Вс. Дек 8th, 2024

«Enfant Terrible» назван лучшим актерским ансамблем на всем «ПостЕфремовском пространстве»

На театральном форуме, посвященном великому театральному и киноактеру и режиссеру, педагогу и общественному деятелю Олегу Ефремову ульяновский театр-студия «Enfant Terrible» представил свой спектакль «Волшебное кольцо» – балаган-экспромт сразу по двум одноименным сказкам Бориса Шергина и Андрея Платонова. Ульяновские артисты стали любимцами березниковской публики и своих коллег, получили порцию заслуженных комплиментов от президента фестиваля Анастасии Ефремовой. И вернулись на родину победителями в номинации «Лучший актерский ансамбль». Первым о подробностях этой поездки в Пермский край узнал наш портал.

Справедливости ради напомним, что это не первое участие ульяновских лицедеев в «ПостЕфремовском пространстве». В 2010 году в рамках ефремовского театрального форума симбирская драма показывала спектакль «Фрегат «Паллада» по Гончарову. Так что дорожка на этот фестиваль оказалась проторенной. Тем более, как выяснилось в Березниках, Анастасия Ефремова следит за творческим ростом театра студии «Enfant Terrible» со дня основания коллектива в 2008 году, неравнодушна к его судьбе и признается: «Я очень люблю этот театр, мне нравится все, что делает его худрук Дмитрий Аксенов». И, забегая вперед, на обсуждении после спектакля дочь Олега Ефремова сравнила самый молодой из ульяновских театров с драгоценным камнем, который, даже рассыпаясь на несколько маленьких бриллиантиков-актеров, в каждом из них оставляет блеск, красоту и самоценность.

Ульяновским артистам выпала честь играть в Березниках 1 октября – в день, когда в рамках фестиваля праздновали 86-й день рождения Олега Ефремова. Это была вместе с тем и большая ответственность, уверен Дмитрий Аксенов:

— Для нас сам факт приглашения на фестиваль «ПостЕфремовское пространство» является важной ступенью развития нашего театра. Выход на серьезную фестивальную тропу для нас уже факт признания. А в день рождения Олега Николаевича Ефремова мы испытывали особенные волнение и трепет, чувствовали громадную ответственность и к выходу на сцену в Березниках готовились с предельным вниманием и сосредоточенностью.

Уже на следующий день о «Волшебном кольце» из Ульяновска как о яркой жемчужине «ПостЕфремовского пространства» рассказали все телеканалы Пермского края, а также в «Дневнике фестиваля» на федеральном канале «Культура». Наши коллеги с пермского информационного портала PERMNEW.ru написали об ульяновском спектакле: «Литературная основа здесь стала поводом, чтобы рассказать об игровой и зрелищной природе театрального искусства в его истоках – народном балагане. Мы увидели некий ковчег на колесах с небольшим театральным скарбом и труппу бродячих артистов, на наших глазах готовящихся к лицедейству, их нехитрый реквизит… Спектакль стал своеобразным утверждением Ее величества Игры, Театральности как способа проживания самых разных жизненных ситуаций. Он был выстроен по принципу актерских этюдов в соответствии с тематикой сказки. В этих актерских фантазиях присутствовали фокусы, трюки, аттракционы, наблюдения за человеческой природой, улыбка и розыгрыши театра… Вот эта своеобразная окрыленность Ульяновского театра творческой жизнью, энергия их самоотдачи на сцене перекликались с нашими воспоминаниями в тот день об Олеге Ефремове».

Кроме того, в день рождения Ефремова в рамках вечера памяти ульяновские актеры показали театральный капустник на сцене, где до них воспоминаниями об Олеге Николаевиче делились его дети, ученики и поклонники таланта Мастера: Михаил и Анастасия Ефремовы, Михаил Горбачев, Иван Охлобыстин, Евгений Гришковец и другие…

Личным впечатлением Дмитрия Аксенова от поездки в Березники стала и его небезопасная экскурсия на дно соледобывающей шахты. Актеры выбрали достопримечательности поспокойнее. Побывали в Усолье и Соликамске, увидели известный теперь на все СНГ «Уралкалий» – градообразующее предприятие Березников. Среди прочих увиденных достопримечательностей, с которыми организаторы познакомили гостей, была колония, где поначалу отбывала свой срок одна из участниц скандально известного антипутинского перформанса в Храме Христа спасителя из панк-группы Pussy Riot Мария Алехина…

Наряду с земляками в фестивале приняли участие театры из Москвы и Перми, Березников и Арзамаса, Иркутска, Хабаровска и Тверии (Израиль). А гран-при «ПостЕфремовского пространства» увез в Белгородскую область Старооскольский театр для детей и молодежи. Дмитрий Аксенов считает, что это правильно:

— Я сам лично написал в фестивальной книге отзывов: «Все отдать Старому Осколу!» Это потрясающий театр. Им руководит Семен Лосев, который стажировался у самого Георгия Товстоногова и написал о Георгии Александровиче книгу. Метод Товстоногова близок и мне как режиссеру. Поэтому, наверное, наши театры очень близки по способу сценического существования, по идее… Хотя Анастасия Ефремова шепнула мне, что будь ее воля, она бы все фестивальные награды отдала нам…

«Enfant Terrible» назван лучшим актерским ансамблем на всем «ПостЕфремовском пространстве»
Фото: Артур Артёмов.

В любом случае Анастасия Олеговна уже пригласила «Enfant Terrible» на следующий фестиваль, который пройдет осенью 2014 года либо в Иркутске, либо в Ялте. А сами ульяновские лицедеи, вернувшись на родину, приступили к подготовке своего ставшего уже традиционным Всероссийского театрального фестиваля «Александровский сад» имени народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ Бориса Александрова, куда уже приглашены театральные коллективы из Заречного, Орска, Москвы. Почетным гостем «Александровского сада-2013» пообещала стать в этом году и Анастасия Ефремова. Чуть позже наш портал познакомит читателей с подробной программой этого фестиваля.

Артур Артёмов