Как команда экс-губернатора Морозова инструмент развития превратила в инструмент для отъёма бизнеса
В августе этого года в соседней Самаре апелляционный суд поддержал решение Ульяновского арбитражного суда, принявшего решение по иску Правительства УО разорвать Соглашение об осуществлении деятельности в ПОЭЗ компании ООО «Т1».
Так незаметно произошло очень знаковое событие – по инициативе Правительства Ульяновской области статуса резидента была лишена компания, которая построила и запустила в эксплуатацию первый объект резидентов на территории ПОЭЗ.
Этот случай – уникален для истории российских ОЭЗ, и поэтому достоин особого внимания. Хотя бы потому, что ещё ни одно руководство российского региона ни разу не осуществляло целенаправленные действия по полному уничтожению бизнеса действующего (!) резидента ОЭЗ.
Формальная сторона этого дела такова. ООО «Т1» (ранее называлось «ААР Рус») стало резидентом в 2012 г. с проектом создания складского комплекса, в 2013 г. к проекту был добавлен 2 этап – создание ангара для техобслуживания и ремонта (ТОиР) самолётов совместно с крупнейшим американским провайдером AAR Corp. После введения санкций американцы отказались участвовать в проекте. Несмотря на это, инвестором и владельцем компанииМ.И.Аушевым за свой счёт был реализован первый этап — построен и запущен в эксплуатацию складской комплекс класса «А» (первый в Ульяновской области, кстати), и именно с него началась операционная деятельность Ульяновской ПОЭЗ. Также были продолжены попытки создать центр ТОиР с другим партнером, несколько раз стороны были близки к возобновлению проекта (в последний раз – с чешским провайдером ТОиР в 2019 г). Однако введение новых ограничений высоты в Аэропорте «Ульяновск-Восточный», а также крах рынка воздушных перевозок из-за пандемии сделали реализацию проекта технически и экономически невозможной. В итоге ООО «Т1» летом 2020 г. воспользовалось предусмотренным Федеральным законом об ОЭЗ (116-ФЗ от 2015 г.) правом внести изменение в действующее соглашение, предложив оставить в нём уже реализованный первый этап проекта (складские услуги). И неожиданно получило отказ Экспертного совета ПОЭЗ в поддержке бизнес-плана – причём, с обоснованием, явно нарушающим как Закон об ОЭЗ, так и действующий регламент Совета. Единственный в логистической ОЭЗ склад, по мнению Экспертного совета ПОЭЗ, логистической ОЭЗ не нужен.
Чтобы понять, почему было принято такое странное, с позиции буквы и духа Закона об ОЭЗ, решение, следует вернутся на пару лет назад. Именно тогда против ООО «Т1» и его владельца Мухарбека Аушева бывшими властями Ульяновской области под непосредственным руководством бывшего губернатора Морозова была развернута массовая кампания. Атака пошла сразу по нескольким направлениям:
- Внеплановые проверки в ПОЭЗ против компаний Аушева. Других резидентов, даже тех, которые вообще ничего не делали, не проверяли. Характерна причина проверки, ставшая известной только в суде – заявление какого-то гражданина (!). К слову сказать, такой вариант инициации внеплановой проверки Законом об ОЭЗ не предусмотрен.
- Фабрикация уголовного дела СК МВД по Ульяновской области по попытке мошенничества путём возврата НДС на 94 тыс. рублей в «фиктивной сделке». Данное дело было открыто несмотря на то, что со стороны ООО «Т1» это была реальная сделка по покупке в 2016 г. б/у дизельной электростанции во время строительства склада.
- Чрезвычайная активность ульяновской службы судебных приставов, неоднократно выставлявших неоправданные требования в рамках ведущегося «Т1» хозяйственного спора с одним из своих клиентов, не вывезшим после окончания договора хранения свой товар и отказавшимся платить за его продолжающееся хранение, также подавшим иск по упущенной из-за этого выгоде на несколько миллиардов (!) с лишним рублей.
После начала всех этих действий из Управляющей компании ПОЭЗ, а также от не называвшихся компаний стали поступать неоднократные предложения о продаже как склада «Т1», так второй компании Мухарбека Аушева в ПОЭЗ — ООО «ТВЗ» (проект ж/д терминала). Причём предложения о продаже сопровождались комментариями о проблемах в исполнении соглашения и возможном лишении статуса резидента ПЭЗ;
Получив от Аушева очередной отказ в продаже и склада, и проекта ж/д терминала, команда экс-губернатора Морозова сделала решающий шаг – подало иск о расторжении Соглашения с «Т1», одновременно заблокировав через Экспертный совет поданную «Т1» заявку на внесение изменений в Соглашение. При этом Правительство области сразу забыло про многочисленные нарушения исполнения этого Соглашения со своей стороны — это и задержки с созданием инженерной инфраструктуры, из-за которых почти построенный в 2014 г. склад «Т1» пришлось «заморозить» на 2 года в ожидании подвода обещанного газоснабжения, и неготовность таможенной инфраструктуры, которую«Т1» создавало само и до сих пор содержит за счёт собственных средств.
В угаре борьбы со впавшим в немилость инвестором правительство Ульяновской области полностью проигнорировало письмо ульяновских компаний и резидентов ПОЭЗ, обратившихся с просьбой не лишать «Т1» статуса резидента ввиду востребованности данных услуг в ПОЭЗ. Ведь для большинства компаний склад «Т1» — это единственная возможность воспользоваться главной таможенной преференцией ПОЭЗ – хранить товары без пошлин и НДС под процедурой Свободная таможенная зона (СТЗ). И даже не задумалось о том репутационном ущербе, который может нанести инвестиционной привлекательности региона подобные действия.
Простой пример – одним из клиентов «Т1» является всемирно известная ульяновская компания «Волга-Днепр», крупнейший российский грузовой авиаперевозчик. На территории склада «Т1» под СТЗ хранился двигатель самолёта Ан-124 «Руслан». Это, кстати, один из немногих примеров использования ПОЭЗ в том виде, в котором она и задумывалась при создании – для логистики и авиации. В связи с лишением «Т1» статуса резидента «Волга-Днепр» была вынуждена в экстренном порядке вывозить двигатель из ПОЭЗ. Можете представить возникшие расходы по его транспортировке и таможенному оформлению? И согласится ли кто-то после этих действий Ульяновского правительства воспользоваться услугами Свободной таможенной зоны в ПОЭЗ?
Важно отметить, что кампания велась не только против бизнеса – осуществлялась и демонизация его владельца. В неофициальных разговорах ульяновские чиновники говорили, что источник этой кампании находится за пределами области, что, якобы, к Аушеву есть претензии со стороны силовиков, что это следствие поддержки им протестных настроений в Ингушетии и т.п. В связи с этим имеет смысл обратиться к биографии Аушева, которая находится в свободном доступе сети Интернет.
Мухарбек Аушев пришёл в политику из большого бизнеса, после нескольких лет работы топ-менеджером в Лукойле. Его последняя должность там – вице-президент, начальник Главного Управления по реализации нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке. Во время работы депутатом Госдумы 2-го созыва являлся зампредом комитета по безопасности. В этот период он активно участвовал в созданной Президентом Ельциным комиссии по возврату военнопленных чеченской войны. Первым по личной просьбе Председателя Госсовета Республики Татарстан В.Н.Лихачёва был освобождён житель этой республики. Затем Аушев вытащил из плена и передал подполковнику ФСБ Зязикову (позже – генерал-лейтенанту и президенту Ингушетии) более 60 человек. Среди освобождённых был российский военный лётчик, штурман ВВС России. Также Аушевым были возвращены и гражданские лица, в том числе 6 человек из Республики Северная-Осетия–Алания. За эту деятельность Аушев был удостоен ордена Мужества. Приказом Министра обороны участвовавшие в освобождении военнослужащих Мухарбек Аушев, генерал Игорь Зубов (ныне статс-секретарь — заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации) и другие офицеры были награждены именными пистолетами Макарова.
На протяжении всей свей карьеры Аушев всегда выступал за развитие добрососедских отношений между Осетией и Ингушетией, предлагал ряд экономических проектов для развития приграничного сотрудничества, неоднократно привлекался Администрацией Президента России для консультаций и решения возникавших конфликтов. Большую помощь оказывала попавшим в беду людям созданная и финансировавшаяся лично Аушевым Ассоциация по защите прав беженцев и вынужденных переселенцев «АДЕПТ». Эта деятельность также была замечена — в 2006 Аушев непосредственно из рук Президента России В.В.Путина получил орден Дружбы.
После завершения активной политической карьеры (работы в Госдуме 4-го созыва в должности зампреда комитета по финансовым рынкам) Аушев сконцентрировался на создании совместных предприятий в России с крупнейшими американскими корпорациями. Пилотным проектом стало создание центра обслуживания воздушных судов (будущая компания ООО «Т1»), который было решено построить в Ульяновской ПОЭЗ. Проект был лично поддержан Президентом России, а его финансирование было одобрено кредитным комитетом Госкорпорации «Внешэкономбанк». О судьбе этого проекта мы уже рассказали в начале статьи.
Даже эта краткая биография позволяет усомниться в том, что Аушев мог быть причастен к каким-либо действиям против действующей власти, и все намёки бывших ульяновских властей не соответствуют действительности. Так почему команда Морозова решила вдруг «наказать» инвестора за нереализованную не по его вине часть проекта? Да ещё и разрушить полностью то, что уже было сделано и работало? Здесь надо понимать одну важную особенность ОЭЗ портового типа– по Закону об ОЭЗ, организация, лишённая статуса резидента, не имеет право вести любую деятельность. Даже на обычных условиях (без льгот ОЭЗ). То есть разрыв Соглашения означает закрытие компании, невозможность использовать созданные активы. Если речь идёт о «пустышке», так и не приступившей к реализации проекта (а таких в истории Ульяновской ПОЭЗ было больше половины) – то это не страшно, ну не пошёл бизнес – закрыли компанию, никто не пострадал. Но случай с «Т1» совсем другой – в рамках реализации 1-го этапа проекта было инвестировано 300 млн. рублей частных средств, построен и работает складской комплекс класса «А» (единственный, кстати, логистический проект в логистической ПОЭЗ). Единственный выход – продать всё построенное другому резиденту. Разумеется, гораздо дешевле затраченных средств.
Отказ правительства Ульяновской области изменить Соглашение означает полное уничтожение этих инвестиций и бизнеса, в том числе рабочих мест. И сразу возникает вопрос – зачем? Почему власть, призванная развивать экономику, используя ОЭЗ в качестве инструмента развития, вместо этого вставляет падки в колёса инвестору, который, несмотря на все сложности, продолжает пытаться сделать нашу область лучше и богаче?
В чём причина такого отношения? Мы видим только одно объяснение. Этот бизнес понравился Морозову и его команде, и они решили забрать себе. Что было ясно уже давно, а вся волна этого наката удивительным образом совпала с существенным положительным сдвигом в реализации второго проекта Аушева – создания контейнерного ж/д терминала в ПОЭЗ. В 2019 г. Аушев обратился к руководству РЖД с предложением принять участие в этом проекте. Железнодорожники выполнили логистический аудит, подтвердивший актуальность проекта, и руководство Куйбышевской железной дороги предложило реализовать его по концессии (кстати, аналогичным образом были успешно реализованы проекты ж/д веток в ОЭЗ соседей — в «Алабуге» и в «Тольятти»). Однако тогдашний губернатор области Морозов отказался поддержать проект, сославшись на отсутствие средств в регионе. Несмотря на то, что инвестиции должны были быть с стороны РЖД и Аушева. И несмотря на то, что в это же самое время он анонсировал масштабный проект создания в Ульяновске «Зоны свободной торговли». Очередное странное совпадение, не правда ли?
Итог получился по принципу «ни себе, ни людям». Бизнес они, разумеется, не получили, однако парализовать работу склада «Т1» и реализацию проекта «ТВЗ» смогли.
В результате, несмотря на наличие в Ульяновской области уникального (единственного в России) инструмента для развитии логистики – Портовой ОЭЗ – реальные логистические проекты (например, центр дистрибуции Вайлдбериз) реализуются в соседнем Татарстане. Со своими же инициаторами логистических проектов в ПОЭЗ правительство области продолжает упорно бороться. А в развитии ОЭЗ Корпорация развития области и управляющая компания АО «ПОЭЗ «Ульяновск» пошли по самому примитивному пути – начали за бюджетные средства строить индустриальные парки за бюджетные деньги, сдавая их в аренду производителям. Превратившись из института развития в девелопера, прокручивающего государственные средства и живущего за их счёт.
После очередного иска (теперь уже к «ТВЗ») Аушев принял решение отказаться от реализации проекта ж/д терминала, т.к. создавать масштабный инфраструктурный проект при продолжающемся противодействии руководства региона бессмысленно.
Казалось бы, все проблемы должны были исчезнуть в связи с началом работы нового губернатора. Однако, либо из-за по-прежнему остающихся у власти членов «морозовской» команды в ульяновской власти, либо из-за созданного ими негативного имиджа Аушеву, новое Правительство области не спешит изменить своё отношение к «Т1».
Большинство решений против ООО «Т1» сейчас последовательно отменяются судами высших инстанций. Закрыто уголовное дело. 30 ноября этого года Кассационный суд в Казани отменил решения ульяновского и апелляционного судов по иску Правительства области, тем самым вернув ООО «Т1» статус резидента ПОЭЗ. Однако вернуть потерянные время, деньги, клиентов и репутацию никакой суд не сможет.
Единственное, что может сделать новая ульяновская власть в данной ситуации – отказаться от продолжения борьбы со своими собственными инвесторами. Хотя бы не мешать им. В этом случае инвесторы всё остальное для реализации своих проектов на благо себе, региону и его жителям опять смогут сделать сами. Они к этому уже привыкли.
Статья заказуха, не стыдно врать да? Есть материалы на вашего Аушева до нескольких уголовных дел, на Морозова можно гнать по любой теме, а вот за это враньё я бы подал в суд на ваш сайт
Подайте. И, кстати, документы в студию, если такой смелый. Заодно ответите за «заказуху»
Не только на этом сайте замечено оживление комментаторов — ботов предыдущей власти. Не только на этом сайте и именно комментаторов от ушедшей (или уходящей) эпохи.
В последнем «Симбирском Курьере» была хорошая статья про новую методику Морозова: ездить следом за Русских и приписывать его действия себе, родимому. Статья называется «Достал даже однопартийцев», в ней Василий Гвоздев выразил умное пожелание изменить тактику поведения.
Загулялся парень Морозов и никто его не может наказать.Сколько горя и слез принёс семьям,людям,сколько можно хапать,ну ладно раньше его крышевал бывший прокурор,а сейчас то ,папки встряхните,неприкосновенность госдума снимет хоть завтра,Володин этого очень ждёт!
Володин Улновости не читает.
Была обнадеживающая статья Ворсобина в Комсомолке со зловещей фразой — «Есть, кажется один документ».