Пн. Дек 2nd, 2024

Об антимонопольном комплаенсе

1 марта текущего года Президент подписал Федеральный закон №33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции». Поправки в Федеральный закон «О защите конкуренции» предполагают внедрение антимонопольного комплаенса хозяйствующими субъектами на добровольной основе.

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области состоялся брифинг, посвященный теме антимонопольного комплаенса.

Руководитель Ульяновского УФАС России Геннадий Спирчагов, заместитель руководителя управления Константин Попов и начальник отдела товарных рынков управления Марина Степанова поговорили с журналистами о «системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», объяснили, что такое комплаенс и зачем он вообще нужен.

Чтобы в этом разобраться – копнем глубже. В декабре 2017 года Президентом РФ Владимиром Путиным был подписан Указ №618, согласно которому был утвержден Национальный план развития конкуренции на 2018 – 2020 г.г.

«Данный Указ Президента РФ чётко определил всех ответственных за его исполнение, конкретные цифровые показатели, которые должны быть достигнуты к 2020 году. Именно в соответствии с Указом антимонопольная служба начала разработки по антимонопольному комплаенсу» — отметил Геннадий Спирчагов.

1 марта текущего года Президент подписал Федеральный закон №33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции». Поправки в Федеральный закон «О защите конкуренции» предполагают внедрение антимонопольного комплаенса хозяйствующими субъектами на добровольной основе.

Антимонопольный комплаенс — это внутренняя система организации, принятая для обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Его основной идеей является то, что субъект сам разрабатывает для себя правила поведения, сам осуществляет контроль за их выполнением. Так за действиями устанавливается двойной антимонопольный контроль — внутренний и внешний.

Появление такой структуры выгодно и бизнесу, и органам исполнительной власти по следующим причинам:

— внутренняя система позволяет предупреждать действия сотрудников, которые могут нарушить антимонопольное законодательство, в том числе по незнанию, снижать число антиконкурентных действий и, следовательно, санкций со стороны ФАС России;

— уменьшение числа правонарушений снижает административную нагрузку на антимонопольный орган;

— тотальное введение и следование антимонопольному комплаенсу компаниями позволит осуществлять бизнесу саморегулирование своих отраслей, купирует возможность чрезмерного регулирования, повышает доверие государства к частному сектору;

— внутри самой компании наличие антимонопольного комплаенса, основанного на принципах следования букве закона, способствует развитию внутрикорпоративной этики, принятию сотрудниками ценностей организации и, как следствие, большей лояльности к компании. Это также повышает юридическую грамотность сотрудников.

«Мы считаем, что закон будет действующим, он будет работать. Во всяком случае, после поручений правительства РФ в 2019 году в органах власти уже такая система внутреннего контроля создана, в том числе, и в региональных органах власти. В прошлом году нашими специалистами была оказана помощь Правительству Ульяновской области по проведению обучающих семинаров.» — добавил руководитель Управления.  

Заместитель руководителя Управления Константин Попов заметил, что «в федеральное законодательство готовятся предложения по смягчению административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, согласно которым наличие в компании системы комплаенса будет учитываться в качестве смягчающего обстоятельства, и позволит на 1/8 снизить штрафные санкции при выявлении нарушений антимонопольного законодательства».

«Фактически, хозяйствующие субъекты начали вводить систему, подобную комплаенсу с 2013 года, т.е. когда была введена система предупреждений за первое нарушение антимонопольного законодательства. В тот момент стала прослеживаться тенденция устранения хоз.субъектами нарушений до выдачи предупреждений, чего не наблюдалось до введения подобной системы. Таким образом, можно сказать, что культура комплаенса начала формироваться в хозяйствующих субъектах Ульяновской области еще с 2013 года» — отметила начальник отдела товарных рынков Ульяновского УФАС России Марина Степанова