Ср. Сен 18th, 2024

Ритуальная реальность или вредное соседство? Жители поселка «Зенит» обратились к Александру Бастрыкину

Строительство крематориев в почти каждом из российских регионов наталкивается на протест местных жителей. Причем, в абсолютном большинстве по вине чиновников и непродуманных решений, которыми они пытаются ломать через колено население. Ульяновск – не исключение, более полутора лет жители поселка «Зенит», что рядом с Архангельским кладбищем пытаются добиться элементарного соблюдения закона при его строительстве, требуя установить обязательную при строительстве крематория санитарно-защитную зону в 500 метров. Пока тщетно: власть знает о нарушениях, но сечь себя как унтерофицерская вдова не собирается, давая зеленый свет на вредное соседство ритуальному бизнесу с жилым микрорайоном.

Строительство крематория рядом с Архангельским кладбищем – тема не новая, ее корни тянутся еще в 2015-2016 годы, когда и губернатор был другой, и «зенитовского» поселка еще не было. С прошлого года – закрутилось-завертелось, началось бурное строительство, а собственники уже построенных домов кинулись изучать, к чему им готовиться, выясняя, насколько все это законно.   

— Свои участки мы покупали еще в 2011-ом, и на тот момент ни каких слухов про его строительство не было. Зато нам обещали парки, детские площадки, школу и детский сад…. В итоге, ни того, ни другого, ни третьего, а вместо всего этого – нам и нашим детям преподнесли в итоге «подарок» в виде крематория. О том, что он будет строиться рядом с нашим поселком, мы узнали только по факту его строительства, — говорит жительница поселка «Зенит» Ольга Анатольевна. – Хотя, как впоследствии выяснилось, чиновникам администрации Заволжского района об этом было известно уже давно и, несмотря на это, все это время они держали нас, жителей «Зенита» в неведении. В отписках, которые мы получали, — информация о том, что им ничего не известно, хотя по факту участок земли был сдан в аренду под строительство крематория еще в 2017 году. Нечто аналогичное и по вопросу проведения общественных обсуждений о размещении крематория. Мы неоднократно встречались со всеми ответственными чиновниками городского и областного уровня, и каждый раз они нам говорили абсолютно разную информацию об их проведении: то они проводили слушания в 2017 году, то в 2019-ом, правда, в 2021-ом признали свою ошибку, подтвердив, что их не было, но они обязательно будут проведены. А затем и вовсе заявили, что их быть не должно, таким образом, годами дезинформируя нас.

ДЫМ ИЗ ТРУБЫ

Сегодня на заборе будущего крематория красуется паспорт будущего крематория: сдача в эксплуатацию в мае 2024-го, до конца этого года. Площадь участка – 6 тыс кв м., площадь застройки 1144 м, общая площадь здания 764 кв.м. Если ранее планировалось использовать две чешские печи, то из-за санкций было принято решение поставить одну китайскую, но по проекту чуть позже можно установить и вторую. Инвестор обещал мощную фильтрацию, благодаря которой из труб будет выходить кристально чистый, практически горный воздух. В сказки инвестора жители «Зенита» не верят.

— Все это чушь собачья, — говорят активисты протеста. – Мы изучали информацию, связывались с жителями домов, проживающих рядом с крематорием в Нижнем Новгороде. Там стоят самые крутые – чешские, которым китайские в подметки не годятся. Так вот, несмотря на высокотехнологичные печи жители и там периодически жалуются в Роспотребнадзор на появляющийся время от времени запах жженых волос, а учитывая то, что сжигаются тела, пропитанные формальдегидом, онкологические… Современная онкомедицина использует для диагностики и терапии злокачественных новообразований источники ионизирующего излучения. В первую очередь, крематории при работе выбрасывают в окружающую среду углекислый газ, что, безусловно, ведет к изменению климата. Кроме того, ученые доказали: если человек болел онкологией и проходил лечение – тела умерших от рака при кремации выделяют радиоактивные вещества. Крематории, конечно, стараются соблюдать правила и даже металлические нательные крестики не разрешают укладывать в гроб. Но уловить все токсичные выбросы, даже при наличии современных фильтров, просто не реально. К тому же, человеческий фактор тоже никто не отменял: фильтры не заменили, электроэнергию экономят… Все эти «прелести» сосуществования с крематорием ждут и нас, многодетных.

По словам отца пятерых детей Вадима Солдатова, его участок находится в 340 метрах от объекта, хотя санитарно-защитная зона согласно СанПиН должна составлять не менее 500 метров. По мнению активистов протеста, чиновники допустили вопиющее нарушение на самом первом этапе организации выделения земли под будущий крематорий еще в 2017 году, когда выделяли ее без оформления санитарно-защитной зоны вокруг действующего кладбища.  Последний существовал десятилетия, оказывая негативное воздействие на почву, подземные воды… 

— Санитарно-защитная зона отсчитывается обычно либо от мест захоронений, либо от края участка, а так как край участка кладбища включает в себя и подъездные пути, то их просто не стали захватывать в санитарно-защитную зону, — говорит жительница «Зенита» Ольга. — Потому отсчет предполагаемой, но так и не оформленной официально защитной зоны, когда формировали и выделяли участки в «Зените», шел от мест захоронения и согласно СанПиН, соответствовал 500-метровой зоне от существующих захоронений. Затем, при выделении участка под крематорий, данная защитная зона должна была сдвинуться с учетом приближения будущего вредного объекта и отсчитываться уже от края участка, на котором он расположен. Это логично и правильно. Но при таком раскладе, она накладывается на земельные участки «Зенита», и на дома, которые были уже построены и где уже были прописаны люди. Таким образом, санитарно-защитная зона должна была увеличиться, наложиться на жилые дома, соответственно отделять участок под крематорий чиновники изначально не имели право вообще. Равно как и сдать его в аренду. И при таком раскладе все участники продвижения строительства крематория прекрасно понимали, что корректировку они никогда бы не прошли. Поэтому и сделали все втихую, а теперь доказывают, что якобы никаких изменений не было.

СМЕРТЕЛЬНОЕ СОСЕДСТВО     

То, чего нет на бумаге – визуально можно наблюдать в реальности. От забора будущего крематория до ближайших домов примерно 300 метров, но никак не требуемые 500. Впрочем, чему удивляться: проект санитарно-защитной зоны для него готовил ульяновский эколог, помощник губернатора по экологии, а одновременно учредитель ООО «Экологические системы» Лев Левитас, для которого и лес из ООПТ «Прибрежный» вывести, и Свиягу засыпать под застройку, и розливы барды в Мулловке —  не проблема. Проект санитарно-защитной зоны для Воскресенского некрополя на К.Маркса тоже он нарисовал, из-за чего здесь до сих пор гремит скандал. Не стало для Левитаса проблемой и то, что у действующего кладбища, которое давно оказывает вредное воздействие, санитарно-защитной зоны нет, зато у будущего крематория она вдруг появилась. Парадокс.

На отсутствие санитарно-защитной зоны в своем предписании в адрес мэрии Ульяновска указала  и Прокуратура Ульяновской области, проводившая проверку по обращению жителей поселка «Зенит», потребовав ее официального оформления. На этом настаивают и «зенитовцы»:

  • Мы им объясняем: cделайте все по закону и согласно очередности. Сначала – оформление санитарно-защитной зоны вокруг кладбища, затем – внесение корректировок в нее с учетом крематория. Но чиновники все отворачиваются, заявляя, что они не могут этого сделать, при этом ссылаясь на уже разработанный проект собственников крематория. Хотя последний вообще на это право никакого не имел, потому что не является правообладателем земли, — говорят «зенитовцы».- Кроме того, от компетентных источников среди чиновников нам стало известно: чтобы скрыть свои нарушения, а заодно исполнить предписание Прокуратуры, в настоящее время в недрах чиновничьих структур разрабатывается некий чудо-проект санитарно-защитной зоны в размере от нуля до 50 метров. И это притом, что Заволжское кладбище официально не является закрытым, в этом году здесь произвели сотни захоронений, соответственно, согласно СанПиНам санитарная зона должна составлять минимум 500 метров.

По словам «зенитовцев», ни губернатор Ульяновской области Алексей Русских, ни мэр города Александр Болдакин ни разу не приехали к ним и не узнали о существующих проблемах, несмотря на многочисленные написанные в их адрес официальные обращения. Более того, попасть на прием к первым лицам города и область тоже оказалось не решаемой проблемой.

— Нас просто к ним не пускают на прием, — говорят жители поселка «Зенит». – Нам оказалось проще добиться аудиенции у прокуроров из Генеральной прокуратуры во время визита Игоря Краснова в Ульяновск. И, видимо, придется в ближайшее время обратиться вновь, потому что власть нас не услышала.

В минувшую субботу «зенитовцы» записали видеообращение в адрес руководства Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина с просьбой проверить законность получения разрешительной документации на строительство крематория на расстоянии менее 500 метров от жилых домов, встав на защиту их прав на благоприятную окружающую среду.