Кошелек или жизнь. В Ульяновске сокращают 200 больничных коек
Болеть лучше дома, а не в больнице, считают ульяновские чиновники. Областное министерство здравоохранения в рамках программы развития здравоохранения планирует к 2020 году сократить 1126 коек в больницах. Как стало известно Ulnovosti.ru, уже в этом году в городских больницах будет сокращено 200 коек, процесс оптимизации идет полным ходом: представители регионального минздрава ходят по больницам и высматривают свободные койки.
Кроме того, в новом 2014 году планируется объединить несколько больниц: студенческую поликлинику объединяют с городской поликлиникой №2, а поликлинику железнодорожного района №3 с поликлиникой моторного завода.
«С поэтапным сокращением за счёт снижения численности населения и переводом на амбулаторный этап», — такой формулировкой объясняется ликвидация больше тысячи койкомест в больницах города и области. Специалисты отмечают так называемый дисбаланс коек: якобы слишком много их в терапевтическом, неврологическом, хирургическом, гинекологическом отделениях и, наоборот, острая нехватка в инфекционных и сосудистых отделениях. Чтобы привести в норму баланс коечного фонда по отдельным профилям, проектом предусматривается реструктуризация.
«Пока никаких комментариев, официально ничего нет, а на уровне слухов комментарий давать не буду», — заявил нам главный врач студенческой поликлиники Валентин Савочкин.
«Никаких комментариев не дам, меня никто в известность не ставил. Распоряжения нет. Не надо про меня писать», — на позитивной ноте добавила и.о. главного врача городской поликлиники №2 Елена Коренченкова.
Главный врач Городской поликлиники №7 Сергей Барбашин о слиянии с поликлиникой железнодорожного района прокомментировал следующим образом: «Пока, так скажем, информации у нас такой нет, только разговоры – что комментировать и зачем будем фантазировать? Будет распоряжение – обсудим. Мое мнение будет не совсем объективным, потому что это будет касаться моего рабочего места».
До главврача поликлиники железнодорожного района Александра Кокодеева дозвониться не удалось, но, судя по реакции его коллег, ответ будет подобным.
Как видите, тема сокращения койкомест неудобная. Говорить на нее главврачи отказываются категорически, по всей видимости, боясь лишиться своего кресла. Поговорив на условиях анонимности со средним медперсоналом этих же больниц, понимаешь, что в реалии ульяновские больницы перегружены пациентами. Помещения, аппаратура, специалисты и персонал не справляются с таким потоком больных. В такой ситуации массовый перевод пациентов на амбулаторное лечение напрашивается сам собой. И тут главное, чтобы после сокращения койкомест не возникли очереди на стационарное лечение в больницах. Трезво оценивая российские реалии, стоит признать, что в условиях дефицита коек отправлять на госпитализацию зачастую будут не тех, кому действительно надо, а тех, кому удалось договориться.
Некоторые точки над «и» все же расставила заместитель губернатора, министр здравоохранения
Ульяновской области Валентина Караулова: «Как такового сокращения объема медицинской помощи не будет точно и не предполагается. Часть коек круглосуточного пребывания будет переведена в койки дневного пребывания, часть коек будет открыта в качестве реабилитационных, т.е. они будут видоизменяться, но не сокращаться. Реорганизация все же будет. К примеру, в ближайшее время у нас будет строиться перинатальный центр. Потому где-то в отдельных роддомах они (койки) будут убираться, а в перинатальном центре как в более высоком по уровню оказания медуслуг женщинам и новорожденным детям будут созданы. Когда мы приезжаем в стационар и видим, что там вместо 20 человек находятся 12-15, а остальные, получив лечение, ушли домой, я считаю, что госпитализация их на круглосуточную койку необоснованная. Они могут лечиться в дневном стационаре, и это правильно».
— Валентина Герасимовна, прокомментируйте, пожалуйста, слухи об объединении студенческой и второй городской, а также седьмой городской и третьей поликлиник?
— Мы действительно планируем такое сделать. Обе поликлиники будут находиться по-прежнему по своим адресам, у них будет объединен лишь управленческий и финансовый аппарат, а все, что касается медицинской помощи, останется, как было. Также учреждения будут оказывать медуслуги прикрепленному населению, переезжать и переселяться никто никуда не будет. Все врачи останутся на своих местах, сокращения медицинских кадров не будет ни в коем случае.
Нам очень хотелось бы верить Валентине Герасимовне, что все так «красиво» будет на деле, как задумали региональные чиновники. Однако как показывает практика, пожалуй, еще ни одна региональная реформа в области здравоохранения не заканчивалась без скандалов. Не знаем, где, в какой больнице г-жа Караулова обнаружила свободные койки и праздно шатающихся по улицам больных. Зато нам известно, что при недавней проверке железнодорожной больницы №3 сотрудники минздрава устроили скандал на всю больницу, когда увидели в одной из палат пустующую койку. Как позже выяснилось, женщина всего лишь навсего в это время отошла по нужде.
С проектом «Развитие здравоохранения Ульяновской области на 2013-2020 годы» можно ознакомиться на сайте Ульяновского регионального минздрава. Как и любые аналогичные начинания, документ преследует цель оптимизировать издержки. Другими словами, снизить расходы на медпомощь, следовательно, сгладить финансовую нагрузку на бюджет. Про ульяновцев в этом документе ни слова. Между тем статистика по-прежнему портит все показатели ульяновским чиновникам. Только за январь-август этого года естественная убыль населения превысила рождаемость и составила 2 497 человек.
Олег Софьин