Чт. Дек 12th, 2024

Юрий Андропов: страницы жизни и деятельности

15 июня 2024 г. исполнилось 110 лет со дня рождения видного советского государственного деятеля, Председателя КГБ СССР, генерала армии, Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова. В истории нашей страны он навсегда останется как человек, внесший огромный вклад в обеспечение безопасности государства и общества, в укрепление экономической и оборонной мощи государства.

Это был талантливый организатор и реформатор, прекрасный аналитик, далеко смотрящий вперед. Он был отцом знаменитых подразделений спецназа «Альфа» и «Вымпел». Только при нем в течение 15лет спецслужба не меняла своего названия, авторитет чекиста был высоким, сотрудники чувствовали себя уверенно.

Юрий Владимирович Андропов родился 15 июня 1914 года на Ставрополье в казачьей станице Нагутская, в семье железнодорожного смотрителя. Детство у будущего Генерального секретаря выдалось тяжелым. Когда Юре было два года, умер отец, а за ним и мать. В 1930г. 16 летний паренек подался на заработки. Служил телеграфистом в Моздоке, плавал матросом по Волге. В 20 лет поступил в Рыбинский техникум водного хозяйства. В Рыбинске женился на Нине Савеличевой. Жили Андропов с женой в комнате рабочего общежития, вскоре появились сын и дочь. В техникуме Юрий стал секретарем комсомольской организации, затем возглавил комсомольцев местной судоверфи, а в 1938г. совершил стремительный взлет — стал первым секретарем комсомола Ярославской области. В 1939г. Андропова приняли в партию, а на следующий год он поднялся еще на одну ступень по карьерной лестнице — стал первым секретарем комсомола только что образованной Карело-Финской ССР. Перед отъездом в Петрозаводск Юрий Владимирович развелся с женой. Поскольку она не поехала с ним. В Карелии он женился на учительнице — Татьяне Филипповой. Во втором браке у Андропова также родилось двое детей.

С началом войны глава Карельского комсомола находился на не оккупированной врагом части Карелии, занимаясь подбором и подготовкой кадров для ведения партизанской войны в тылу немецких войск, закладкой партизанских баз и тайников с оружием и продовольствием, делом весьма ответственным и кропотливым.

После войны карьера Андропова продолжалась вполне успешно. Еще в 1944г. он возглавил Петрозаводский горком партии, а в 1947г. стал вторым секретарем парторганизации всей республики. В Карелии заочно закончил Университет и экстерном Высшую партийную школу в Москве. В 1951г. Андропова пригласили в Москву, в Международный отдел ЦК. По рекомендации главы Карело-Финской ССР Отто Куусинена относившегося к Андропову с вниманием и симпатией. В Международном отделе Андропов оказался под началом М.А.Суслова, с которым отныне всегда был в одной команде. В 1953г. Андропова направили послом в Венгрию, где он сыграл ключевую роль во время установления просоветского режима и размещения советских войск в этой стране.

По возвращении в Москву Андропов получил новое повышение. В марте 1957г. он возглавил отдел ЦК по связям с соцстранами. Будапештские заслуги не были забыты. Помог и старый друг Куунинен. Именно в 1957г. он стал секретарем ЦК, курирующим международную сферу. Карьера Андропова набирала обороты. В октябре 1961г. на XXII съезде его избрали членом ЦК, а через год, в ноябре 1962г., сделали секретарем ЦК. Но первых ролей Юрий Владимирович еще не играл. Решающим событием, сделавшим возможным его выдвижение в самые верхние эшелоны власти, стало свержение Хрущева. Суслову теперь принадлежало второе место в партийной иерархии, и преданный ему Андропов получил возможность со временем занять очень важный пост. Ждать пришлось три года.

В 1967г. был освобожден с поста председателя КГБ Владимир Семичастный. Андропов оказался наиболее подходящей кандидатурой. Он уже имел опыт борьбы с контрреволюцией в Венгрии.

При Андропове не только укоренился штат КГБ, здесь появились новые подразделения, учебные заведения, НИИ. На руководящих постах оказались люди из числа партийных работников. Именно потому, что КГБ являлся влиятельной организацией, Политбюро и Брежнев старались тщательно контролировать этот особый орган через заместителей Г.Цинева и Цвигуна С. — соратников генсека. Ему нужно было очень осторожно и долго создавать что-то вроде своей команды. КГБ, выполняя функции, которые в США выполняли ЦРУ и ФБР, должен был противостоять разведкам всех стран НАТО, научно-техническому шпионажу. Цензура международной почты также требовала участия КГБ.

Юрий Владимирович показал себя как председатель КГБ «достаточно жестким, но не жестоким человеком». И там, где это было нужно, проявлял либерализм, немыслимый при его предшественниках. Так, например, по свидетельству Э.Неизвестного, именно Андропов помог выехать за границу, когда пребывание его в СССР стало почти невозможным. Он долго пытался сохранить за Э. Неизвестным советское гражданство. Андропов помогал Евтушенко в организации поездок за границу. Андропов был очень строг в отношении поведения и образа жизни работников. Малейшие правонарушения здесь сурово карались. Даже академик Сахаров признал, что с точки зрения нравственного разложения и образования мафиозных структур именно КГБ был организацией, к которой общество могло предъявить менее всего упреков.

Наиболее успешны и плодотворным в плане предупреждения и пресечения подрывной деятельности иностранных разведок в послевоенные годы стал период, когда во главе органов госбезопасности находился Юрий Владимирович Андропов. За 15 лет, которые он провел в кресле председателя КГБ (1967-1982), ему удалось заметно поднять авторитет своего ведомства в обществе. В те годы Комитет госбезопасности провел ряд успешных контрразведывательных операций в отношении разведок США, Франции, Великобритании, Западной Германии и других стран. Был существенно повышен профессиональный уровень чекистов, оперативный потенциал кадрового состава, много было сделано для воспитания сотрудников на лучших традициях отечественных спецслужб. Появились многочисленные публикации в журналах, книги и кинофильмы о деятельности органов безопасности, основанные на ранее закрытых документальных материалах. Много внимания уделялось профилактической работе и что особенно важно — началась борьба с коррупцией в высших эшелонах власти.

Ю.В.Андропов акцентировал внимание оперативного состава на бережном и квалифицированном использовании такого важного и очень деликатного средства оперативно-розыскной деятельности, как агентура, и требовал не повторять ошибок прошлого в ее использовании. Выступая на совещании руководящего состава контрразведки 23 марта 1978 года, он отмечал: «… как вы знаете, был период, когда некоторые стороны агентурной деятельности бросали тень на всю эту работу. Я имею в виду то, что люди называли «стукачеством», то есть когда агентура в значительной мере ориентировалась на собирание мелкой, не имеющей прямого отношения к делу информации… Такие установки для агентов противоречили моральным и этическим нормам, которые закладываются в семье, в школе, в рабочих коллективах. Все это в прошлом, но об этом следует помнить, чтобы не допускать новых ошибок. Мы поступаем правильно, когда ориентируем агентов не на подглядывание в щели или на подсчет пустых бутылок, а на выполнение тех больших, важных задач по обеспечению безопасности нашего государства, которые возложены на наши органы».

Чекисты, как тогда говорили, «школы Андропова», выявили особый интерес западных спецслужб к советским дипломатам, кадровым сотрудникам военной и внешнеполитической разведок за рубежом, работникам партийных и советских органов, специалистам научных центров и предприятий ВПК, штабным структурам Вооруженных Сил. Они осуществили целый комплекс административных и оперативных мер по предупреждению и пресечению устремлений иностранных разведок в отношении указанных объектов.

Серьезным провалом для американской разведки стало разоблачение органами КГБ в семидесятые и начале восьмидесятых годов их агентов сотрудника МИД Александра Огородника, Анатолия Филатова — офицера ГРУ, Александра Нилова — инженера физика, а также Владимира Калинина, Александра Иванова и других. А в середине восьмидесятых, уже после смерти Юрия Андропова, его ученики, существенно обогатив практику отечественного оперативного искусства, дополнили этот список именами крупных американских агентов, таких как Владимир Васильев, Адольф Толкачев, Дмитрий Поляков и другие.

Существуют разные оценки деятельности КГБ и, в частности, Юрия Андропова на посту председателя. Однако несомненно, что все достоинства и недостатки советской спецслужбы, как в зеркале, отражали ту обстановку, в которой существовал Советский Союз. Неспособность высшего руководства КПСС своевременно решать острые и жизненно важные проблемы вела к экономическому отставанию страны от развитых стран Запада. Нарастание и обострение противоречий в социально- экономической и политической сферах, недопонимание руководством страны руководством страны их преимущественно внутренней природы и остроты, порожденных ими угроз, вызванное, прежде всего внешними обстоятельствами, насилие над объективными законами развития экономики не могло не отразиться на эффективности функционирования механизма государственно-партийной власти и всех ее институтов, в том числе и КГБ. В этом состояла стратегическая уязвимость Комитета государственной безопасности — одной из сильнейших спецслужб мира.

Уже на посту главы КГБ Юрия Андропова избрали членом Политбюро. Это произошло в 1973 году. Когда в конце 1982 года стала очевидна скорая смерть Брежнева, Андропов оказался наиболее реальным приемником Брежнева на посту Генерального Секретаря ЦК КПСС. Так и случилось 12 ноября 1982 года, через несколько дней после смерти Брежнева. Для консолидации своей власти Андропову был необходим пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, который он и занял 16 июня 1983 года.

Юрий Владимирович Андропов на посту главы государства предполагал провести ряд реформ, однако болезнь не позволила ему претворить свои планы в жизнь. Уже осенью 1983 года его перевезли в больницу, где он постоянно находился до своей смерти 9 февраля 1984 года.

Андропов формально находился у власти 15 месяцев. Он действительно хотел реформировать Советский Союз, правда, достаточно жесткими мерами, но не успел. А населению время правления Андропова запомнилось ужесточением дисциплинарной ответственности на рабочих местах.

Исследователи по-разному оценивают реформаторский потенциал Андропова. Одни полагают, что для серьезных преобразований история ему просто не отпустила времени. Другие считают, что о глубоких реформах он и не помышлял. Достоверно одно это была цельная и сильная личность, несущая на себе печать своего времени.

В 1974г. Андропову было присвоено звание Героя социалистического труда, в 1976г. — звание генерала-армии. Он награжден 4 орденами Ленина, тремя Трудового Красного знамени, Октябрьской революции и ряда других наград.

Как личность Юрий Андропов существенно отличался от многих политических деятелей своего поколения. Это был человек острого и цепкого ума, бесконечного чувства ответственности, высокого уровня культуры, творческих способностей, цельный в своем мировоззрении.

Анатолий Лихарев, заместитель председатель Совета ветеранов

УФСБ России по Ульяновской области полковник в отставке