Пн. Дек 2nd, 2024

Договор на рекультивацию полигона в Красном Яре признан незаконным. Цена расплаты — 456 млн рублей областного бюджета

Двухлетние судебные тяжбы Прокуратуры Ульяновской области с «Облстройзаказчиком» и московской компанией «ЭкоИнвест» по рекультивации мусорного полигона завершились отказом заказчика от иска. Решением Арбитражного суда Ульяновской области госконтракт, заключенный в декабре 2022 года признан недействительным, а «ЭкоИнвест» обязан возвратить в бюджет 411 млн 159 тыс. 591 рубль. Впрочем, не все так просто в этой скандальной истории. Вероятнее всего, за рекультивацию мусорного полигона области придется расплачиваться уже собственными бюджетными средствами, а затянувшиеся судебные тяжбы были лишь прикрытием для того, чтобы близкая губернатору Русских компания могла практически завершить все работы по незаконно заключенному госконтракту. Работы на объекте и сейчас ведутся полным ходом.

Скандальный проект по рекультивации мусорного полигона в Красном Яре завершается не меньшим скандалом и уголовными делами. В нем «прекрасно» все: от самого полигона, на котором в свое время бизнес сколотил баснословные деньги, прикинувшись банкротом, до раздачи без торгов сотен почти полмиллиарда бюджетных рублей близкому к региональной власти подрядчику, хищением им почти 35 миллионов рублей, возбужденным уголовным делом по факту мошенничества в особо крупном размере, уходом под залог в 2 миллиона рублей его главных фигурантов на время следствия на свободу, вместо заключения в СИЗО… Проект, раскрывший всю коррупционную сущность региональной власти и всех действующих лиц «мусорной аферы». 

Деньги – 456 миллионов рублей, из которых 196 миллионов – федеральные субсидии, выделенные по нацпроекту «Чистая страна» нацпроекта «Экология», были обязательны к расторговыванию через аукционы по 44-ФЗ, но  ушли согласованному подрядчику по весьма кривой схеме – по прямому договору через «Облстройзаказчик», а причиной тому стало СВО. Кроме того, согласно №44-ФЗ и в соответствии с требованиями к участниками закупок при осуществлении закупок для выполнения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и мест несанкционированного размещения отходов, начальная цена контрактов которых превышает 100 млн. рублей, можно привлечь подрядчиков лишь с опытом таких работ. Причем, их стоимость должна составлять не менее 20% от начальной цены контракта.

Ulnovosti.ru писали о том, что договор на рекультивацию полигона в Красном Яре оказался подписан с ООО «Экоинвест» (ИНН 6325058773),  требуемый опыт подобных работ у компании должен был составлять сумму, не менее 90-100 миллионов. Меж тем, вся выручка этой фирмы за последние 5 лет – это чуть более 5 млн. рублей, зато учредителем «ЭкоИнвеста»  оказалось никто иной, как экс-министр Рахматуллина (значилась с 2013 по 2016 годы), впоследствии с приходом в чиновничью должность, просто переписавшая ОООшку на свою давнюю подругу и компаньоншу по другому бизнесу — ООО «Промэкология» — Анастасию Барышеву. Последняя в марте 2022-го то ли передала, то ли перепродала компанию с нулевым опытом исполнения подобных госконтрактов  московскому ООО «Бауинвест», которое уже спустя год перепродало его другому московскому ООО «Мегастоун Ресурс», призвать которое к ответу сегодня бесполезно. Компания с 7 октября 2024 года находится в процессе ликвидации, сведении об юридическом адресе, равно как и о руководителе недостоверны, счета арестованы по причине налоговой задолженности.

Основным субподрядчиком на рекультивации полигона в Красном Яре с первых дней исполнения госконтракта стало ООО «Мегастоун Групп». Директором и учредителем ОООшки, в которое через «ЭкоИнвест» как из рога изобилия перетекли уже 411 миллионов бюджетных рублей является друг и личный помощник губернатора Русских по Севету Федерации Наиль Вильданов.

Напомним, именно Вильданов на пару с другим учредителем «Мегастоун Груп» Сергеем Власовым сегодня проходят главными подозреваемыми по уголовному делу, возбужденному ульяновским СУ СКом по ст. 159 ч. 4 (мошенничество в особо крупном размере в составе ОПГ). Вся эта верхушка близких друг другу подрядчиков, передавали друг другу подряды на субподряды, участвуя в освоении сотен миллионов рублей через фиктивные договоры с аффилированными компаниями на поставку оборудования и использования инертных материалов низкого качества.

В феврале 2025-го будет ровно два года, как Прокуратура Ульяновской области судится с «Облстройзаказчиком» и ООО «ЭкоИнвест», требуя признать заключенный договор на почти полмиллиарда рублей незаконным. Среди других исковых требований – расторжение незаконно заключенного контракта с возвращением по нему всех полученных денег. Две первых инстанции встали на сторону представляющего сторону истца заместителя Прокурора Ульяновской области, кассация отправила иск прокуратуры на повторное рассмотрение, открыв тем самым региональной власти на пару с близким к ней подрядчику возможность завершить проект и полностью его заактировать. Что, в общем-то и случилось. За почти два года «Облстройзаказчик» перечислил на счета подрядчика 411 млн. рублей, которые теперь решением Арбитражного суда обязательны к возвращению.

Меж тем, работы на рекультивации мусорного полигона кипят, строительная техника подрядчика готовится к полному завершению работ, несмотря на то, что все сроки сдачи просрочены. Напомним, «ЭкоИнвест» обязан был завершить рекультивацию еще до 10 декабря 2023 года, но деньги оплачены, а про штрафные санкции ничего не известно.

Следуя логике затеянной аферы, «Экоинвест», а вернее сказать, субподрядчик «Мегастоун Групп», по-любому свои деньги получит, несмотря на их возвращение в областной бюджет согласно решению Арбитражного суда. По факту работы выполнены, и чтобы завершить проект Правительству нужно переработать проектную документацию, объявив новый конкурс. Из новой документации должны быть исключены виды работ фактические выполненные подрядчиков Экоинвест. То есть при подготовке новой документации Правительсво де-юре признает выполнение работ, а следовательно у Экоинвеста возникнет законное право требовать деньги за свою работу через суд. Большая часть возвратных средств — а это порядка 200 миллионов рублей в связи со срывом сроков сдачи объекта и незаконно заключенным договором — должна будет уйти в федеральный бюджет, а вот расплачиваться по итогам всех судов с подрядчиком в конечном итоге придется областным бюджетом. И скорее всего, это сумма будет равняться цене всего контракта, то есть 456 миллионам рублей.