Областной парламент станет трехпартийным. Мнения экспертов
Арбахан Магомедов, доктор политических наук, профессор УлГУ:
— Победа «Единой России» у меня в голове никак не увязывается с падающим авторитетом этой партии среди простого народа. Как и с тем фактом, что даже Кремль уже начал «Единую Россию», если не «сливать», то относиться к ней прохладно. По крайне мере, Путин перестал быть «паровозом» этой политической махины. И вот в Ульяновской области на выборах она берет чуть ли не половину голосов избирателей.
Протестных акций по этому поводу, думаю, ждать не стоит. Поскольку народ все равно не связывает улучшение уровня жизни с выборами. К сожалению, выборы перестали быть общественным институтом, реально определяющим волю электората. Люди не верят в позитивные результаты голосования.
Александр Кругликов, председатель регионального отделения КПРФ:
— Принципиально выборы не изменили ситуацию в Ульяновской области. Не выиграл никто. А то, что народ от таких результатов проиграл, — должно быть ясно любому разумному человеку. Что за власть, которая избирается двумя десятками процентов? «Единая Россия», безусловно, сохранит свою монополию, как в исполнительных органах власти на местах, так и в ЗСО. Что касается низкой явки по городу, то я абсолютно убежден и неоднократно говорил о том, что назначить единый день голосования на 8 сентября сделано специально. Такая низкая явка в городах и областных центрах характерна не только для Ульяновска, но и по всей стране. И третий момент, о котором я хочу сказать: в своих технологиях «Единая Россия» вернулась в 90-е годы: одна грязь и клевета. «Единая Россия» создала партии-спойлеры, партии-однодневки, никогда муниципальная областная пресса государственная не опускалась до того, до чего она опустилась в этот раз. Через «Ульяновскую правду», «Народную газету», районки шёл поток грязной и клеветнической информации против оппозиции, на полную катушку был задействован административный ресурс. Вчера в Карсуне дождь лил с утра до вечера. И при этом явка составила под 80%. Людей гнали, конечно.
Дмитрий Ежов, политолог, кандидат в депутаты от партии «Гражданская платформа»:
— Нарушения на выборах были, но они в целом не критичные. И масштабная победа «Единой России» вполне объективна. Я бы выделил следующие моменты: абсолютно грамотно, понятно, что город проигран партией власти. Потому первоначально и ставился упор на отработку сельских округов. Отсюда такие революционные «чеченские» результаты Карсуна и Старой Кулатки. Всё остальное, опять же, я считаю, что все-таки ошибка: не дали другим партиям развернуться. Если бы это произошло, протестное поле просто бы размазало КПРФный электорат. А сейчас получается, что коммунисты по городу опять выиграли. А так все грамотно, чётко, жаловаться смысла нет. Машинка отработала. К тому же жители сел привыкли жить патриархально. Там люди в большинстве своем вообще не понимают, что такое оппозиция, потому админресурс, т.е. машина, там работает в разы эффективней: у населения ниже уровень образования, чем у горожан, кроме того, в большинстве своем сельчане – зависимые люди. Прежде всего, зависимые от местной власти.
Алексей Герасимов, председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Ульяновской области:
— К сожалению, но партия «Справедливая Россия» не проходит в Законодательное собрание области. Причин, по которым мы проиграли, много. Кроме того, что они были нечестными, нами пресекались разные нарушения. Низкую явку избирателей на выборах в Ульяновске лично я расцениваю как протестное голосование. Настроения людей и их нежелание голосовать я видел еще на встречах с избирателями. Вообще, я прогнозировал еще меньшую явку и знаю, что правящая партия испугалась, что не придет их электорат, потому ими был организован подвоз населения к избирательным участкам. В Димитровграде был инцидент: на избирательных участках стояли машины с российскими флагами, к которым после голосования подходили люди с календариками кандидата от партии власти. Что там происходило дальше: либо подкуп, либо карусель — можно только догадываться. Наши члены партии разговаривали с этими избирателями, те в свою очередь не скрывали, что им обещали за голос в пользу этого кандидата вознаграждение, подарок или приз какой-то. Так они говорили.
Вообще, есть много факторов, которые повлияли на результат. Во-первых, посмотрите, сколько появилось партий в списке: лжекоммунисты набрали больше чем по 2% каждая. Партии «Родина», «Гражданская платформа», «Яблоко», «Патриоты России» тоже забрали у «Справедливой России» электорат. Избиратели просто не смогли разобраться во всех этих лжепартиях. Второе. Раньше протест выражался в голосовании за другую партию. На прошедших выборах люди выразили свой протест неявкой. И еще, я не верю огромным процентам в сельских районах, где наблюдается полная пассивность населения. 80% голосования в селах за «Единую Россию» — чистый мухлёж. Ну не бывает такого. Вот за счёт всего этого мухлежа, вброса бюллетеней и произошло снижение рейтинга у «Справедливой России». Кто виноват: партии или кандидаты недоработали? Я считаю, что это правильно выстроенная работа по удержанию власти. Удержали власть. Теперь посмотрим, что они с ней будут делать.
Я не думаю, что такими результатами власть добилась снижения негативного к себе настроения. Мне с утра на телефон идут смс-ки, как вступить в «Справедливую Россию». Люди говорят, что такого беспредела в результатах выборов они никогда не видели. Так что я думаю, что все эти манипуляции с общественным мнением населения ни к чему, кроме недовольства и социальных взрывов, не приведут.
Константин Калачев, политолог:
— Выборы прошли ожидаемо скучно, зато результативно для «ЕР». Падение явки в Ульяновске — тревожный для власти, знак на будущее. В следующие выборы протестное голосование в городе может стать доминантой.
Олег Горячев, лидер регионального отделения «Яблоко»:
— «Яблоко» в Москве признает выборы удачными, поскольку партия заняла по их итогам четвертое место. Лично я считаю, что еcли бы нам удалось в Ульяновске взять место в ЗСО, — было бы просто замечательно. Тут свою роль сыграли общая явка на избирательные участки и вброс по селу. Нам не хватило явки избирателей по Ульяновску. Что касается села, то я не верю, что сельчане в Ульяновской области настолько хорошо живут, что так уж активно идут на выборы и голосуют за «Единую Россию». Я сам в селе прожил 15 лет и знаю, что там, в основном, голосуют после обеда. А здесь получилось, что проголосовали в основном до. Так что ничего неожиданного в произошедшем нет, мы к этому были готовы. Просто надеялись, что явка будет не сто тысяч в Ульяновске, а как минимум в два раза выше.
Что касается низкой явки, то это хитрая политика властей, назначивших выборы 8 сентября. Все было сделано для того, чтобы по всей стране города с протестным настроением не пришли на выборы. Напряжения в стране и в Ульяновской области по результатам выборов, на мой взгляд, нет. Пока нефть в России стоит 150 долларов за баррель, в стране все будет хорошо и спокойно. Пенсии люди получают, так называемая стабильность присутствует. О нарушениях ничего сказать не могу, поскольку мы на сей раз не выставляли своих наблюдателей на избирательных участках. Верим в честность власти…
Николай Васин, политолог:
— Интересные у нас получились выборы. Сложилась парадоксальная ситуация. В условиях ослабления «Единой России» оппозиция оказалась абсолютно не способна добиться значительного успеха. Я очень внимательно наблюдал за всей кампанией и заметил любопытный феномен. Ситуация постоянно меняется, к ней надо адаптироваться, а ребята из оппозиции делали ставку преимущественно на активную фазу избирательной кампании. Второй момент: новые молодые партии возглавили люди, к которым население давно уже потеряло какой бы то ни было интерес: Герасимовы, Селиверстовы… Когда нет новых идей и нет новых политиков, когда используются технологии прошлого века, системной оппозиции рассчитывать на какой-либо результат абсолютно бессмысленно. «Единая Россия» на сей раз действовала умнее и потому переиграла своих соперников на выборах. К избирательной кампании они начали готовиться за год. Все эти предвыборные листовочки, которые использовала оппозиция, дают от силы 3-4 процента голосов на выборах. Расклеить их и ждать успеха на выборах смысла не имеет. Большую часть голосов сегодня способен принести Интернет. Да, он сегодня как раз протестный. Но смотрите, что происходит: значительная часть людей отошла от «Единой России» и дальше «зависла». Они просто не увидели, к кому примкнуть. «Единая Россия» наглядно показала, что она от выборов к выборам слабее. Но и оппозиция демонстрирует свою несостоятельность. Ей нечего предложить народу, чтобы воспользоваться высвободившимися голосами. Нужны новые лица, технологии, предложения, идеи. А не устаревший лозунг «За справедливость», который имела в своем арсенале почти каждая партия-кандидат. Нет у оппозиции своих идей, которые могли мы привлечь народ, чтобы повести его за собой. «Единая Россия» тоже ничего путного не предлагает. Но давайте не забывать, что у нее есть ресурс, который она по полной программе и использует. У нее есть определенная конкуренция преимущества, поскольку она все же правящая партия. Бесспорно, на прошедших выборах свою роль сыграл, конечно, и административный ресурс в селах Ульяновской области. Несмотря на то, что идет большое разочарование в «Единой России», альтернативы люди не видят. Парадокс. Перетасовывается сама колода, а карты старые.