД, которые ранее по большей части устанавливались исключительно для пополнения региональной казны штрафами, а не ради безопасности. Порядка 30-40 из них оказались вне закона и не подпадают под новые требования. Впрочем, как сама юридическая форма ульяновской АНОшки «ЦОДД», в непосредственный функционал которой входит обеспечение безопасности и правопорядка на территории региона. Ульяновский Центр обеспечения дорожного движения (ЦОДД) — единственный в России, организованный не в форме ГБУ, ОГКУ или МБУ, а в виде Автономной некоммерческой организации, что позволяет руководству последней работать абсолютно закрыто и, минуя 44-ФЗ, посылать учредителей в пешее эротическое путешествие, при этом ежегодно высасывая из бюджета области, словно пылесос, сотни миллионов.

Сначала была АНО «Цивилизация», погрязшая в скандалах, спорах с ульяновскими антимонопольщиками, которые завершились возбуждением уголовного дела, но были слиты силовиками исключительно из дружбы с экс-губернатором Морозовым. От смены вывески «Цивилизация» на «ЦОДД» с приходом губернатора Русских — суть деятельности данной конторы не поменялась. Она все также остается одной из «черных дыр», в которую под красивой легендой выполнения поручения президента Владимира Путина по созданию безопасного города и городских дорог словно в трубу улетают миллиарды бюджетных денег. Причем, вероятно, не без коррупционной составляющей.

По примерным подсчетам с момента своего основания АНОшка проглотила уже более 6 млрд. бюджетных рублей. Накупив за прошлые годы камер такое количество, что оно еще в 2021 году превысило в 1,5 раза показатели нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Согласно официальной информации, показатель по количеству дорожных камер в Ульяновской области к  2025 году должен был достичь 225 единиц. В регионе в 2021 году их было уже 235, а сегодня перевалило уже за четыре сотни. При этом, на снижении смертности на дорогах их количество уже никак не сказывается, равно как и на пополнении штрафами региональной казны. Судите сами: c 1 января по 1 августа штрафов выписано на примерно 1 млрд рублей, оплачено всего 28% (в денежном выражении – порядка 280 млн. рублей).  И это с учетом перехода на 2024-ый выписанных и не оплаченных штрафов в прошлом году.

Не трудно посчитать, что к концу этого года собираемость штрафов с дорожных камер АНОшки даже при самом удачном раскладе будет примерно на уровне 450-500 млн. рублей, в то время как бюджетные расходы на ее содержание в 2024 году заложены на уровне 650 млн. рублей. Кстати, в прошлом году их не хватило, потому уже во второй половине 2023 года депутатами ЗСО с барского плеча субсидии АНОшке были доведены до 867 миллионов. На вопрос, куда утекли сотни миллионов, — в феврале этого года директор ЦОДД Дмитрий Аксененко на профильном комитете ЗСО ответить так и не смог, мычал что-то нечленораздельное. Меж тем, увеличение субсидирования на пару-тройку сотен миллионов этой шараги ожидается и постфактум третьего квартала 2024-го.

Как стало известно Ulnovosti.ru, одна из причин тому – заключенный в 2023 году  г-ном Аксененко трехлетний контракт на сумму порядка 300 млн. рублей на новые дорожные камеры, несмотря на переизбыток уже существующих. И это при фактическом обеспечении на начало 2023 года данной строки в 5 млн. Весьма сомнительный с точки зрения надобности и эффективности гешефт оказался заключен с известным еще по работе «Цивилизации» ООО «Цифровые технологии», которое связано все с тем же бизнесменом Коротиным. Это мы к тому, что новые региональные власти с удовольствием подхватили все старые бизнес-контакты экс-губернатора Морозова со всеми уже давно отработанными схематозами, откатами, кабальными и коррупционными соглашениями.

Еще один весьма сомнительный с точки зрения необходимости и эффективности контракт по предоставлению субсидий на камеры видеонаблюдения «Безопасный город» на сумму в более 1, 2 млрд. рублей был заключен в конце 2021 года. Как вы думаете, с кем был заключен новый трехлетний контракт? Конечно же, с известным ООО «Сити Проектом», близким все тому же Коротину. Которое, в свою очередь, заключило соглашение с  московской компанией ВИЖЕНЛАБС якобы для внедрения новых технологий распознавания лиц и государственных регистрационных знаков. И это несмотря на то, что в прошлых контрактах ЦОДД такой функционал видеораспознования компанией «СИТИ Проект» уже был реализован. По отзывам экспертов, эффективность системы распознавания лиц от ВИЖЕНЛАБС довольно слабая, а если говорить образно — едва отличает человека от кошки.

По сути, АНОшка – это «черная дыра», которая не окупает себя собранными с автомобилистов штрафами. Засевшая в ней команда варягов вытягивает все больше и больше бюджетных средств, используя для этого различные предлоги и придумывая проекты, ни один из которых до конца так и не реализован. Взять хотя бы в качестве примера систему внедрения безналичной оплаты в общественном транспорте «Элтранса». Деньги потратили – программа, разработанная «Элтрансом», до сих пор толком не работает, установленные в электротранспорте валидаторы отказываются считывать старые карты, а с новыми постоянно зависают. И это стоило предположить: директорствует в «Элтрансе» некая бизнес-вумэн Мельникова, по совместительству занимающаяся в селе Новая Беденьга производством чудо-бань и сборно-разборных деревянных домов. А тут – современные технологии.

Еще одной жирной бизнес-темой, которую активно продвигает команда варягов из ЦОДД – это кабальная концессия с «Профит-ГРУПП» по созданию платных парковочных пространств. О том, во что это выльется и каким коррупционным путем в настоящее время протаскивается данный проект — Ulnovosti.ru писали буквально недавно. При минимуме вложений – отдача максимум. За 12 лет срубят по легкому на бесплатных муниципальных дорогах Ульяновска 10-12 миллиардов.

Стоит отметить, что с момента прихода нового руководства АНО в середине 2021 года не было реализовано ни одного значимого или принесшего положительные результаты проектов, зато идей – масса. Логика здесь проста: чем больше жирных бизнес-тем и схематозов – тем больше средств под них высасывается из областного бюджета и регионального Дорожного Фонда на содержание ЦОДД. Как следствие — меньше в Дорожном фонде средств остается на дороги, ливневки и прочие необходимые вещи.

КРАСИВО ЖИТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ…

Все сделки дороже 1 млн. рублей согласно Устава ЦОДД согласуются руководством АНОшки с членами Наблюдательного совета. Первой сегодня рулят исключительно московские друзья губернатора Русских без соответствующих компетенций: директор и штатный барабанщик, установивший ради развлекухи в своем рабочем кабинете барабанную установку «Маршал», стоимостью в более 1 млн. рублей Дмитрий Аксененко – имеет двойное белорусско-российское гражданство. Говорят, в Подмосковье, якобы, у него есть своя криптоферма, на том и познакомились с Русских. Сам Аксененко – любитель горных лыж и путешествий. Замом Аксененко в ЦОДД числится его же друг детства из Белоруссии с белорусским гражданством Глеб Зубрицкий. Был еще один бесценный кадр — Евгений Быков, за семь последних месяцев успевший поработать в различных госструктурах, включая ООО «Элтранс». По рассказам очевидцев, все больше бездельничал и просто был наблюдателем, а с минувшего понедельника стал первым заместителем целого Департамента транспорта Минтранса Ульяновской области. Здесь ради Быкова специально ввели дополнительную ставку.

Финансовые сделки, движение средств и вообще вся бухгалтерия АНО ЦОДД – тоже в надежных руках родной сестры супруги Дмитрия Аксененко – Екатерины Уткиной, работающей на дистанционке, сидя в Москве. Вот такой родственно-дружеский междусобойчик, управляющий ежегодно почти миллиардным оборотом денежных средств, высосанных из областного бюджета и собранных в виде штрафов с ульяновцев.

В помощь залетным московским специалистам при заключении сделок свыше 1 млн. рублей – все те же близкие губернатору Русских люди из Наблюдательного совета ЦОДД:  председатель — руководитель администрации губернатора УО Вячеслав Барынин, родной племянник Русских, а по совместительству заместитель министра транспорта Ульяновской области Владимир Паршинков, боящийся своей тени начальник управления общественной безопасности Правительства Александр Мурашов и министр цифрового развития Олег Ягфаров, которому просто нужна работа, потому плевать против ветра точно не будет. Как говорится, согласуют и подпишутся за любой миллиардный проект, за любые приятные «коврижки». В том числе, связанные с офисами-машинами-зарплатами…

Запросы у москвичей, привыкших жить на широкую ногу, не в пример ульяновским. Сначала сняли себе под офис целый конференцзал в ТЦ «Спартак», закупились мебелью, тут же приобрели за счет средств ЦОДД автомобиль КИА Соул, следом в лизинг КИА Махав и уже расплатились. Говорят, якобы новый Фольксваген Мультивэн для губернатора Русских тоже по какой-то кривой схеме через ЦОДД закупали. В «Спартаке» не понравилось – арендовали здание на Гончарова, 35, из-за чего расходы по аренде выросли с 600 тысяч до 6 млн. рублей в год. Плюсом – появились расходы за пользование транспортом, содержанием помещений, оплатой судебных издержек, связи, техническим сопровождением сайта АНО… Все это ежегодно выливается в примерно десятку лямов. Увеличили штат сотрудников до 53 человек, что в свою очередь потянуло за собой почти двукратный рост расходов по фонду оплаты труда и налогам. За 8 месяцев 2024 года эти расходы составляют порядка 57 млн. рублей. Еще порядка 6, 5 млн. рублей АНОшка тратит на некую профилактику нарушений, в том числе организацию пропаганды безопасности дорожного движения. Вы ее где-нибудь видели?  

ПРОВЕРКА ЦОДД – МИССИЯ НЕ ВЫПОЛНИМА

Проверить финансово-хозяйственную деятельность ЦОДД, прожирающей ежегодно под миллиард бюджетных средств, но так и не вышедшей на самоокупаемость за почти восемь лет своего существования оказалось не под силу даже бывшему Министру транспорта Ульяновской области Сергею Воронцову, ведомство которого непосредственно формирует бюджет АНОшки. Назначенная проверка постфактум разгромного заседания профильного комитета в ЗСО, на которой г-н  Аксененко не смог ответить ни на один из поставленных вопросов депутатами, до сих пор не проведена. С апреля месяца руководство АНОшки играло в пин-понг с Воронцовым, изыскивая всевозможные отмазки для ее не проведения.

Первая выездная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности, включая эффективность расходования субсидий в ЦОДД по итогам 2023 года, согласно распоряжения экс-министра Воронцова, должна была пройти в период с 22 апреля по 14 июня этого года, затем перенесли на 25 апреля-21 июня, но директор Аксененко отписался о невозможности ее проведения. Причина — главный бухгалтер АНО «ЦОДД» Уткина с 24 апреля резко ушла на больничный, а ее зам Еланская – в отпуск. В целом, суть ответа — посыл главы Минтранса в пешее сексуальное путешествие, мол существующее соглашение не предусматривает никакие проверки со стороны ведомства.

Затем директор ЦОДД Аксененко уведомил экс-министра о том, что сам отсутствует по причине временной нетрудоспособности с 26 апреля, а ориентировочная дата выхода его на работу случится не раньше 13 мая.

Попытка провести проверку самостоятельно, без Аксененко, для ревизоров из Минтранса в первые майские дни закончилась тем, что его зам Зубрицкий отказался предоставлять проверяющим какую-либо документацию, о чем подписался собственноручно под Актом о не предоставлении документов и материалов, запрошенных при проведении проверки. Далее – с 7 по 17 мая 2024 года — Дмитрий Аксененко уведомил министра о том, что отправился в ежегодный оплачиваемый отпуск. 28 мая Аксененко был на месте, но без оснований отказал в проверке нагрянувшим в ЦОДД ревизорам.  29 мая г-н Аксененко уведомил Министра о том, что в отношение АНО ЦОДД проводятся выездные и камеральные проверки исполнения законодательства применения техсредств автоматической фотовидеофиксации прокуратурами Ульяновской области, которые продлятся вплоть до конца июня, попросив  перенести проверку на 1 июля. Но уже 27 июня направил в Минтранс новое уведомление с переносом сроков на 1 августа.

Что было дальше – сами знаете. Уже 10-го июля губернатор Русских вызвал Воронцова и предложил написать заявление на увольнение, ибо никому не позволено кошмарить проверками друзей первого лица области. Даже несмотря на то, что речь идет о бюджетных миллиардах. Как стало известно Ulnovosti.ru, перед своим увольнением экс-министром Воронцовым было направлено два письма о необходимости проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО ЦОДД:  одно ушло на имя спикера ЗСО Валерия Малышева, второе – в Генеральную прокуратуру РФ в Приволжском федеральном округе. В ответ на оба – полная тишина. Миссия проверить миллиардные потоки — не выполнима.