Потенциальный Чернобыль. Власти закладывают атомную бомбу под Ульяновскую область
Как в случае с очередным губернаторским «ноу-хау» со строительством в Димитровграде АЭС.
Договор с ОАО «АКМЭ-инжиниринг» на передачу прав аренды земельного участка под строительство АЭС во втором по величине и значимости городе региона г-н Морозов подписал 17 июня 2013 года. И никто по гамбургскому счету не забил тревогу. О перспективах строительства АЭС, возможных последствиях и угрозах мы поговорили с генеральным конструктором ОАО «УМЗ № 2» Романом Логиновым, проработавшим в атомной отрасли длительное время. Он точно знает, насколько потенциальную угрозу представляет используемый реактор СВБР-100 — на быстрых нейтронах и с металлическим свинцово-висмутовым теплоносителем. Наш портал вместе с Романом попытался вникнуть в суть реальной опасности, которая может грозить региону в случае, если новая «блажь» Сергея Морозова будет реализована.
Итак, Сергей Морозов утверждает:
— Мы максимально будем способствовать реализации этого проекта в строго отведенное время. СВБР-100 является для России пилотным в части осуществления в атомной отрасли масштабных высокотехнологичных проектов с участием частного капитала. Для его реализации в 2009 году была создана государственно-частная компания, владельцами которой на паритетных началах являются госкорпорация «Росатом» и энергоугольная компания ОАО «Иркутскэнерго».
«Акционеры поставили перед нами амбициозные задачи по коммерциализации новой технологии реакторов четвертого поколения, – вторит ему генеральный директор ОАО «АКМЭ-инжиниринг» Владимир Петроченко. – На сегодняшний день эта технология признана перспективной: она позволяет производить электричество, тепло и пресную воду на уровень безопаснее, чем существующие отработанные технологии». К работе над проектом подключены питерское ОАО «Головной институт «ВНИПИЭТ», обнинское ФГУП ГНЦ-РФ ФЭИ и ОКБ «ГИДРОПРЕСС» из Подольска, а также ряд других предприятий атомной и смежных отраслей.
«КПД НОВОЙ АЭС МЕНЬШЕ, ЧЕМ У «ЗАПОРОЖЦА»
Роман Владимирович Логинов, с 1991 года работавший в ЗАТО г.Трехгорный в отделе новой техники Приборостроительного завода, по поводу строительства АЭС в Димитровграде особой радости властей не разделяет. «Вроде бы радоваться надо: ура! в регионе строят не очередной магазин, а что-то «высоконанотехнологичное»! — говорит Роман Логинов. — Однако, я, как специалист проработавший в атомной отрасли, уверен, что нашей родной области, где живут мои и ваши дети, будут жить внуки и правнуки, грозит серьезная опасность. К моему сожалению, эта опасность не из разряда «Ой, я боюсь атомную станцию…» Все гораздо циничнее!»
Любая АЭС — это не только и не столько современные прорывные технологии, не имеющие аналогов в мире, но, главным образом по утверждению академика Капицы: «…атомная бомба, дающая электричество». Разница между реактором и бомбой лишь в том, что в первом случае идет как бы контролируемое выделение энергии цепной реакции, а во втором – неконтролируемое. И вообще, ядерный реактор и атомная бомба есть две стороны одной медали, называемой самоподдерживающейся цепной реакцией деления ядер атомов. Но в связи с использованием в димитровградском энергоблоке реактора на быстрых нейтронах (в отличие от тепловых) ставит по сомнение контролируемость процесса цепной реакции.
По словам Романа Логинова, атомные реакторы делятся на два основных типа – «теплые» и «быстрые». Знать разницу между ними неискушенным вовсе не обязательно, чтобы не запутаться в физико-химическом арго. А вот дальше: АХТУНГ!
— Сейчас на планете Земля из более 400 действующих реакторов всего один (БН-600) «быстрый», остальные – «теплые». Чем же плохи «быстрые»? Давайте перенесемся на 70 лет назад, — предлагает наш собеседник. — Именно тогда впервые стало ясно – для создания легкой транспортабельной атомной бомбы нужен плутоний, который в натуральном виде в природе отсутствует. Для его получения в промышленном масштабе из природного урана U 238 необходим ядерный процесс, проходящий в условиях атомного реактора. И для этого как раз было предложено несколько вариантов, один из которых — «быстрый» реактор. С теоретической точки зрения «быстрый» реактор – идея заманчивая, а вот с практической имеет много нерешённых вопросов, как технологичекого, так и конструктивного характера до сих пор. Так что все разговоры о так называемом «мирном атоме», ведущиеся с советских времен – лукавый блеф. Реактор нужен для бомбы. При том, что «КПД любого атомного реактора меньше, чем у двигателя «ушастого» Запорожца». Реактор мало чем, в принципе, отличается от паровоза, только топка не дровяная, а атомная, а в остальном полная преемственность.
Кроме того, «новая» (вернее сказать, заслуженно забытое старое) Димитровградская АЭС не решит проблему с дефицитом электроэнергии в Ульяновской области. К тому же, если верить принятой лично г-ном Морозовым «Программе развития электроэнергетики Ульяновской области до 2015 года», в регионе переизбыток электромощностей. Так вот, реально реактор будет выдавать не более 60 МВт, при установленной мощности всех электростанций Ульяновской области в 945 МВт, т.е. дополнение всего 6% общей выделяемой мощности?!
Газовая современная автоматическая электростанция мощностью 1000 МВт сегодня в мире стоит 600-700 млн. долл. США и может быть построена за два года. АЭС такой же мощности будет стоить 3,4 – 5,0 млрд. долл. и на ее сооружение необходимо не менее восьми лет. Что мешает в Димитроаграде построить газовую электростанцию в 100 МВт, в 5-6 раз дешевле чем АЭС? Уже только по этой причине атомная индустрия во всем мире уже длительное время находится в упадке.
Так называемый «мирный атом» стал своеобразной «палочкой-выручалочкой» для мировой олигархии от ВПК, когда мир испытал переизбыток атомных бомб, и остро встала проблема, куда их теперь девать…
АТОМНЫЙ РАРИТЕТ, или ПОЧЕМУ ОТ ИСПОЛЬЗУЕМОГО В ДИМИТРОВГРАДЕ РЕАКТОРА ОТКАЗАЛИСЬ ВСЕ СТРАНЫ
— Какое отношение историческая древность имеет к планам Морозова по строительству АЭС в Димитровграде?
— «Быстрый» реактор СВБР, который собираются использовать в димитровградском реакторе, на сегодняшний день себя дискредитировал. В том числе и как устаревший. Ведь его история насчитывает уже больше 60 лет. В 2009 году закрыли предпоследний в мире «быстрый» реактор Phеnix во Франции. В России последний подобный (БН-600) действует лишь в третьем энергоблоке Белоярской АЭС и то дорабатывает свои последние дни. Четыре года назад в Индии велось строительство демонстрационного «быстрого» реактора PFBR-500 для японского реактора «Мондзю». Работы планировалось завершить к 2013 году. Однако в августе 2010-го японцы передумали, и дальнейшие перспективы «Мондзю» весьма туманны…
Мифом является и то, что атомные реакторы на быстрых нейтронах успешно опробованы на атомных подводных лодках ВМФ СССР и потому совершенно безопасны.
— Они имели недостатки?
— Судя по опыту эксплуатации висмут-свинцовых реакторов в ВМФ СССР, такого типа реакторы оказались небезопасны и эксплуатационно ненадежны.
Накопление окислов привело как минимум к одной крупной аварии, в результате которой атомная установка вышла из строя, произошло радиационное загрязнение отсеков АПЛ полонием-210, тем самым, которым отравили Литвиненко в Лондоне. А члены экипажа тогда получили высокие дозы облучения, в результате чего несколько человек скоропостижно скончались.
Все лодки этого проекта в результате были выведены из состава флота еще в 1990 году, кроме К-123, проходившей капремонт до 1992 года, которая была исключена из списка кораблей 20 лет назад. В настоящее время в России и в мире нет ни одной действующей АПЛ, на которой теплоносителем в реакторе служит свинец-висмут. Кстати, в 2009 году на предприятии «СевРАО» (Гремиха) проводили выгрузку отработавших выемных частей (ОВЧ) реактора подводной лодки К-373 (№ 910). Сложность состояла в том, что в 1989 году в реакторном отсеке произошла авария. Первоначально планировалось обеспечить хранение реакторного блока на берегу в течение 100 лет, но затем это решение было пересмотрено. Все работы финансировала КАЭ Франции в рамках программы сотрудничества с Россией в сфере ядерно-радиационной безопасности. Так вот, общая стоимость работ только выгрузки составила около 5 миллионов евро (200 000 000 рублей). Как видим, лодка К-373 отработала всего 10 лет до аварии, после которой её просто списали как неподлежащую восстановлению, и после списания уже 20 ЛЕТ НЕ ЗНАЮТ, ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ? ПЕРЕЛОЖИЛИ РАДИОАКТИВНУЮ ЗАРАЗУ С ЛОДКИ НА БАЗУ ЗА БЕТОННЫЙ ЗАБОР И ВСЁ, ВОТ И ВСЯ УТИЛИЗАЦИЯ.
И вообще, я подозреваю, что один из законсервированных реакторов, используемых на списанных лодках, вынут из бетонного кожуха и попытаются «втюхать» нашему губернатору Морозову.
— Роман, наука же не стоит на месте. Инициаторы строительства АЭС в Димитровграде убеждают в безопасности и экологичности станции…
— Это наглая ложь. Реальность такова, что в реакторе СВБР-100 в результате деления атомов урана-235 образуются около 300 различных радионуклидов, из которых более 30 выбрасываются в атмосферу. Среди них: полоний-210, йод-129 (период полураспада /ППР/ 16 млн.лет), углерод-14 (ППР – 5.730 лет), цезий-137 (ППР – 30 лет), криптон-85 (ППР – 10,6 лет) и т.д. Каждый из радионуклидов по-своему опасен. Так, например, опасность криптона-85 состоит в том, что он ионизирует атмосферу. По данным академика Легасова, уменьшение электрического сопротивления атмосферы под действием криптона-85 приводит к увеличению числа гроз, ураганов, торнадо, смерчей, тайфунов, ливней, снегопадов. Стоит задуматься над тем, почему за последние годы резко возросло число таких катаклизмов, которые с каждым годом становятся все мощнее и страшнее. Сегодня они уже в состоянии сметать с лица земли целые города. И если раньше все это было где-то далеко от Европы, то сегодня такие визиты ураганов, ливней и других «приятных сюрпризов природы» для Европы перестают быть редкостью. Академик Легасов прав (!!!), количество убийственных ураганов и смерчей в мире на единицу времени за последние 20 лет выросло в 12 РАЗ (!!!). А наличие частой засухи у нас в Поволжье в последнее время ни о чём вам не говорит? А так называемые актиниды, например, Америций, что с ними делать? А выгрузка топлива раз в пять-семь лет? И вообще, как вы думаете, насколько велик ресурс насосов жидкого металла, которые его качают через теплообменник для нагрева воды второго контура?
Да и вообще, что делать с реактором через 30 лет, если он столько сможет проработать? ОН НЕ УТИЛИЗИРУЕТСЯ ВООБЩЕ!
Но и это еще не все «прелести» СВБР-100. Кроме отработавшего топлива, атомный реактор «производит» несметное количество самых различных жидких и твердых радиоактивных отходов. Возникнет серьёзная проблема во втором контуре с тритием. В воде под действием ионизирующего излучения образуются: дейтерий, тритий, протий… а эта вода попадает в атмосферу… В выбрасываем паре с АЭС будет содержаться тритий. Как с этим бороться во втором контуре, пока никто не знает.
За последние 70 лет произошло 9 крупнейших радиоактивных аварий (без учёта атомных подводных лодок):
— 1957 г., Челябинск-70 (СССР);
— 1957 г., Уиндскейл, (Великобритания);
— 1979 г., Три-Майн- Айленд, (США);
— 1980 г., Сен-Лоран-дез-О (Франция);
— 1986 г., Чернобыль (СССР);
— 1987 г., Гояния (Бразилия);
— 1999 г., Токаймура (Япония);
— 2006 г., Флёрюс (Бельгия);
— 2011 г., Фукусима (Япония).
В среднем получается, что в мире в среднем один раз в 8 лет происходит реальная экологическая региональная катастрофа. Вряд ли кто-то из жителей Ульяновской области или из Димитровграда хотел бы войти в истории атомных трагедий как непосредственный участник.
В среднем получается, что в мире один раз в 8 лет происходит реальная экологическая региональная катастрофа.. Для справки: от Ульяновска до Димитровград менее сотни километров. Прибавьте сюда ТЫСЯЧИ инцидентов с выбросами радиоактивной гадости и сотни плановых.
— Что значит плановые выбросы?
— Да, да, не удивляйтесь, именно плановых, радиоактивных сбросов. Даже в случае, условно, абсолютной надежности и безаварийности работы любой АЭС, по существующим международным стандартам допускаются лицензированные, то есть разрешенные газообразные и аэрозольные выбросы радионуклидов из действующих АЭС. Так, например, находящиеся в настоящее время в эксплуатации 434 реактора на всей планете Земля на протяжении 25 лет своей работы имеют право выбросить и выбрасывают цезия-137 (одного из наиболее опасных радионуклидов!) в 16 раз больше, чем было выброшено в результате чернобыльской аварии. И ведь это, как говорится, «в мирное время», то есть без каких-либо аварий или «внештатных ситуаций».
— Давайте подведем резюме нашей беседе…
— А итог таков: в нашей области строится экспериментальный реактор, разработанный в 60-х годах прошлого столетия, от которого отказались все цивилизованные страны, отказался сам СССР в пике своего могущества, и который привел к множеству аварий на подводных лодках с жертвами. Его невозможно утилизировать. Он дает огромное количество опаснейших ядерных отходов, имеет при этом КПД паровоза середины XIX века, вырабатывает оружейный плутоний и крайне токсичный полоний, а большая часть производимой энергии уходит на поддержание самого процесса.
По моему мнению, Ульяновску готовят атомную «мину замедленного действия». Отдельные российские олигархи и компании, получив свои деньги, потом могут обнародовать опасность использования «быстрого» реактора. Тайком профинансировать псевдо «зелёных» и подняв псевдо экологический шум, в конце строительства закрыть строительство «под давлением общественности». В результате получат свои нехилые «башли», а регион остается в дураках. И это в данном случае самый «удачный» расклад.
— Боюсь спросить, каким же будет неудачный…
— Если АЭС в Димитровграде все же будет построена и, НЕ ДАЙ БОГ, запущена, то самое малое через десять лет региону уготован второй Чернобыль или «первый Димитровград». Поскольку отличительной особенностью «быстрого» реактора является необходимость постоянно забирать у него энергию, то, вы поймите, система АЭС постоянно находится в подкритическом раскочегаренном состоянии, а если цепная реакция деления затухает и процесс выделения энергии останавливается, то так можно просто «заморозить» металлический теплоноситель. Но это никак не вяжется с «пиковой» формой потребления электроэнергии, когда в ночное время электричества ульяновцы потребляют меньше. Значит, реактор придется «тормозить». В этом случае однажды он сам без участия человека решит поделиться своей «начинкой». Его просто «разорвет». И тогда мало не покажется никому. Случись авария, в 100-километровую зону радиационного заражения попадет и областной центр.
ЗА ВСЕ В ОТВЕТЕ КИПР
Интересно, покупка семьей губернатора Морозова элитной недвижимости в Швейцарии связана с рисками этого проекта? Отчего-то думается, что изложенные в этой статьей факты ему прекрасно известны, и своих многочисленных детей он спасет в чистой европейской стране. А как же наши дети?..
Между прочим, беспочвенны и разговоры о новых высокооплачиваемых рабочих местах, которые якобы создаст Димитровградская АЭС. По словам Романа, она будет нуждаться максимум всего в сотне штатных единиц обслуживающего персонала (это вместе с охраной и бухгалтерами) – больше не потребуется. А чтобы окончательно развеять возможные иллюзии, Логинов выяснил:
— Одним из основных участников этого авантюрного проекта, который будет держать в заложниках наших детей, является фирма «Иркутсэнерго». Это «дочка» более крупного концерна «Евросибэнерго», 99,9999 процентов акций которого, если посмотреть открытую и доступную в Интернете информацию, принадлежит кипрской компании с красивым названием EUROSIBENERGO PLC с адресом Themistokli Dervi, 12 PALAS D`IVOIRE, 2nd floor P.C.1066, Nicosia, Cyprus. Теперь, если с нами что-то случится, то все претензии к Кипру…
Николай Владимиров