Сб. Июл 27th, 2024

Региональный «бюджет разочарования» почти принят. Чего не хватает ЗСО?..

Сторонники бюджета упирали на его особенную социальную направленность. Противники как раз пытались ее в главном финансовом законе области будущего года найти. И те, и другие сточили копья в «битве за госдолг». Но в целом голосование стало умеренно протестным и закончилось вполне ожидаемо при кворуме, состоящем из 31 парламентария: большинство партии власти – «за», пятеро (коммунисты и ЛДПР) – «против». Впереди второе чтение и есть еще работа над ошибками. Главное – не спешить, призвал собравшихся коллег Александр Кругликов. Пока же наш портал согласен скорее с депутатом Куринным, назвавшим региональный бюджет-2014 «бюджетом разочарования». Судите сами…

«А ПУТИНКА – ВОДКА, или К ВОПРОСУ О «ПРИХВАТИЗАЦИИ»

До обсуждения основного вопроса региональные парламентарии обсудили прогнозный план-программу приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2014 год и основные направления политики Ульяновской области в сфере приватизации на 2014-2016 годы. А также проект закона «Об утверждении Программы управления государственной собственностью Ульяновской области на 2014 год». В обоих случаях в качестве примера обсуждались «Агропромпарк» и санаторий «Итиль». Депутата Алексея Куринного интересовало, как в прогнозный план попала «левая» территория на правом берегу, якобы тоже принадлежащая заволжскому «Итилю», а именно, Карлинская роща. Алексею Владимировичу объяснили, что эти земли теперь тоже принадлежат санаторию. На них, дескать, приватизаторы строят ФОК и оборудуют рекреационную зону. Александр Кругликов вспомнил, что «Итиль» работал в убыток в последнее время. Директор департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Сергей Мишин подтвердил убытки санатория в два миллиона 600 тысяч рублей, но было это в 2012 году, когда эти деньги нужны были на капитальный ремонт одного из корпусов. Сейчас ситуация исправлена. Впрочем, Кругликов продолжил гнуть свою линию, к месту вспоминая анекдоты и народные байки:

— С практикой передачи областной и муниципальной собственности в частные руки надо прекращать. «Итиль» должен остаться в руках государства. Мне тут накануне рассказали анекдот в тему: Будденовка – шапка, хрущевка – квартира, а «Путинка» — водка… Все, что деды и отцы строили и создавали сегодня, готовы пропить… У нас и так уже везде и всюду частник. Поэтому и в долгах все. Ходжа Насреддин правильно говорил: с долгами жить легче – кто из кредиторов не встретит, доброго здоровья желает. Но это не про нас. Пора понять, что, чем больше мы продаем, тем меньше имеем в бюджете.

Подхватил мысль главного ульяновского коммуниста и Куринный:

— Механизм, позволяющий продавать агропромпарк и «Итиль» с прикрепленным участком по заниженным ценам под разговоры об инвестициях, имеет провокационную составляющую. Все помнят собственника Дунаева, который скупил на корню «Ульяновсккурорт» и санаторий имени Ленина в Ундорах. Поедьте сейчас туда, отдохните-ка. Денег не хватит. А ведь изначально это был социальный проект. Вот и получается вывод государственной собственности в частную в интересах группы лиц. На примере «Агропромпарка» я говорю сейчас лишь о необходимости реального контроля за открытыми акционерными обществами со стороны депутатского корпуса хотя бы. ОАО даже со стопроцентным государственным участием все равно ОАО. Мы же не меняем руководителей, не улучшаем менеджмент. Просто продаем…

«КУДА СПЕШИМ?..»

Основные цифры будущего бюджета с трибуны ЗСО озвучила министр финансов Ольга Максимушкина: доходная часть – около 29 миллиардов рублей, расходная – чуть больше 32 миллиардов. Дефицит в три с половиной миллиарда составляет 15 процентов и является «предельно допустимым». Основные доходные источники: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и доходы от платных услуг.

Дополнительные – ликвидация задолженностей и так называемая «теневая заработная плата». Ольга Степановна охарактеризовала областной бюджет будущего года как «жесткий, но обусловленный экономической ситуацией, в которой мы находимся». Традиционно пообещав, что он «сохранит свою социальную направленность». Содокладчик, глава региональной Счетной палаты Игорь Егоров «успокоил» собравшихся: ситуация с госдолгом у нашего региона – в пределах «нормы», это, мол, всероссийская тенденция, а его общая сумма в масштабах страны на сегодняшний день – 220 миллиардов рублей. Другая содокладчица по бюджетному вопросу Алсу Балакишиева заверила: «Бюджет получил положительное заключение прокуратуры и Счетной палаты». Тем не менее, вопросов по бюджету у региональных парламентариев накопилось достаточно, и его обсуждение растянулось почти на час вместо 40 минут по регламенту.

Алексея Куринного (чью фамилию даже спикер ЗСО, наконец, научился произносить правильно, перенеся ударение со второго на третий слог) интересовали сумма и объем платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями в сфере здравоохранения и образования. А также – с чем связана разница повышения зарплаты ульяновским врачам на 5 процентов и обещанными президентом Путиным 25-ю процентами. На эти несложные, казалось бы, вопросы Ольга Максимушкина пообещала ответить к обсуждению бюджета во втором чтении. На вопрос Геннадия Антонцева о недоимках Ольга Степановна пообещала бороться взысканиями на 455 миллионов рублей, треть которых приходится в нашем регионе на НДФЛ. А на запрос Елены Сорокиной о госдолге ответила, что облправительство собирается гасить его главным образом за счет банковских кредитов. Удобная политика: отдавать долги, занимая у других…

Во время обсуждения депутат Кругликов обратил внимание коллег: «Бюджет принимается в сухом остатке не ради бюджета. Важнее, как будет развиваться экономика и в результате как живут люди. Куда мы спешим, – обратился он к председателю ЗСО Анатолию Бакаеву, – со всеми этими регламентами?..» Мысля глобально, Александр Леонидович процитировал губернатора Белгородской области Евгения Савченко: «Макроэкономическая политика в нашей стране негодная». И призвал к импортозамещению хотя бы на территории отдельно взятого нашего региона.

БЕДНЫЙ ТОЛИК, или «КТО ОБЛАСТЬ БОЛЬШЕ ЛЮБИТ…»

Жестким в оценках будущего регионального бюджета был и Куринный:

— Согласно классификации губернатора Морозова, придуманной им два года назад, этот бюджет должен был стать «бюджетом всеобщего счастья». На деле это – «бюджет разочарования». Здравоохранение в минусе, ЖКХ – в приличном минусе. Программу капитального ремонта ульяновцы будут оплачивать из собственных кошельков?.. Зато в плюсе: представительство Ульяновской области в Германии, чтобы наши чиновники там комфортно отдыхали; создаваемая Палата справедливости, которая обойдется региону втридорога; «придворные» СМИ – как же не похвалить себя любимых? И министерство внутренней политики – «министерство правды» для промывания мозгов… Бюджет сырой и принимать его в таком виде – значит обрекать себя на новые минусы.

Вспомнил Алексей Владимирович и про «полтора миллиарда недополученных доходов в сфере инвестиционной политики, которой мы так гордимся. А гордиться особенно нечем. Посмотрите на Сенгилеевский район: карьеры, рытвины, изуродованные леса. И все – результаты деятельности так называемых инвесторов…» Следом и Александр Кругликов задался резонным вопросом: «В чем социальная ориентация бюджета, когда, по официальным прогнозам, при такой бюджетной политике к 2016 году прожиточный минимум в Ульяновской области составит аж восемь тысяч рублей?! Губернатор призывает своих подчиненных не шиковать на иномарках, а мы в ЗСО закупаем сразу четыре «Тойоты. Может быть, спикеру стоит задуматься об автомобилях поскромнее?..» Присоединился к коммунистам и единственный представитель ЛДПР в ЗСО Дмитрий Грачев. Он отметил, что «налог на прибыль в регионе уменьшается», потому что «все меньше становится прибыльных предприятий», а это, в свою очередь, говорит о том, что «экономическая политика региональных властей хромает». Грачев посоветовал депутатам-единороссам не кивать все время на соседние губернии, у которых «все еще хуже». Озвучил позицию российского руководства ЛДПР о списании госдолга с регионов. И пообещал на данном этапе проголосовать против бюджета.

На защиту предлагаемого законопроекта буквально грудью встала Алсу Балакишиева. Отвечая на упрек Кругликова в том, что «принятие бюджета уже который год идет по накатанной», Алсу Харисовна заметила: «Хорошо идти по накатанной дороге. Она во всяком случае без ухабов».

Балакишиеву поддержал Анатолий Бакаев, дав показательный отпор Александру Кругликову: «По поводу спешки, о которой сказал Александр Леонидович, мы никуда не торопимся. Мы просто четко следуем регламенту, который, в том числе, вы же, господин Кругликов, и придумали. Поэтому давайте не будем заниматься демагогией. А по поводу автомобилей… Вы, коммунисты, приходите заказывать машины в районы чаще, чем другие депутаты. Не на такси же нам всем ездить. Мы и так самые бедные. У ЗСО нет ни своего здания, ни BMW, ни «Мерседесов»…

Наконец, последнее слово по бюджету взял заместитель главы региона Александр Якунин:

— Бюджет и мне не нравится по большому счету. И губернатору тоже. Но… Помню в 1985 году в этом же зале тогдашний глава региона Колбин говорил, что есть критика, а есть критиканство. Так вот критиканство – это когда ничего изменить не можешь, а популизмом заняться охота. Все можно раскритиковать. Но «все плохо» – это никудышная позиция. Между прочим, кто бы что ни говорил про инвестиции, но они работают. На «САБ Миллере» люди получают в среднем 52 тысячи рублей в месяц, а на «Марсе» – 56 тысяч. Давайте теперь еще поборемся, кто из нас область больше любит…

Иван Собакин