Вт. Окт 20th, 2020

И Ленин такой юморной?.. На родине Владимира Ильича переосмысливают его образ

Главным образом на ней обсуждали «промежуточные итоги» Международного конкурса медиа-арта «Ленин. Переосмысление образа». За тем, каким спустя 145 лет видится образ вождя художникам, киношникам и прочим медийщикам понаблюдал и наш портал.

Конкурс был объявлен около трех месяцев назад. Интерпретировать Ленина взялись три сотни участников из 51 города. Участвовала не только вся Россия – от Москвы и Питера до Екатеринбурга и от Оренбурга до Улан-Удэ. А также Польша и Германия. До полуфинала дошли полторы сотни работ, которые международное жюри под председательством известного культуролога и киноведа Кирилла Разлогова рассмотрит до 1 мая. А пока их представили в стенах, которые помнят Володю Ульянова еще гимназистом. И было ощущение, что даже стены эти временами краснеют от стыда.

Юмор юмору рознь. Есть «Камеди клаб», есть Михаил Задорнов, есть Петросян со Степаненко и «Кривым зеркалом». А есть классика жанра от Зощенко и Аверченко до Райкина и Горина. Кому, как говорится, арбуз, а кому – свиной хрящик. Бахчевых субъективно сегодня замечено не было. Зато хрящиков – хоть отбавляй. То, что, многие из представленных работ, были созданы с душой, не спасло их от китчевости, а порой и вовсе дурновкусия. И вряд ли это ханжество стареющего брюзги. Судите сами.

Вот диснеевский Микки Маус от свердловчанина Владимира Абиха с характерной «американской» бородкой и в узнаваемой кепке на фоне советского герба. Забавно, не более. И уж точно оскорбительно для тех, кого принято сегодня презрительно называть «совками». Или «Смерть Императора» Алины Байназаровой из Стерлитамака. Тут Ильич представлен в виде Смерти с косой за спиной Николая II. Куртуазно, но не ново. Наша землячка Лидия Балашова представила милого и трогательного Ленина на фоне мемцентра в родном городе бережно прижимающего к груди статуэтки с изображением себя любимого. Но торкает только первые секунд пятнадцать. А вот считающийся главным претендентом на победу Ленин по версии Александры Даниловой из Бурятии. Владимир Ильич здесь хоть и мачо в гламурной шляпе, главный вопрос все же повисает в воздухе: «А на фига?!»

Фото:

Фото:

Фото:

Фото:

Не отстают от живописцев и приверженцы синематографа. В короткометражном мультике «Плохой хороший Ленин» пыжатся раскрыть двойственную природу вождя, с одной стороны разрушающего храмы, а с другой – прикармливающего бородатых мужиков-пролетариев. Впечатляет меньше, чем игровая короткометражка из Питера, высмеивающая бесконечные памятные доски на домах, связанных с именем Ленина: «Этот дом часто снился Ленину», «На этот дом Ленин любил отбрасывать тень после обеда», «Этот дом навевал на Ленина тоску». Питерцы со свойственной им интеллигентностью старались, чтобы все было тонко и умно. Но переусердствовали, и в результате получилось как-то уж слишком концептуально и непонятно…

Фото:

Фото:

Фото:

Фото:

И постоянно один и тот же вопрос: «Зачем?». Наш портал задал его одной из участниц сегодняшней дискуссии, заместителю директора Ульяновского областного Художественного музея Луизе Баюра. И услышал в ответ:

– Владимир Ильич – это мирового уровня философ и деятель исторический, тут нечего спорить. А то, что мы сейчас посмотрели, – это, честно говоря, вы меня уж простите, детский лепет. Серьезного осмысления здесь пока что не происходит. Раньше воспринимали образ Ленина гораздо сложней, неоднозначнее и противоречивее. Сегодня это переосмысление на уровне детского мультика…

Кстати, многое объяснилось, когда прозвучало имя Паши Андреева. Он – один из главных «застрельщиков» этого сомнительного при всем неоднозначном отношении к Ильичу «ребрендинга». Паша руководит креативным бизнес-пространством квартал при фонде «Ульяновск – культурная столица» и является личным протеже регионального культурного министра Ившиной. Вот и «креативит» почем зря на бюджетные деньги, хотя последний факт всячески отрицает. В результате, за что не возьмется, получается такое вот, извините за выражение, «переосмысление».

Иван Собакин