Чт. Апр 25th, 2024

БЮДЖЕТ-2016: ресурсы ограничены, творчество безгранично

Причиной нарушения учебного режима стали публичные слушания проекта регионального бюджета на 2016 год в университетском актовом зале.

Зал, рассчитанный на 600 мест, заполнить целиком не удалось даже несмотря на приехавшие по обязаловке делегации из районов области. За пять минут до начала слушаний «прорехи» заполнялись студентами, которых сдергивали прямо с занятий в университетских аудиториях. Через час слушаний подневольные ваганты так же организованно снимались с «насиженных» мест и ручейками покидали актовый зал прямо на глазах губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. Сам Сергей Иванович появился в зале в разгар выступления главы бюджетного комитета ЗСО Алсу Балакишиевой и скромно занял место с краю в последнем ряду.

В ожидании начала каждый занимался кто чем. Региональные депутаты Эдварс и Камеко беседовали о спорте с профильным министром Кузьминым. Глава Инзенского района Мидленко игрался с пустым пластиковым стаканом, который непонятно зачем притащил на публичные слушания. Новый региональный начальник управления информационной политики Игорь Жарков увлеченно «чатился» в твиттере. Пока не раздался требовательный голос модератора слушаний Анатолия Бакаева: «Все, закройте дверь, отключите мобильные телефоны или переведите их в беззвучный режим!»

САМ СЕБЯ НЕ ПОХВАЛИШЬ…

Начали с минуты молчания по ульяновцам, погибшим во время теракта в Мали. Затем начались выступления, почти в каждом из которых обязательно упоминалось про финансово сложное время для принятия бюджета: непростую экономическую ситуацию, санкции со стороны европейских властей, изоляционную политику. Лишь глава фракции КПРФ в ЗСО Александ Кругликов позже подчеркнет: «В нормальной экономической ситуации мы и не жили никогда за исключением, может быть, 1970-1080-х годов».

Министр финансов региона Екатерина Буцкая озвучила основные параметры областного бюджета на 2016 год. Доход – 37,15 миллиарда рублей, расход – 38,7 миллиарда. Отмечалось, что этот показатель «рекордно низкий за все минувшие годы» – 1,7 миллиарда рублей по сравнению с 37-ю миллиардами прошлогоднего дефицита. Но, по словам главного коммуниста нашего региона Алексея Куринного, он «еще распухнет, иначе не выжить».

Федеральная помощь в будущем году ожидается в пределах 6,2 миллиарда, не считая субсидий и дотаций. 95,4 процента облбюджета-2016 пойдет на реализацию 19 госпрограмм социальной направленности. 4,46 миллиарда будет выделено на развитие экономики. Буцкая отметила, что при составлении проекта бюджета учитывался консервативный вариант прогноза социально-экономического развития региона. И пообещала рост объема производства пива на полтораста процентов. Это позже даст повод Кругликову мрачно сыронизировать: «Наш бюджет снова становится пьяным».

Расходные статьи бюджета распределились пока следующим образом: образование – 9,3 миллиарда, здравоохранение – 7,8 миллиарда, дорожное хозяйство – 2,8 миллиарда, аропромышленный комплекс – 855,4 миллиона, ЖКХ – 422,7 миллиона, спорт – 694,4 миллиона, культура и кино – 521,5 миллиона рублей. Больше десяти миллиардов составит оказание помощи муниципальным образованиям.

Московская гостья ульяновских публичных слушаний, первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров», аудитор Тамара Касьянова призналась, что «бюджет Ульяновской области проработан хорошо и детально, благодаря слаженной работе всего коллектива». Призвала к тщательному аудиту расходов. К радости главы региона, посоветовала «увеличить расходы на инвестпроекты». И пригласила для обмена опытом на конгресс финдиректоров в Москве в 2016 году Сергея Морозова, Екатерину Буцкую и Алсу Балакишиеву. Бакаев «расшаркался» в благодарностях Тамаре Александровне: «Мы нечасто слышим хвалу в наш адрес. Сами себя похвалить стесняемся. А поругать нас всегда есть кому».

«ЗАПАДНАЯ СТОЛИЦА УЛЬЯНОВКОЙ ОБЛАСТИ» и ДВЕ ЛОЖКИ ДЕГТЯ В БОЧКЕ МЕДА

Выступающие в прениях, как водится, проект бюджета хвалили, иногда поражая полетом мыслей. Так, акушер-гинеколог из Инзенской ЦРБ допустила «милую» оговорку, обозначив собственный доход района в 120 тысяч рублей (речь, конечно, шла о миллионах). Она же назвала Инзу «западной столицей Ульяновской области». А ее коллега – врач и лидер общественного мнения из Вальдиватского сельского поселения – восторгалась отремонтированным фельдшерско-акушерским пунктом, куда «жители теперь ходят, как в музей». Как лечат в «музее» и хватает ли там необходимых медикаментов – осталось «за кадром».

Две смачные ложки дегтя в эту бочку меда добавили Кругликов и Куринный. Александр Леонидович был, как обычно, весьма красноречив:

— Сколько не повторяй халва, во рту слаще не станет. Можно манипулировать цифрами сколько угодно. А ежегодный уровень инфляции – восемь процентов. Это обесцененные деньги. Заниматься самообманом, в том числе в масштабах государства, недопустимо. Бюджет растет в основном за счет НДФЛ, а не налогами с предприятий. Мы опять снижаем затраты на ЖКХ, перекладывая этот и без того тяжкий груз на плечи населения. Это не бюджет развития. И не социальный бюджет. Мы так далеко скатимся.

И кивать на санкции, добавил Кругликов, глупо. И в 1929-м и в годы Великой Отечественной войны, вспомнил он, ситуация в России была не лучше, даже еще хуже. Но экономика развивалась. И весьма динамично. Просто воровать, мол, не надо. В связи с чем Александр Леонидович опять вспомнил про депутата ЗСО Михаила Родионова, не заплатившего в областную казну два миллиарда рублей налогов. И посетовал: как можно говорить об экономическом росте в условиях спада производства, снижения доходов населения и покупательной способности?

Не менее убедителен и вполне конкретен в предложениях оказался Алексей Куринный: «Мы пришли сюда вообще-то обсуждать бюджет, а не петь осанну губернатору. Рост доходов на четыре процента весьма условный. Посмотрите, как выросли цены на продукты, лекарства…» Алексей Куринный озвучил цифры облбюджета 2016 года, о которых предпочитают обычно не распространяться: госрасходы – 2,2 миллиарда, адресная социальная поддержка – 180 миллионов, прогубернаторские СМИ – 168 миллионов рублей.

— Ясно, что все это – подготовка к выборной кампании губернатора. И отнюдь не за счет средств партии «Единая Россия». На этом фоне уже сейчас во многих районных больницах нет необходимых лекарств. Люди приобретают их на свои деньги. Не хватает самых необходимых препаратов для диабетиков и астматиков. Минус 100 миллионов на социальную помощь, и минус 400 миллионов на дорожное хозяйство.

Предложения Куринного: уменьшить на 300 миллионов фонд чиновничьих зарплат. А отмена золотых парашютов и налоговых льгот таким проектам, как «Автодром», позволит сохранить для бюджета еще 600 миллионов рублей.

#video=iyVI2UW1VVw#

ЕДИНОРОССЫ ПРОТИВ

Оставить пламенную речь Куринного без ответа не смог его извечный оппонент по ЗСО Игорь Тихонов. По его мнению, «можно любую задачу оболгать и дискредитировать», и «бюджет это не гранитный памятник, а инструмент в умелых руках». Понятно, что первым делом единоросс Игорь Викторович имел в виду свои «умелые ручки» и своих партайгеноссе.

Глава региона поначалу выступать на слушаниях не хотел. Но последней каплей стало выступление лидера региональной ЛДПР Грачева о том, что «дефицит бюджета снижен искусственно, и мы сохраняем массу проблем». Главный областной либерал-демократ предложил также «снять сто миллионов с расходов на СМИ, в избирательную кампанию они все равно заработают».

— Предлагаете сократить районные СМИ, чтобы читали только «Левый марш»? – возмутился Морозов. – На это мы точно не пойдем». Похвастался: «Мы раньше жили на девять миллиардов, а сегодня живем на 50». В миллионный раз повторил: «Мы признаем привлечение инвестиций приоритетом развития экономики». Пообещал вернуть «земляков, которые покидают семьи и едут на заработки, таких немного осталось». И даже креативно помечтал: «Бюджет в 70 миллиардов рублей – вот наша заветная цель. И я хочу, чтобы вы нас в этом поддержали».

«Общественность» и поддержала. Остальные – кто видит, умеет считать и думать – видят разницу между 37-ю и 70-ю миллиардами.

Иван Собакин

фото krasnovski.livejournal.com