Караул, секвестируют! Ульяновский минздрав экономит на смертельно больных и инвалидах

И вот на операционном столе добрая тетенька-хирург (или дяденька, кому как нравится) в модных и дорогих очках от Роберто Кавалли с застенчивой улыбкой заявляет, что за бесплатно вырежет вам лишь 30 процентов аппендицита-грыжи. Остальное за ваши деньги. Поскольку врач тоже человек и ему семью кормить надо. Абсурд?! Конечно!!! Только вот факты аналогичного абсурда на днях выявила областная прокуратура в минздраве региона. С той только разницей, что в фактах, выявленных прокуратурой, ничего смешного нет. Более того, в ряде случаев медицинское «обрезание» от облминздрава лишь чудом пока не стоило жизни сотням, если не тысячам ульяновцев. Подробностями прокурорской проверки с нашим порталом поделился старший помощник облпрокурора Василий Зима.
Право любого гражданина, нуждающегося в незамедлительном лечении, на льготное лекарственное обеспечение регламентируется действующим законодательством. Но находятся в Ульяновской области чиновники, на законы, извините уж за грубость, кладущие с прибором. Прикрываясь при этом «дырами» в облбюджете, которые сами по себе уважительной причиной для нарушений не являются. И делают это, по словам видавшего виды помощника прокурора Зимы, цинично.
В ходе прокурорской проверки установлено: не обеспечено софинансирование расходов на приобретение для страдающих заболеваниями остро нуждающихся в государственной поддержке жителей региона лекарственных средств в сумме более 100 млн. рублей. Кроме того, по указанию облминздрава учреждениями здравоохранения реализована неправомерная практика сокращения заявок на необходимые препараты. О том, что конкретно стоит за скупыми официальными строчками прокурорских отчетов и о конкретных вопиющих фактах министерских нарушений, Василий Зима рассказывает:
— Возьмем в качестве примера недавно прогремевшую на всю Россию Инзенскую ЦРБ в связи с массовыми отравлениями в райцентре. К самому факту отравлений выявленные нами факты отношения не имеют. Но шокируют не меньше. В текущем году больница подала заявку на приобретение лекарственных препаратов. На сумму 15 миллионов рублей. Минздрав урезал ее до 6,1 миллиона. Теперь представим, что за каждой цифрой – живые, хотя и не совсем здоровые люди. Цинизм ситуации, заложниками которой, «благодаря» региональному министерству, стали нуждающиеся льготники, еще и в том, что речь идет не просто о лекарствах против гриппа и простуды. Которые больной по желанию может принимать, а может и обойтись. Имеется в виду лекарственное обеспечение самых незащищенных категорий льготников. В частности, детей-инвалидов и тяжело больных. Например, инсулинозависимых.
Другой пример: в Майнской ЦРБ в 2013 году было заказано 302 упаковки инсулина. По факту же облминздрав «секвестировал» эту цифру до 83-х упаковок. То есть при самом плохом раскладе 219 инсулинозависимых майнцев в этом году ждал летальный исход. Счастье, что этого не произошло…
По словам Василия Зимы, подобными сокращениями министерство здравоохранения Ульяновской области ставит подведомственные лечебные заведения в неудобное положение, по сути заставляя манипулировать цифрами, каждая из которых может стоить десятков человеческих жизней. И это уже не метафоры с гиперболами.
— В наступающем году, – продолжает Василий Иванович, – ссылаясь на то, что в региональном бюджете очень плохо с финансированием медицины, при формировании общей заявки лечебно-профилактических учреждений области на 2014 год потребность медицинских организаций сокращена более чем на 70 процентов. Это ужасно! Минздрав говорит подведомственным учреждениям: делайте, что хотите, но умерьте свои аппетиты. И те вынуждены «крутиться», либо полностью исключая из свои заявок самое необходимое, либо заменяя дешевыми аналогами… Но оттого, что в бюджете не хватает средств, ребенок-инвалид не превратится в неинвалида. А инсулинозависимый не выздоровеет в мгновение ока одним волшебным чиновничьим пассом.
Вот еще лишь два вопиющих факта прокурорской проверки. В 2013-м лишь по требованию Димитровградской прокуратуры чиновники компенсировали затраты в размере свыше 32 тысяч рублей родителям троих детей-инвалидов, вынужденным приобретать лекарственные препараты за свой счет, поскольку информация о малолетних была изъята из заявки. А житель Ульяновска, страдающий болезнью Фабри (тяжелое мутационное генетическое нарушение), начал получать жизненно необходимые «пилюли» за счет средств областного бюджета только после вмешательства и судебного иска прокурора Ленинского района. Также в текущем году медицинскими организациями региона не обслужено свыше пяти тысяч рецептов на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, а также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов.
Василий Зима убежден: «Теперь очередь прокуратуры сказать: «Делайте, что хотите, но обеспечьте нуждающихся льготников всеми необходимыми лекарствами в полном объеме». И это гуманнее, чем «делайте, что хотите» облминздрава. Прокурор Ульяновской области Сергей Хуртин взял ситуацию под свой личный контроль. И требует от регионального правительства решительных мер.
— В частности, заместитель председателя регионального правительства-министр здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области Валентина Караулова, – обещает Василий Зима — должна незамедлительно устранить выявленные проверкой нарушения, исключив подобное впредь. А в течение месяца назвать имена виновных в сложившейся ситуации и привлечь их к ответственности.
— Если она этого не сделает?..
— Тогда прокуратура накажет саму Валентину Герасимовну…
— Возможно, говорить об этом еще рано, но все-таки, Василий Иванович, нет ли во все этом, по мнению прокуратуры, коррупционной составляющей?
— Прокуратура этого не исключает. Хотя еще нужно во всем досконально разбираться. Впрочем, уже сейчас ясно, что вскрытые прокурорской проверкой факты создают все условия для различных злоупотреблений со стороны должностных лиц министерства. Кроме того, за минувший год внутри министерства не было произведено ни одной проверки по вопросам лекарственного обеспечения льготников. Более того, по выявленным 19-ти фактам нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности никаких серьезных последствий для виновных так и не наступило.
Николай Владимиров