Пн. Янв 20th, 2025

Некомпетентность или…

Новый акт бесчинства в отношении ОКН федерального значения – здания Кадетского корпуса содеян представителями власти Ульяновской области. Ещё не остыли эмоции горожан и защитников здания (общественного движения «За сохранение исторического наследия Ульяновской области») после проведённого «архитектурного» конкурса плеядой уже уволившихся и ряда присевших чиновников (бывш. зам.губернатора И.О.Эдель), нарушивших законы РФ и провернувших «операцию» по передаче бывшей территории Суворовского (ранее танкового) училища в центре исторического города частному инвестору для строительства переуплотнённой элитной жилой застройки, как новая партия администраторов выставила здание на торги на платформе Дом.РФ (финансовый институт развития в жилищной сфере).

Не удивляет, что должностные лица снова ни с кем из общественников и профессионалов не посоветовались и снова продемонстрировали своё неуважение к людям и их мнению. Настораживает то, что даже приезд в город работников Генеральной прокуратуры и лично И.В.Краснова, остановивших беспредел в отношении дележа территории (уменьшение с 7 га до 1 га!) и здания Кадетского корпуса, не удерживает административных служащих от продолжающихся лукавств и манипуляций.

На основании чьего обследования и каких документов здание признано аварийным?

Критерии аварийности прописаны в Постановлении Правительства РФ №646 от 29.06.2015 г.:

…«Для объекта культурного наследия, не являющегося многоквартирным жилым домом:

— утрата инженерных коммуникаций (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение);

— деформация фундамента, цоколей, отмосток;

— горизонтальные и вертикальные сквозные трещины в стенах;

— прогиб, нарушение покрытия кровли или ее отсутствие;

— деформация перекрытий или их отсутствие;

— отсутствие заполнения дверных и оконных проемов»…

Видимо, с целью усиления эффекта «аварийности» Кадетский корпус сфотографирован с бокового фасада со стороны «заплатки», оставшейся от пристроя соседнего здания, демонтированного подразделением Минобороны в 2018 году.

В 2023 г. общественность инспектировала состояние здания. С ним было всё в порядке за исключением нескольких участков протекающих кровель, которые достаточно легко можно было устранить. В этом году власти наложили вето на посещение ОКН — в нарушении конституционных прав граждан России. Тут уже возникает вопрос, каким образом и чьими действиями/бездействиями за год Кадетский корпус был доведён до аварийного состояния (критерии см.выше)?

Далее. Почему в техническом задании на сохранение ОКН (курировал бывш. зам.главы города С.М.Мишин, задержанный в сентябре 2024 г. за злоупотребление должностными полномочиями) не указано функциональное назначение здания?

Не бывает «универсальных» проектных решений — для офиса, школы, музея и др. Любое здание должно иметь чёткое назначение и соответствующий класс функциональной пожарной опасности, на основании которого производятся все расчёты и изготавливается проектная документация.

Кто составлял техническое задание для корпорации Дом.РФ? Предполагаемое использование здания для так называемого «голосования»  не отвечает требованиям предмета охраны здания, тем самым априори нарушая охранное обязательство и паспорт ОКН.

Здание Кадетского корпуса, в силу его планировки, которая является предметом охраны, не может быть ни жильём, ни школой, ни медицинским учреждением, ни отелем, ни офисом, ни, тем более, торговым центром. Категория «парк/сад» вообще вызывает недоумение, а категория «арт-объект» подтверждает отсутствие элементарных знаний в области архитектуры у составителей этого перечня.

Арт-объект – это ПРЕДМЕТ, представляющий художественную  ценность и рассчитанный на эмоциональное взаимодействие со зрителем.

Объект (здание) культуры — центр просветительской и культурно-массовой работы.

Как мы видим, объект культуры в голосовании не представлен. Наиболее подходящее по теме, но не совсем корректно сформулированное, — креативное/общественное пространство. По крайней мере, в таком решении планировка, как предмет охраны, будет сохранена.

Словом, случайно или намеренно, представители ульяновской власти снова продемонстрировали нежелание соглашаться с мнением общественного движения «За сохранение исторического наследия Ульяновской области» и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) организовать на бывшей территории Суворовского училища Культурный квартал с музейным центром (художественным, краеведческим, историческим) в здании Кадетского корпуса.

Всё перечисленное выше – это некоторые детали неквалифицированной градостроительной политики Ульяновской области и механизмы избавления города от «неликвида».

Но по большому счёту проделанная в тиши кабинетов власти работа – это продолжение уничтожения исторического и культурного наследия региона, которая негативно отразится на имидже её руководителя. 

Комичность ситуации заключается в том, что любой инвестор быстро обнаружит плутовство в возможностях функционального назначения здания и степени его аварийности. А трагичность тождественна фрагменту фильма Э.Рязанова «Гараж», где герой Георгия Буркова «родину за машину продал».

Ирина Владимирова, практикующий архитектор, член СА  России