Пн. Янв 20th, 2025

Друзья губернатора Русских: рейдеры или инвесторы? В Москве арестован Туфан Садыгов

Пока ульяновская элита следила за арестом владельца пивзавода «Трехсосенский» Михаила Родионова и переживала за перспективами пополнения акцизами облбюджета, в Головинском суде Москвы развернулась куда более интересная криминальная хроника, связанная с арестом и избранием меры пресечения известного предпринимателя Туфана Садыгова и целого ряда руководителей и директоров компаний, связанных с ним. Все это ОПГ подозревается в мошенничестве в особо крупном размере по ч 4 ст 159 УК РФ, по месту нахождения фирм проведены оперативно-разыскные мероприятия. Для рядового ульяновского обывателя фамилия москвича Садыгова не говорит ни о чем, для губернатора Русских и его московской компании заезжих топ-менеджеров Садыгов настолько близкая фигура, что впору вздрогнуть, а не приведут ли «ниточки», за которые дернула ФСБ в Москве, в ульяновский регион? 

Знакомьтесь, Туфан Садыгов — теневой владелец заводов, газет, пароходов, футбольного клуба «Химки» с делом о личном банкротстве и долгами на более 15 млрд. рублей перед российскими банками: от Сбера до Промсвязьбанка и ВТБ… Если вы забьете в поисковик «Туфан Садыгов», то увидите, что почти вся найденная информация будет связана с компаниями, в названии которых есть слово «мост». «Улан-Удэстальмост», «Сибмост», «Волгомост»… Да-да, тот самый «Волгамост», что до 2014-года был активом ГК «СОК» и строил Президентский мост в Ульяновске, в отношение которого в 2021 году было введено наблюдение, долги компании перед ВТБ и Сбером оцениваются в более 18 млрд. рублей. Дорожно-строительный бизнес Садыгова рос как на дрожжах, превратившись в мощную группу компаний из сети крупных дорожных подрядчиков, собственных карьеров, компаний по добычи и продаже строительных материалов… Причем, сам г-н Садыгов официально фигурирует в качестве одного из учредителей московского ООО «Объединенная мостостроительная компания», где вторым учредителем является АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ФОНИКА» (PHONICA AKTIENGESELLSCHAFT), зарегистрированное в Лихтенштейне. И еще в парочке ОООшек с нулевыми оборотами.

Неофициально – активы Туфана Садыгова – по всей стране: Тюмень, Удмуртия, Бурятия, Казахстан, оформлены на близких и доверенных лиц. В основном зарегистрированы в Московской области, городах Дмитров, Клин, Сергиев Посад — тихих подмосковных городах, откуда возрождать Ульяновскую область прибыла команда Русских и дорожника Эделя. Вместе с этой командой на грешную ульяновскую землю приземлился и влиятельный бизнес Садыгова.

Прежде всего, в лице московского ЗАО «Хотьковский автомост», который главой региона активно лоббируется на все самые жирные дорожные подряды в области, начиная строительства моста Смычки-Шевченко, стоимостью в 1,8 млрд. рублей, где недавно восстали рабочие из-за невыплаты заработной платы, и до проектирования трассы автодороги Р-241 Казань-Буинск-Ульяновск, подьезд к Самаре на участке обхода п. Чердаклы объездной трассы Ульяновск-Димитровград-Самара. НКМЦ госконтракта только на этот подряд составляет более 5 млрд. рублей. Плюсом еще 13 млрд рублей на реконструкцию этой же трассы.  

КАК МОСКОВСКИЙ ИНВЕСТОР ДИАТОМОВЫЙ КОМБИНАТ В ИНЗЕ КУПИЛ И НЕ РАСПЛАТИЛСЯ

Первым в Ульяновске пал бизнес известного предпринимателя, владельца Инзенского диатомового комбината Евгения Никифорова, в отношение которого несколько лет расследовалось уголовное дело. Сам Никифоров тогда неоднократно заявлял о рейдерском захвате. О том, что поводом к возбуждению уголовного дела стала некая экспертная справка о недостоверной информации, подготовленная «недоброжелателями комбината», которая, «как показала независимая экспертиза, оказалась сфальсифицированной, с поддельной подписью эксперта», в связи с чем он «неоднократно обращался в прокуратуру и СУ СКР с просьбами возбудить уголовное по факту фальсификации, но оно так и не было возбуждено. За это время предприятие было доведено до банкротства и за долги было продано главным кредитором предприятия – «Сбербанком» с молотка. Новым владельцем стало московское ООО «Консалт Групп» из города Дмитров, директором которого является Алла Алиева. Она же – доверенное лицо и директор целого ряда юрлиц, связанных все с тем же Туфаном Садыговым, начиная от ООО «МДК» в Анапе, московским «Дорстрой Истра», «Колхозом «Заветы Ильича» … и заканчивая Культурным центром Михалково – шикарной усадьбой, связанной с дворянскими родами Дашковых и Паниных, собственницей которой является дочь Садыгова – Мариам.  

Появление людей Садыгова на инзенском предприятии началось со скандалов с отключением электричества местной компании по переработке диатомита ООО «Диамикс». Кроме того, компании был заблокирован доступ к собственному имуществу, и «Диамикс» лишь через суд добилось впоследствии получение доступа к своему имуществу. С прошлого года и «Диамикс», и «Инзенский диатомовый комбинат», и «Волжские минералы», принадлежащие ранее Никифорову оформлены на людей Садыгова, в частности, их учредителем является все то же ООО «Консалт Групп»

Меж тем, как стало известно Ulnovosti.ru, этот самый московский инвестор до сих пор не расплатился с Евгением Никифоровым за приобретенное у него предприятие по трем официально подписанным и нотариально заверенным договорам купли-продажи. Окончательный срок расплаты иссек еще в мае, но от Туфана Садыгова и его доверенных лиц – ни ответа, ни привета, ни денег. В настоящее время в Ульяновском арбитраже и судах города Дмитров идут суды по возвращению задолженности, итогом которых, скорее всего, может стать банкротство предприятий Садыгова, пришедших в Инзу под видом инвесторов. Оба предприятия работают ни шатко, ни валко. Более того, все эти активы — ИДК, так и «Консталт Групп» — по решению судов уже находятся под арестом, а одновременно — все 100% акций обеих компаний оказались залоге у Сбербанка.

ЩЕРБИНА НА «МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ» БОЛЬШЕ НЕ ХОЗЯИН

Вторым под каток московского инвестора Садыгова, близкого губернатору Русских, попал флагман российского производства дорожных конструкций и один из крупнейших налогоплательщиков области группа компаний «Металлоконструкция» Андрея Щербины.

Андрей Щербина признается, что был знаком с Туфаном Садыговым лет как 7-8. Причем, как заявляет сам Щербина, Садыгов в свое время должен ему был кучу денег за поставленную продукцию.

— Примерно под 300 миллионов. Но он мне тогда подряды хорошие давал, чтобы со мной рассчитаться, — говорит Щербина. – Обговаривали сразу: к примеру, из суммы подряда в 500 миллионов он закрывал долг на 25, остальную сумму долга верну себе через другие заказы.  

Проблемы на предприятии стали появляться пару лет назад, причиной тому – гигантские кредиты, взятые его руководством на развитие бизнеса в Ульяновске и строительство аналогичного предприятия в Казахстане. Прежде всего, в «Сбербанке», которому сегодня Щербина должен порядка 2 млрд рублей. Плюсом тому – конкуренты, появившиеся на рынке производства металлоконструкций и прежде всего, барьерных ограждений для дорожного хозяйства. Щербина начал метаться в поисках заказов и поддержки, обратился за помощью к губернатору Русских, тот обещал помочь. Сделал звонок другу, коим оказался все тот же Туфан Садыгов. Все происходящее далее более напоминает банальную разводку лоха. Щербина и сам сейчас это прекрасно понимает.

Обещания от Садыгова сыпались как из рога изобилия: тот долго хвалился своими дружескими связями в Росавтодоре, наобещал Щербине завалить заказами ульяновский завод «Металлоконструкций» на сумму в более 7 млрд. рублей… Щербина заглотил наживку словно рыба, получил первый контракт, который позволил ему закрыть кое-какие долги перед банком. Второй этап сотрудничества с Садыговым оказался роковым:  влиятельный московский «инвестор» потребовал взять себя в партнеры. Причем, лишь при условии 50 на 50 долей в бизнесе, иное его не интересовало. Партнерство в обмен на опять же щедрые контракты директора ульяновского завода «Металлоконструкций» устроило, да и деваться на тот момент уже было некуда, банки душили предприятие процентами, а заказы почему-то обходили стороной.  Это уже позже выяснилось, что все они с подачи все того же Садыгова уходили конкурентам.

Завладев 50% долями предприятия, по словам Андрея Щербины, Садыгов тут же забыл про обещанные «молочные реки-кисельные берега», 7-миллиардные заказы от Росавтодора. Правда, подкинул на поддержку «штанов» предприятия бабла. Что-то в размере 370 миллионов при этом забыв про свой долг в 50 миллионов. В итоге, за пару последних лет Щербина погасил Садыгову 200-миллионый долг путем того, что на него же повесили банковский долг, оставшись должен всего примерно 120. С учетом того, что КТЦ Ульяновск и КТЦ Казахстан стоят несколько миллиардов рублей – заполучить оба предприятия за 120 миллионов оказалось весьма щедрым подарком «инвестору» Садыгову, рекомендованного губернатором Русских.

В состав учредителей «Металлоконструкции» от лица Садыгова вошла Оксана Данилова – дочка его бывшего компаньона по «Хотьковскому автомосту», учредитель 11 действующих организаций. Поле деятельности – от аренды и управления недвижимым имуществом в Москве и Московской области до добычи декоративного и строительного камня в Челябинской области, аренды и лизинга стройтехники и оборудования, производства металлоконструкций, строительства жилых и нежилых зданий в Мордовии, разработки гравийных и песчаных карьеров, торговле стройматериалами в Московской области. На нее же записан «Улан-Удэстальмост», вокруг которого не стихают скандалы  с того момента, как на некогда крупном предприятии появился Садыгов: это и невыплата зарплаты, и создание трех одноименных ОООшек, долги по налогам…

Поговаривают, обмывали шампанским сделку по вхождению Садыгова на ульяновское предприятие чуть более полутора лет назад на троих в кабинете губернатора. Последний даже несколько раз помог Щербине с заказами, но лишь до того момента, как между двумя акционерами не пробежала «черная кошка», и Садыгов полностью решил взять «Металлоконструкцию» под свое управление. А пару месяцев назад Щербина, находящийся где-то заграницей и вовсе заявил о рейдерском захвате предприятия, разослав во все силовые структуры – от ФСБ до СК и Генпрокуратуры — официальные обращения.

С прошлого понедельника Андрей Щербина больше не является директором «Металлоконструкции», решением суда он лишен права управлять предприятием, а на заводе хозяйничают люди Туфана. Заправляет всем некто Игорь Фрейман из Мордовии, на предприятии полностью поменяли охрану. Накануне друзей-инвесторов губернатора Русских – Туфана Садыгова и его доверенное лицо в АО «Металлоконструкция» Ольгу Данилову Головинский суд Москвы отправил под домашний арест. Как пишут федеральные СМИ, по версии следственных органов, Садыгов, действуя с другими лицами в составе организованной группы, заключал фиктивные кредитные договоры по выдаче заведомо невозвратных кредитов фирмам, аффилированным с соучастниками. Среди них бизнесмен Игорь Вашунин, учредитель компании «Автотрансстрой» Салман Юсупов, учредитель компании «РМ» Ольга Данилова, учредитель компании «Союздорстрой» Елена Оширова и гендиректор компании «МТУ «Сатурн» Артем Сусликов.  В правоохранительных органах считают, что в дальнейшем они обращали указанные денежные средства в свою пользу, чем причинили кредитной организации ущерб в особо крупном размере. Речь идет о сотнях миллионов рублей.