Ср. Окт 28th, 2020

Как расцвести и превратиться в ёжика? В Ульяновской области представили стратегию культурной политики

Что из себя представляет данная стратегия Ulnovosti.ru писали в прошлый раз. Тогда мы осторожно предположили, что она региону нужна, чтобы воплотить в жизнь, наверное, одну из главных идей Морозова: создание мирового креативного региона. И не ошиблись.

Представляла стратегию директор Нового института культурологи Нина Кочеляева. После презентации губернатор спросил:

– Я знаю, что я хочу. Я хочу построить мировой креативный регион. Такого больше нет нигде в России. Как это соотнести со стратегией?

– Хороший вопрос, – отвечала Кочеляева. И, немного подумав, добавила: «Эта стратегия направлена на то, чтобы креативность в регионе распустилась, как цветок. И расцвела».

Дальше губернатор, как он сам неоднократно выражался, умничал, для чего ему нужен «мировой креативный регион»:

– Не все меня поддерживают внутри региона, а за его пределами тем более. Меня там считают чудаком. Культура действительно является ресурсом развития региона. Мы потратили много времени и бюджетных средств, когда посетили Германию, Францию, Великобританию, когда изучали, что такое креативная культура в широком смысле слова. Как можно сделать так, чтобы она приносила дополнительный доход бюджету. Кто-то говорит, что это всё блажь. Я не сторонник этого, я более возвышенная личность.

Теперь стало ясно, что нам, простым смертным, недоступно понять, почему были потрачены десятки миллионов бюджетных рублей. Куда нам до «возвышенной личности». Далее Сергей Иванович волевым перстом указал, в какую сторону нам всем необходимо креативить:

– Для Ульяновска основные маяки связаны с Советским Союзом. А впереди у нас 2017-й год, 2022-й год. Всё это «красный туризм». Я не увидел в стратегии, что это является определяющим.

В ответ Кочеляева обещала стратегию немного «подкрасить в красный цвет».

А далее началось самое весёлое – высказывание залом своих мыслей по поводу стратегии. Как оказалось, не все дружно закивали «одобрямс». Директор областного ресурсного центра развития туризма и сервиса Сергей Лаковский, как ни странно, решил пойти против «генеральной линии» своего работодателя.

– Представленный документ – компиляция из разных документов. Из каких-то «высоких» документов, или которые у нас есть. Может ещё какие-то. Вы это собрали и назвали стратегией. А что конкретно делать?

Ответом был анекдот от Сергея Ивановича:

– Две мышки прибежали к филину. Говорят: «Мы устали бояться, что зубы ломит. Расскажи, как нам быть». «Сделайтесь ёжиками», – ответил им филин. Мышки убежали, но потом остановились и вспомнили, что так и не спросили, как сделаться ёжиками. Прибежали обратно. Филин ответил: «В такие мелочи я не вдаюсь. Я вам стратегически сказал, как надо думать. А что делать, думайте сами».

Таким же образом «мудрый и возвышенный филин» создавал культурные, авиационные и прочие столицы. Главное – направить, как делать пусть думают другие. Есть ли для этого необходимые предпосылки и ресурсы, похоже, тревожит мало.

Кстати о ресурсах. Точнее о деньгах. Если коротко, то их у культуры в лучшем случае будет мало. А в худшем – совсем мало. Вчера это признали открыто. Как уже прошлый раз говорили, по оценкам экспертов, на реализацию стратегии необходимо 3 % валового регионального продукта. Но в стратегии при наиболее вероятном развитии событий на неё до теперь уже 2030 года определено только 0,9 процента. А при самом оптимистичном – не более 1,2 процента, но только к 2030 году. Но пока прогнозы по наполняемости бюджета неутешительные, что признал и губернатор.

– Зато счастье будет, – заявил вдруг глава региона, когда речь зашла о недостаточном финансировании.

– Просто надо что-то делать, несмотря на пессимизм, – заключила Кочеляева.

«Цель – ничто. Движение – всё», – это уже где-то было. И, похоже, это станет основным лейтмотивом развития культуры в 2015 году.

Виктор Мартынов