Вт. Окт 20th, 2020

Прости нас, Трубач революции

Пока еще спрашивают мнение горожан. Но уже всё преподносится так, словно он почти никому не нужен, не дорог. Так ли? Не поспешим ли с выводами? Позвольте высказаться гражданину города: журналисту, поэту, художнику, общественнику.

Я ПРОТИВ

Посмею вступиться за памятник. Напишу эту статью. Направлю ее в газеты города и центральные СМИ области. Может быть, кто-то осмелится ее опубликовать. Отошлю по электронной почте главе города. Может быть, прислушается. Так же, как недавно, посмотрев мой фильм «Думы о березовой роще», прислушался к тихому голосу моего ли сердца или к стону погибавшей солдатской березовой рощи – в роще постепенно прибрались, посадили новые березовые саженцы, молодые димитровградцы взяли над ней шефство…

Я не буду спорить с архивными документами и справками, которыми, умело вооружился городской краеведческий музей, якобы однозначно желающий восстановления изначального исторического облика этого уголка Димитровграда. Да, не так уж и давно было в истории города то событие, когда «Трубачом революции» заменили «братское кладбище» – то есть аккуратные, скромные памятники, стоявшие на месте захоронения 32-х воинов Гражданской войны и позднее похороненных тут же трех известных мелекессцев.

Почему это было сделано в нарушение ст. 41 Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры», наверное, лучше всех знал недавно ушедший в мир иной самый яркий (на мой счет) руководитель советского Мелекесса-Димитровграда, десантник Великой Отечественной войны и Почетный гражданин города – Георгий Федорович Полнов (сколько знал я его при жизни, сколько общался с ним, столько и восхищался его мудростью и дальновидностью!). Конечно, сегодня легко написать сухие строки «Указанные выше 4 памятника… в 1980–1981 годах были снесены и без разрешения Совета Министров РСФСР реконструированы в единое скульптурно-художественное надгробие. Надгробие и скульптуры выполнены Ульяновским отделением Художественного фонда, монтаж надгробия и благоустройство территории – управлением коммунального хозяйства горисполкома».

«ПАМЯТНИК» ГЕОРГИЮ ПОЛНОВУ?

Уважаемые читатели, вам не кажется все выше написанное бездушным плевком в адрес не только советского прошлого в истории города, но и в адрес Георгия Федоровича Полнова? Сто процентов, проживи он еще три года с небольшим, ни представители Администрации, ни СМИ и не подумали бы публично задать вопрос о демонтаже «Трубача революции». А сейчас…

Такой ли, условно говоря, «памятник» мы славному первому секретарю горкома КПСС должны были поставить? Это тоже к разговору про «Иванов, родства не помнящих»… Ниже я приведу свои версии всей кампании по демонтажу «Трубача», а сейчас напомню, что под общим соболезнованием по поводу кончины Георгия Федоровича 20 июня 2010 года поставили подписи все ныне здравствующие первые лица области, города. Думаю, не лишне будет сказать, что сегодня символическими памятниками этому человеку являются во многом благодаря его труду и таланту руководителя построенные НИИАР, ДААЗ, «Олимп», кинотеатр «Мелекесс», стадионы «Строитель» и «Старт», НКЦ имени Славского, монумент Славы, школы №№ 5, 6, 8, 9,10, 17,19, открыты техникумы молочной промышленности, машиностроительный и сельскохозяйственный, а еще ДИТУД, СПТУ-11, введены в строй городская поликлиника, тубдиспансер, городская больница, ряд новых аптек, стоматологическая поликлиника, роддом, МСЧ ДААЗа, десятки многоэтажных жилых домов. И подписывая то соболезнование, нынешние руководители региона благодарили Георгия Федоровича за всё это. В последний раз благодарили, чтобы забыть?

СОВПАДЕНИЕ?

И никто сегодня, почему-то не принял во внимание то совпадение, что в 1981 году реконструированное «братское кладбище» было открыто ни днем раньше, ни днем позже, а именно 4 ноября – сегодня мы в этот день празднуем не только день Казанской иконы Божьей Матери, но и День народного единства. Само Провидение выбрало за нас этот день, давая намек, чтобы мы – здесь, в будущем – не искали повода для ссор и споров, а вот так, через памятник вспомнили о вечных ценностях и примирили во времени ценность жизней всех погибших в годы Гражданской войны. Но не путем же очередного сноса, а реконструкции с восстановлением и… развитием.

ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ ЭСТЕТИКА?

Далее процитирую ДП от 1 ноября. «Димитровградский краеведческий музей считает, что существующий ныне памятник «Трубач революции» по ул. Куйбышева, находящийся в историческом центре города, не отвечает эстетическим требованиям, предъявляемым к памятникам. …Реконструкция с целью сохранения имеющейся скульптурной композиции не вызовет положительного отклика краеведов и жителей города.

Считаем, что необходимо демонтировать пришедшую в ветхое состояние скульптурную композицию…»

Основное мое несогласие. – Почему 32 года «Трубач революции» удовлетворял эстетическим требованиям, и вдруг перестал? Потому что в стране политический строй сменился? Потому что памятник стал никому не нужен и не дорог как символ памяти? Потому что у него не стало хозяина, как и у памятника Владимиру Ленину на площади Советов? Посмотрите, как много похожих признаков у обоих «пролетарских» символов! Оба ничьи и оба год от года все больше могут превратиться в развалины. «Трубач» давно поблек и не помнит хотя бы запах свежей краски, не то чтобы добрый взгляд реставратора. местами облупился, растрескался, стал разваливаться… Подойдите к постаменту Ильича – перед лицом горожан, собирающихся здесь на самые важные праздники и торжества, массовые гуляния и ярмарки, на глазах всех властей плитки отваливаются, какие-то уже, какие-то вот-вот, что-то здесь на алебастре держится, что-то на скотче… Давайте и его куда-нибудь задвинем, например, на задний двор краеведческого музея – поставим рядом с другим «Ильичом», уже прописавшимся там на покой.

Нормы эстетики, говорите, нарушены? Лет 15 на входе в сквер у «Трубача революции» некому заменить разбитые вазоны, а про то, сколько чугунных блоков в изгороди здесь разворовано за последние лет10, про то, что вся эта изгородь буквально на ладан дышит, грозя рухнуть, так как основание ее давно перекошено… Про состояние стометрового участка тротуара я уже не говорю. Он тоже, скорее, мертв, чем жив.

Видимо, у памятников в городе сегодня должен быть особого рода иммунитет к нормам эстетики. А я-то, наивный, приехав в Димитровград 13 лет назад и, став журналистом той же ДП, впервые познакомившись с достопримечательностями города, все это время считал этот памятник одним из самых красивых. Он занял бы и первое место в моем личном рейтинге, если бы не несуразность в виде установленных рядом двух гигантских голов. Сколько раз я фотографировал или снимал для видеофильмов «Трубача», летящего в небе среди мятежных облаков или в его бездонной синеве, сколько раз, как художник и поэт, изучал гармонию его ломаных линий, восхищаясь мощной символичностью образа… Ведь второго такого оригинального памятника с человеческим лицом в нашем городе нет! Есть стандартные, есть странные, есть лишние. Подобного такому нет и в регионе!

Трубач революции
Фото:

А ВЫ ЗА КАКУЮ ВЕРСИЮ?

И вот тут время привести мои версии возникновения «необходимости» демонтажа «Трубача революции». Их несколько. В некоторые я и сам не хочу верить, но в наше время и они имеют шанс на существование, увы.

Первая. Это может быть банальное вытравление из памяти горожан всего советского и всего революционного: сначала памятник забывают, и он ветшает, потом о нем вспоминают, как о непристойно выглядящем, и убирают с глаз долой.

Вторая. Архитектурный объект такого масштаба и такой запущенности требует финансовых затрат на реставрацию и содержание. Проще найти предлог для его демонтажа, потом установить что-то попроще…

Третья. Кто-то желает заработать на демонтаже, кто-то на строительстве нового «памятного комплекса», а кто-то в это время делает имя или глупые политические баллы на борьбе за историческую справедливость. Не войдем ли мы после этого в историю Димитровграда точно так же, как Герострат вошел в историю цивилизации? Кто забыл, чего стоила человечеству Геростратова слава, загляните в простейший энциклопедический словарь…

Четвертая. Наш «Трубач», на самом деле являющийся одним из самых оригинальных памятников революции на территории 73-го региона, приглянулся кому-то из тех, кто планирует создать в скором времени в Ульяновской области «Музей СССР». Соглашусь, это будет украшением туристического проекта всероссийского да и мирового масштаба. Не соглашусь с тем, что для этого наш город должен принести его в жертву таким способом: путем опросов с математическими ошибками и статей на один лад.

Пятая. Отдельным блюстителям морали и норм эстетики не понравилось то, что в образе трубача изображено не бесполое существо, а девушка с ярко выраженными формами, которые отдельными деталями кого-то заставили стесняться «обнаженного естества»? Тогда эти «прыщики» нужно срочно стачивать и с женской фигуры мемориального комплекса у ДААЗа. А то и эту фигуру однажды попросят демонтировать, заменив на горло торчащий и дешевый обелиск с именами особо отличившихся.

Между прочим, у даазовцев как-то недавно созрела «фантастическая» идея, чтобы дополнить это святое для них место стеной с именами всех заводчан, воевавших в Великой Отечественной. А в случае с «трубачом» или с «братским кладбищем» кое-кто считает, что не нужно имена 32-х увековечивать в отдельной табличке и ищет для того аргументы… Самое простое решение – не писать 32 имени. Чуть сложнее – установить таблицу…

Я ПРЕДЛАГАЮ

Мое предложение, насчет дальнейшей судьбы памятника, наверное, будет более «дорогостоящим» для бюджета города (если, конечно, горожане откажутся пожертвовать по нескольку монет на реконструкцию). Однозначно, не нужно лишать город такого символа. Ему нужно вернуть достойный вид! И территории всего сквера! Благо дело, берег Мелекесски волонтеры и молодежь недавно в порядок привели, а цветники, скамейки и газоны, каштаны и ели в последние год-два приобрели достаточно аккуратный вид.

Простите за намек на кощунство в следующих словах, но при реконструкции можно «не восстанавливать» на прежнем месте «отрезанные головы» – именно такие ассоциации у нормального человека вызывают эти «архитектурные объекты». Как раз на их месте и можно установить копию основного обелиска, стоявшего тут ранее. Стоит подумать и над тем, как этот сквер или этот комплекс сделать местом памяти жертв Гражданской войны! Будет ли для этого поставлена еще какая-то композиция или памятник, или «Трубача революции» достаточно будет поделить вдоль – покрасить белой и черной краской и развернуть лицом к будущему обелиску и улице Прониной (сейчас он «смотрит» на оживленный перекресток пятками), пусть решат конкурсный отбор и специалисты.

С уважением к истории и к облику города!

Юрий Шерстнёв, гражданин города,

журналист, художник, поэт,

редактор газеты «Вестник Профсоюза»,

шеф-редактор газеты «Семейный Совет»,

руководитель димитровградской писательской организации «Слово»,

член Совета отцов Димитровграда