Террсхемы новые — нарушения старые. Как работает коррупционная схема «мусорной» реформы в Ульяновской области
Региональные Минприроды и МинЖКХ оказались самыми «слабыми звеньями» по результатам проверки, проведенной Генеральной прокуратурой России во главе с Игорем Красновым. Своих мест лишись профильные министры Александр Черепан и Гульнара Рахматулина. Последняя стала фигурантом доследственной проверки со стороны регионального Следственного комитета… Заместителю главы региона Илью Вашенцеву, курирующему блок экологии, тоже прилетела «черная метка». Пока в виде, выговора, однако правоохранительные органы только начинают изымать документы, организовав комплексную проверку ведомств, ответственных, в том числе, за реализацию «мусорной реформы» на территории региона. Реформы, которую региональные чиновники все последние годы пытались выстраивать исключительно на лоббизме близких к себе операторов переработки ТКО через беспрерывное внесение изменений в Территориальную схему ТКО. Последняя, наделавшая немало шума в связи с размещением мусорного полигона в Майне, в случае её принятия, имеет все шансы быть признанной судом незаконной, как и утвержденная годом ранее территориальная схема.
Не случайно в народе говорят: умный учится на чужих ошибках, дурак — на своих. Выводы относительно компетентности и умственных способностей чиновников регионального облправительства, под чьим непосредственным контролем или участием все последние годы реализовывалась мусорная реформа, напрашиваются сами. Региональный МинЖКХ из года в год продолжает наступать на собственные грабли, набивая себе шишек. Про таких говорят: «упрямство, достойное ослов», остановить которых могут только силовики и посадки.
Яркий пример беззакония при реализации мусорной реформы сотрудниками регионального министерства ЖКХ – разработка Территориальных схем обращения с отходами. За последние годы их разработано три, на каждую из них потрачены бюджетные миллионы. Но вместо шага вперед в реализации мусорной реформы, Ульяновская область топчется на месте и сегодня вынуждена жить по давно устаревшей Террсхеме от 2017 года. Где пятая зона — самый сложный в экологическом плане Южный куст — остается завален мусором, который вывозится на переполненный и выработавший свой ресурс полигон в Кузоватово. При этом, в родном Новоспасском районе простаивает готовый, сданный в эксплуатацию и отлицензированный мусоросортировочный комплекс.
За свое право работать в регионе «СимбЭК» бился в судах с 2017-го года, пытаясь добиться внесения компании в Территориальную схему обращения с отходами, разработанную в 2016-ом году. Собственники компании дошли до Верховного суда, которая обязала региональный МинЖКХ это сделать. А дальше начались такие выкрутасы, которые просто не поддаются объяснению: в новой разработанной в 2022 году Территориальной схеме мусорного полигона нижегородского инвестора «СимбЭК» вновь не оказалось. Более того, при ее принятии были нарушены все регламенты проведения общественных слушаний, сроки, требования к составу и содержанию таких территориальных схем. Все это стало объектом самого настоящего расследования в рамках очередного судебного заседания по иску ООО «СимбЭК» к региональному Минприроды в Ульяновском областном суде.
15 ноября судьей Кинчаровой вынесено, по сути, эпохальное решение, которым она отправила в мусорное ведро все коррупционные схемы разработанной в 2022 году Территориальной схемы обращения с отходами. Одновременно указав региональному МинЖКХ на то, что не включение ООО «СимбЭК» в Террсхему незаконно. В своем решении судья Ульяновского областного суда четко и грамотно, буквально пошагово расписала все выявленные нарушения при проведении Общественных слушаний. Указала на то, что Министерством не было выполнено требование пункта 22 Правил о направлении при проведении общественных обсуждений по проекту Террсхемы в Росприроднадзор уведомления о ее размещении на электронном носителе. О том, что нарушены регламент проведения слушаний, четко указав на то, что есть 10 дней на утверждение территориальной схемы лишь в том случае, если по их итогам не оказалось замечаний. Если есть – там вступает абсолютно иная процедура: внести изменения, устранить замечания, выставить на обсуждение, если после этого замечаний нет – происходит утверждение схемы. Если есть – все по новому кругу.
Единственным требованием истца, с которым не согласилась судья, стала якобы незаконность включения в Территориальную схему обращения с отходами двух объектов обработки и утилизации отходов ООО «ЦЭТ» и «Контракт плюс» в связи их нахождения в шестой подзоне приаэродромной территории. Как выяснилось, объекты по обращению с отходами, расположенные в этой зоне, не признаются объектами, способствующими привлечению и массовому скоплению птиц в случае наличия заключения по результатам орнитологического исследования. Если по его результатам собственникам объекта приняты все меры от привлечения скопления птиц, — объект может работать беспрепятстсвенно. Если выявлены нарушения – мусорному оператору дается 6 месяцев на исправление ситуации. И только в случае повторного получения от экспертов-орнитологов отрицательного заключения объект по обращению с отходами прекращает свое действие.
Итог судебного решения, вынесенного судьей Ульяновского областного суда Ольгой Кинчаровой, – не только продолжение работы всей мусороперерабатывающей отрасли области по Террсхеме-2017 года, которая рисовалась в то время на скорую руку. Это еще к тому же, и выкинутые на ветер в качестве оплаты подрядчику в лице екатеринбургского ООО «Агентство передовых исследований и разработок» бюджетные деньги в размере 2,5 млн. рублей. Деньги, которые не вернет ни подрядчик, ни безответственные чиновники МинЖКХ, готовившие изначально коррупционное техзадание ради лоббирования интересов другого мусорного оператора — самарского ООО «Межрегиональная экологическая компания» (МЭК – прим. ulnovosti.ru) и поставившие крест на нижегородском операторе «СимбЭК», с которым еще в 2016 году заключили инвестиционное соглашение по строительству мусоросортировочного комплекса.
Но самое интересное во всей этой ситуации то, что принятие очередной Территориальной схемы обращения с отходами, которую в настоящее время пытаются протащить региональные чиновники МинЖКХ – как две капли воды повторяют допущенные нарушения, на которые указал Ульяновский областной суд. Это прямое лоббирование компании «ЦЭТ» с открытием мусорного полигона в Майне с передачей в обслуживание сразу 13 муниципальных образований Ульяновской области. И все это несмотря на удаленность от основного источника производства мусорных отходов – областного центра и предстоящий колоссальный рост тарифа для населения и юридических потребителей. «Вишенкой на торте» — вопреки решения суда – вновь отсутствие на карте объектов обработки и утилизации отходов мусоросортировочного комплекса ООО «СимбЭК». При этом, право оказания услуг в Южном кусту в очередной раз возлагается на ООО «МЭК».
По итогам уже повторных общественных слушаний в опубликованной на сайте МинЖКХ таблице львиная часть внесенных замечаний и предложений отклонены. Причем, таких замечаний, которые признаны законными решением уже прошедших судов. Начиная с Ульяновского областного и вплоть до Верховного, так что уже сейчас можно с уверенностью до 100% предположить о том, что и эта Территориальная схема в судах не устоит и будет опротестована.
Отклоненными оказались даже замечания Минпромторга России и Росприроднадзора! Федеральные ведомства нашим ульяновским чинушам оказались не авторитетными ведомствами. В том числе заключение Росприроднадзора о том, что вместимость мусорного полигона в Кузоватовском районе исчерпана, и дальнейшая его эксплуатация не возможна. Но надзорное ведомство оказалось разработчикам Террсхемы не указ, они и дальше готовы везти сюда со всего Южного куста мусор, объясняя неким изысканным резервом. И все ради того, чтобы не дать работать мусоросортировочному комплексу ООО «СимБЭК» в Новоспасском районе вопреки решения суда.
Внесенные общественной палатой области замечания также отклонены в полном объеме. Без внимания остались замечания ООО «УК Экостандарт» и целого ряда других компаний о том, что Реестр мест накопления ТКО в территориальной схеме не соответствует реестрам мест накопления, утвержденным органами местного самоуправления. А реестры мест накопления, которые составлены ОМСУ не соответствуют фактически размещенным контейнерным площадкам. В некоторых муниципалитетах места накопления ТКО дублируются. Замечания ООО «Контракт плюс» о том, что действующий в зоне 2 мусорный полигон готовится к модернизации, сотрудничая в этом направлении с ППК «Российский экологический оператор», вообще оказался исключен из территориальной схемы, чиновниками МинЖКХ тоже оказались проигнорированы. Ситуация – один в один, рассмотренная Ульяновским областным судом в отношении Террсхемы-2022, при разработке которой МинЖКХ отказал «СимбЭКу» во включении мусоросортировочного комплекса в официальный документ. Что признано незаконным.
Лоббизм в отношении компаний «мусорных олигархов» Глебова-Зонова-Калмыкова тянется «красной нитью» во всем официальном документе. Если, как указывают в своих пояснениях разработчики Террсхемы, дальнейшая эксплуатация большеключищенского полигона не возможна в связи с его нахождением в шестой подзоне приаэродромной зоны, то в отношении аналогичного замечания по объекту ООО «Центротех» и его нахождения в приаэродромной зоне аэропорта Баратаевка, у чиновников МинЖКХ иная позиция. Замечание отклонено со ссылкой на то, что контроль за подобными фактами – это компетенция Росприроднадзора. Что не положено Юпитеру, то позволено быку.
И если кто-то думает, что ситуация с исключением из Террсхемы полигона в Майне – вопрос окончательно решенный – тот глубоко заблуждается. Официальный документ оказался «кастрированным» по срокам до 2026-го года лишь с тем, чтобы временно остановить народный бунт. А сами лоббисты этого мусорного полигона в кулуарах обсуждая его перспективы, без сомнений заверяют, что пробьют свой вопрос. Вопрос времени.
Как всегда заявляли чиновники регионального Минприроды и МинЖКХ, Территориальная схема обращения с ТКО – это живой документ, вносить изменения в который они могут хоть ежемесячно. Подождите: а для чего принимать изменения в террсхему, если изначально знаешь, что она будет отменена? И что нужно будет опять проводить конкурс и постоянно тратить бюджетные средства. Не грамотнее ли изначально подготовить нормальное техзадание, выверить реестры размещения мусорных контейнеров с каждым из муниципалитетов, исключить благодаря уже устоявшимся решениям судов допущенные ошибки… Этого не было никогда, ибо каждая террсхема – это лоббирование интересов определенных операторов мусорного бизнеса и заинтересованных лиц. При этом, в финансах себя не ограничивают, выкидывая на ветер миллионы. Сейчас есть решение суда об отмене второй Территориальной схемы, есть все предпосылки что и третья будет отменена. За две последних из бюджета потрачено примерно 5 млн. рублей. На разработку четвертой потребуется еще 2,5 миллиона. Кто будет нести финансовую ответственность за неэффективно потраченные бюджетные средства?
Чиновничий беспредел в регионе достал всех, и никакого надзора ни от прокуратуры, ни от Счетной палаты за расходованием бюджетных средств. Безнаказанность и породила ту самую коррупцию, которая словно спрут, опутала своими щупальцами все министерства и ведомства.
Хорошо, что, наконец, в Ульяновскую область приехал Краснов и навел шороху, полетели головы.
Возможно теперь каждый чиновник в области, подписывая тот или иной документ, будет помнить, что за незаконно принятые решения, он рано или поздно понесет персональную ответственность, даже если он получил сверху незаконный приказ, это не спасёт его также, как если при принятии незаконного решения он сам лоббировал чьи-то интересы либо допустил халатность… В итоге именно он будет нести ответственность.