Чт. Окт 29th, 2020

КапРЕМОНТ, или Капитальный РАЗВОД

С 1 декабря 2014 г. для подавляющего большинства жителей-собственников жилья, проживающих в многоквартирных домах на территории Ульяновской области, введена плата за капитальный ремонт. За указанные законы дружно голосовали только представители Единой России в Государственной Думе и Законодательном Собрании области.

Необходимость проведения капремонта в наших домах никто не оспаривает. Но сам предложенный единороссами механизм накопления денежных средств жителей изначально неработоспособен. Областная программа капремонта предлагает, с одной стороны, регулярный многолетний сбор средств с граждан-собственников а, с другой – ожидание проведения капремонта в течение 20-30 лет. Такая схема при адекватной защите сбережений от инфляции могла бы работать, когда все дома в программе новые или только что прошли комплексный капитальный ремонт. Но большинство многоквартирных домов в нашей области уже на настоящий момент остро нуждаются в проведении капремонта и не могут просто взять и подождать еще 20-30 лет!

Правительство Российской Федерации, Правительство Ульяновской области и органы местного самоуправления региона практически не участвуют в софинансировании затрат жильцов-собственников на проведение предстоящего капремонта жилого фонда. В частности на эти цели в областном бюджете на 2015 год предусмотрено лишь 10 млн. руб., а в бюджете самого крупного муниципального образования области – города Ульяновска – вообще ни копейки. По-мнению экспертов, чтобы региональная программа капремонта работала, необходимо выделение на ее реализацию в Ульяновской области из всех бюджетов не менее 300 млн. руб. в год. Эта обязанность косвенно закреплена и в законодательстве, поскольку за прежним собственником (до приватизации жилья гражданами это были органы государственной власти и органы местного самоуправления) не выполнившим в установленные сроки свои обязанности по проведению капремонта, эта обязанность сохраняется вплоть до ее исполнения. Бюджетное софинансирование для домов, где капремонт не был выполнен в нормативные сроки фактически является исполнением этой обязанности.

Собственники более трехсот домов города Ульяновска уже выиграли суды и обязали городские власти провести необходимый капремонт в их домах на сумму более 1 миллиарда рублей. Городская администрация со своей стороны открыто игнорирует судебные решения, выделив на исполнение судебных решений по капремонту на 2015 год только 40 млн. рублей.

Более того, администрации муниципальных образований Ульяновской области в 2015 году не только не предусмотрели бюджетных средств на софинансирование региональной программы, но и не выполняют своих прямых обязанностей, в качестве собственников муниципального жилого фонда. Так в бюджете города Ульяновска из необходимых 187 млн. руб. на оплату взноса за капитальный ремонт муниципальных помещений в многоквартирных домах предусмотрено только 1.4 млн. руб. (т.е. менее 7%).

Вы спросите – «Где взять такие деньги в условиях кризиса?» – ответ есть. Неэффективные затраты бюджетов всех уровней на содержание управленческого аппарата, праздники, средства массовой информации и другие далеко не первоочередные нужды в Ульяновской области составляют не менее 800 млн. руб. в год.

Получается, что руководители всех уровней призывают граждан честно исполнять свой долг – вовремя и в полном объеме уплачивать взносы на капитальный ремонт, а сами открыто игнорируют требования законодательства и решения судов, не желают экономить на собственном содержании и пиаре.

Сами взносы граждан на проведение капремонта, которые планируется собирать не один десяток лет, практически никак не защищены от инфляции. К моменту достижения сроков проведения капремонта в соответствии с региональной программой, средства граждан значительно обесценятся. Выполнить на эти деньги запланированный объем работ будет просто невозможно.

Что нас ждет в итоге? При отсутствии необходимого бюджетного софинансирования, при невыполнении органами местного самоуправления своих прямых обязанностей и отсутствии реальных механизмов защиты от обесценивания накоплений граждан вследствие инфляции, региональная программа капремонта фактически превращается в «финансовую пирамиду».

И это понятно любому здравомыслящему человеку, но не чиновнику. Люди не хотят платить за воздух, за программу капремонта, которая без кардинальных изменений рухнет через 3-5 лет как «МММ». Сложившаяся ситуация уже ведет к резкому росту социальной напряженности в регионе и к бойкоту гражданами платы за капитальный ремонт. Так за декабрь 2014 года только 20 % жителей Ульяновской области произвели оплату за капремонт своих домов. В регионах, где платеж за капремонт был введен ранее, его сбор не превышает 50%.

В этих условиях никакие угрозы и призывы к сознательности не работают. Отключить коммунальные услуги за неуплату взносов на капремонт нельзя. Начислять пени в условиях правовой неопределенности по этой строке невозможно. Попытки обращения в суд, ввиду массовости и пробелов в законодательстве, приведут к парализации судебной системы.

Выход из патовой ситуации есть. Необходимо срочно приостановить действие программы капремонта до внесения необходимых изменений и устранения причин неэффективности ее реализации. Далее принять срочные меры для прямого законодательного закрепления обязанности и конкретной доли софинансирования региональных программ капремонта со стороны федерального, регионального и местных бюджетов. Одновременно необходимо разработать действенные механизмы защиты платежей граждан-собственников за капремонт от инфляции.