Вт. Апр 13th, 2021

Главный прокурор области выступил перед участниками заседания Совета региональных и местных властей

Предлагаем вашему вниманию основные тезисы доклада прокурора Ульяновской области Хуртина С.А. «О состоянии законности и правопорядка…»:

Данная тема включает в себя практически все стороны экономической и социальной жизни общества и государства. В одном выступлении осветить складывающееся положение во всем его многообразии невозможно. Остановлюсь на наиболее актуальных проблемах.

Анализ криминогенной обстановки свидетельствует о снижении в прошедшем году числа зарегистрированных преступлений более чем на 8%, однако это само по себе не может говорить о серьезном улучшении качества профилактической работы.

Сократилось число убийств, грабежей, краж, угонов автотранспорта. Вместе с тем число тяжких и особо тяжких преступлений осталось практически на прежнем уровне.

Более того, сокращение числа общественно опасных деяний предполагает высвобождение сил и средств правоохранительных органов, которые могут быть направлены на раскрытие неочевидных преступлений.

Тем не менее, этого не произошло.

При сохранении на прежнем уровне общей раскрываемости возросло почти на 5% количество неустановленных лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.

И на региональном, и на местном уровне приняты целевые программы профилактики правонарушений, задача которых – обеспечить комфортное проживание наших граждан, минимизировать их риск стать жертвой преступлений, способствовать укреплению правопорядка на улицах.

Тем не менее, предусмотренные программные мероприятия в необходимом объеме не реализуются.

* * *

Учитывая, что соблюдение охраняемых законом интересов граждан и государства невозможно без обеспечения единства правового пространства, особо значимым остается вопрос качества регионального и муниципального нормотворчества.

Прокурорами в истекшем году на стадии так называемого «нулевого чтения» пресечено принятие почти 1,5 тыс. незаконных правовых актов, оспорено еще порядка 700 принятых.

Они содержали неправомерные нормы по вопросам жилищного, бюджетного, земельного, налогового, градостроительного и иного законодательства.

Для исправления ситуации в муниципальном нормотворчестве необходимо совершенствовать сложившуюся систему повышения профессиональной квалификации муниципальных служащих с использование научного потенциала ульяновских вузов, совместными усилиями продолжить разработку модельных нормативных правовых актов.

* * *

Системного внимания требует сфера обеспечения соблюдения конституционных прав граждан на оплату труда.

Общими усилиями удалось ликвидировать задолженность по зарплате на сумму более 206 миллионов рублей, однако, несмотря на принятые меры, эта проблема на сегодняшний день стоит как никогда остро.

По данным официальной статистики, на 1 мая 2014 года размер долга работодателей региона превысил 14 млн. рублей.

В то же время реальная задолженность по зарплате – не менее 100 млн. рублей.

Очевидно, что в создавшихся условиях необходима выработка общей стратегии в решении данной проблемы с привлечением всех заинтересованных органов.

Этому должна способствовать деятельность созданного Правительством области Межведомственного совета. В стороне не должны оставаться ни муниципалитеты, ни профсоюзы.

* * *

Нерешенным остался вопрос реализации адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья, в котором в регионе вынуждены проживать более 3 тысяч человек.

Прокурорскими проверками вскрыты многочисленные нарушения законности в данной сфере, в числе которых: несоблюдение земельного, градостроительного законодательства, отступления от установленных сроков строительства, неправомерное изменение условий контрактов, неисполнение обязательств софинансирования мероприятий.

Лишь после их устранения завершено переселение в новое жилье более 800 граждан.

В ряде районов областная адресная программа в срок так и не была исполнена. Это потребовало прямого вмешательства прокуратуры, в результате чего по фактам выявленных нарушений возбуждены уголовные дела.

* * *

Крайне непростая ситуация сложилась в сфере ЖКХ, где долг региона за коммунальные ресурсы достиг 6 млрд. рублей.

Только за прошлый год прокурорами пресечено более 3 тысяч нарушений, связанных с неправомерным начислением и взиманием платы за жилищно-коммунальные услуги, хищением денежных средств руководителями управляющих компаний, непродуманной тарифной политикой.

Негативно влияет на состояние законности в данной сфере ненадлежащая работа органов местного самоуправления при осуществлении жилищного контроля.

Отсутствие муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок его осуществления, стали основанием для внесения представлений главам администраций 26 муниципальных образований.

В целях единообразной реализации контрольных полномочий по предложению прокуратуры совместной рабочей группой разработан и в ближайшее время, надеюсь, будет принят региональный закон «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ульяновской области».

* * *

В последнее время все чаще материалы прокурорских проверок служат основанием для уголовного преследования за незаконное распоряжение муниципальным имуществом в корыстных целях.

Свыше 300 нарушений законодательства выявлено в сфере государственных и муниципальных закупок.

Вскрыты факты хищения бюджетных средств, перечисленных в рамках государственных и муниципальных контрактов, незаконного изменения их существенных условий, нарушения процедуры размещения заказов, ненадлежащей реализации уполномоченными органами контрольных функций.

В частности, по инициативе прокуроров региона возбуждены и расследуются уголовные дела по фактам хищения финансовых ресурсов, выделенных муниципалитетами в рамках контрактов на благоустройство озера в поселке Силикатный Сенгилеевского района, проведение ремонта гидротехнических сооружений на реках Юловка в Инзенском и Бекшанка в Барышском районах.

* * *

Многочисленные нарушения выявлены в сфере осуществления органами местного самоуправления и эксплуатирующими организациями дорожной деятельности.

В прошедшем году в рамках двух областных целевых программ на эти цели израсходовано свыше 2 миллиардов рублей, на ремонт муниципальных автодорог области потрачено более 900 миллионов.

Деньги израсходованы, но качество дорог осталось неудовлетворительным. Ненадлежащее их состояние способствует росту дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжкими последствиями.

Необходимо не только упорядочить финансирование дорожной деятельности, но и обеспечить надлежащее функционирование механизма понуждения подрядных организаций к гарантийному обслуживанию дорог.

* * *

Требует усиления контроль за использованием, охраной, воспроизводством лесов.

Только прокурорами региона в целях устранения нарушений в данной сфере внесено 125 представлений, в суды направлено свыше 60 заявлений, выявлено 10 фактов незаконных рубок, инициировано привлечение к дисциплинарной и административной ответственности более 220 должностных лиц.

По инициативе прокуратуры области и при поддержке региональных Правительства и Законодательного Собрания в текущем году был оперативно принят Закон области, которым установлены дополнительные ограничения и запреты для работников государственных учреждений – Лесничеств, наделенных полномочиями по осуществлению лесного надзора.

* * *

Вызывает серьезную обеспокоенность состояние законности при обороте земель сельскохозяйственного назначения, почти 700 тыс. гектаров которых на сегодняшний день в области заброшены.

На фоне этого органы местного самоуправления уклоняются от реализации полномочий по обращению в суд с заявлениями о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.

Такое бездействие приводит к их захламлению и деградации.

В Инзенском, Ульяновском, Мелекесском, Новомалыклинском, Николаевском районах отсутствует контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджеты арендных платежей за использование земельных участков.

Более того, выявлены случаи совершения незаконных сделок с муниципальной землей.

В частности, по фактам злоупотреблений полномочиями должностными лицами администрации Мелекесского района по инициативе прокуратуры области возбуждено и расследуется уголовное дело.

* * *

В апреле текущего года Президентом России утвержден новый Национальный план противодействия коррупции, в котором дальнейшее развитие получили как уже традиционные направления соответствующей деятельности, так и поставлены новые задачи.

Наряду с уголовным преследованием важное место отводится профилактике коррупционных правонарушений.

При этом практика прокурорского надзора показывает, что в органах власти все еще не организовано надлежащее исполнение антикоррупционного законодательства, не обеспечена эффективная реализация механизмов урегулирования конфликта интересов, уведомления о склонении к таким проявлениям.

В этой связи в текущем году дальнейшее развитие должны получить институты контроля за соответствием расходов чиновников полученным доходам, соблюдением ими запретов, в том числе на открытие и владение счетами за рубежом, выявления их аффилированности коммерческим структурам, распоряжения землей и имуществом, организации закупок.

* * *

До настоящего времени имеется ряд нерешенных проблем в сферах противодействия преступлениям, совершаемым несовершеннолетними и в отношении детей, профилактики социального сиротства, семейного неблагополучия и безнадзорности подростков.

В преступную деятельность вовлекаются, в первую очередь, несовершеннолетние, занятость и досуг которых не обеспечены, дети из сложных семей и оставшиеся без попечения родителей.

Многие негативные явления, связанные с положением подростков, порождены несогласованностью в деятельности органов власти всех уровней, отсутствием эффективного механизма контроля.

Серьёзной проблемой продолжает оставаться алкоголизация подрастающего поколения и родителей.

Этому способствует бездействие и ненадлежащая работа субъектов системы профилактики по пресечению деятельности недобросовестных продавцов, слабая координирующая роль комиссий по делам несовершеннолетних.

Неудовлетворительно администрациями муниципальных образований исполняются переданные им государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Вследствие отсутствия должного контроля не была своевременно пресечена преступная деятельность двух групп, члены которых мошенническим путем завладевали пособиями и пенсиями детей-сирот.

Всего же с конца 2013 по май текущего гг. по фактам таких хищений возбуждено 34 уголовных дела.

При осуществлении надзорной деятельности за исполнением законов о защите прав детей-сирот вскрыты имеющиеся проблемы с обеспечением их жилыми помещениями.

Так, за весь минувший год реально предоставлено жилье с заключением договоров найма только 11 гражданам данной категории, в текущем – двум.

В этой связи прокурорами региона направлено в суды более 300 исков о понуждении органов власти к предоставлению детям-сиротам благоустроенных жилых помещений.

* * *

Особого внимания требует проблематика противодействия незаконному обороту наркотиков.

К сожалению, в ушедшем году не удалось побороть негативную динамику роста числа лиц, страдающих наркоманией.

Отчасти этому способствовало недофинансирование областной целевой антинаркотической программы.

Не обеспечили выделение необходимых финансовых ресурсов и муниципальные образования Ульяновского, Чердаклинского, Сенгилеевского районов, а также г.Димитровграда, где проживает значительное число наркозависимых.

Противодействие наркомании и наркопреступности в 2014 году должно быть приоритетными направлением деятельности органов власти всех уровней.

1 июня на территории области стартует ставший уже ежегодным межведомственный областной антинаркотический месячник. Важная роль в нем отведена органам местного самоуправления.

* * *

Актуальным, безусловно, является противодействие экстремизму, проявляемому в том числе в виде распространения радикальных идей посредством сети Интернет.

В целях выявления таких публикаций прокурорами постоянно осуществлялся мониторинг СМИ и информационных сетей. Так, если за прошлый год обнаружено 60 материалов экстремистской направленности, в текущем году уже 338.

Также необходимо обеспечить антитеррористическую защищенность мест массового пребывания людей и объектов повышенной опасности.

За последний год судами удовлетворено более 150 заявлений прокуроров о понуждении собственников обеспечить надлежащий уровень такой защищенности.

* * *

Анализ состояния законности в сфере рассмотрения обращений граждан показывает, что в 2013-2014 гг. по инициативе прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности за игнорирование проблем граждан привлечено более 125 должностных лиц.

Этой работе прокуроры региона будут продолжать уделять самое пристальное внимание.

* * *

В заключении хочу обратить Ваше внимание на Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ, которым существенным образом изменены общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Это сделано для того, чтобы, как сказал Президент России В.В. Путин, «любой гражданин мог дотянуться до местной власти рукой».

Субъектам Российской Федерации даны широчайшие полномочия по правовому регулированию в этой сфере. Есть полгода, чтобы определиться с конфигурацией и полномочиями местной власти в регионе.

фото с kommersant.ru