Пт. Мар 29th, 2024

На вертолетах за кабанами. В Ульяновской области открыли инвестпроект, которого ждали

Вертолетный комплекс «Хелипорт-Ульяновск» в нашем регионе строили два года. По крайней мере, соглашение о строительстве в Ульяновске вертолетного центра было подписано губернатором региона Сергеем Морозовым и гендиректором (а также основным владельцем) группы компаний «НДВ» (Москва) Александром Хрусталевым в рамках Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2014. Тогда же заявлялось, что стоимость инвестпроекта оценивается в 700 млн. рублей, благодаря чему «Хелипорт-Ульяновск» получил статус приоритетного инвестиционного вместе со всеми положенными налоговыми льготами сроком на 10 лет. Ко всему прочему, в официальных пресс-релизах фигурировала информация, что вертолетный комплекс разместится на площади в 7 га.

То, каким оказался в реальности мега-инвестпроект, наверное, заставит улыбнуться многих. Это не более 5 соток заасфальтированной земли, гараж для вертолетов а-ля автомойка на пять машиномест и небольшой двухэтажный домик, в котором размещается центр управления полетами. Не более. Никаких 100, а уж тем более 700 миллионов в проект явно не вложено.

Фото:

Не стоит исключать и того, что абсолютная часть тех выделенных порядка 7 га располагается где-то рядом и в конечном итоге будет предназначена под строительство иных объектов, которые в действительности и принесут компании «НДВ» прибыль. Последняя в Москве является одним из крупнейших девелоперов и занимается строительством с последующей продажей коттеджей, бизнес-центров, центров техобслуживания и огромных жилых комплексов.

Открытие было скучным и кулуарным. ВРИО Морозов, ответственные за инвестиции в регионе чиновники, глава Ульяновска Гаев, руководитель аэропорта им. Карамзина Сергей Наконечный, ректор УВАУ ГА Сергей Краснов, первый замминистра регионального минлесхоза Александр Братяков и ответственные за протокол чиновники. Сам бизнесмен Хрусталев ярко выделялся среди ульяновских политиков своим клетчатым костюмом. Для придания важности открываемого инвестпроекта и фотосессии с вертолетами были приглашены три манекенщицы.

Ulnovosti.ru уже писали о стоимости вертолетной «забавы» http://ulnovosti.ru/content/2/25647/, которая, по ульяновским меркам, является настолько дорогой, что применить ее в социальных программах практически нереально, тем более для нашего бедствующего региона. Тем не менее, сегодня на торжественном открытие каждые из важных гостей и ульяновских чиновников как мог искал и называл причины необходимости присутствия «Хелипорта» в Ульяновске. Как говорится, пытались сделать приятно как миллиардеру Хрусталеву, так и действующему ВРИО.

Рыночная стоимость одного часа полета заявлена 30 тыс. рублей, что выше среднемесячной зарплаты простого ульяновца примерно в два раза. И если некоторым областным чиновникам, имеющим большие левые источники доходов, такое роскошество по зубам, то на социальные задачи по внедрению вертолетов, например в медицину катастроф, изначально было ясно — тратить бюджет никто не собирался. Да и самолеты Robinson к этому совершенно не приспособлены. Более того, медицинская авиация предполагает, что вертолет должен быть не только оснащен суперсовременным медицинским оборудованием, но и базироваться только на территории медучреждения, и нему будут круглосуточно прикреплены как минимум две бригады врачей. Обученных в том числе справляться со сложными ситуациями во время полетов. Несмотря на отсутствие всех необходимых вышеперечисленных требований, участники сегодняшнего торжественного открытия в который раз вслух заявляли о санавиации, выдавая мечты за реальность.

Первый заместитель министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александр Братяков, будучи подчиненным любителя дорогих авто и вертолетов Чепухина, который, помнится, заявлял о том, что пора пересаживать ульяновских чиновников и бизнес с «Майбахов» и «Бэнтли» на вертолеты, линию своего шефа поддержал. Сначала вспомнил про пожары 2010 года в николаевском и новоспасском лесничествах, потом понял, что тогда санавиацию вызывали для тушения пожаров и признался, что вертолеты нужны, прежде всего, для мониторинга ситуации, и что якобы существующих сил наземного патрулирования министерству не хватает.

— Ну, и то, что злободневно – вопрос по регуляции дикого кабана, который является переносчиком африканской чумы. Чтобы определить миграцию дикого кабана, вертолет в этом плане необходим, — заявил Братяков. По мнению первого замминистра, более дешевые беспилотники не всегда дают полную картину. — Это как автосимулятор, — на ходу придумывал оправдание и преимущества вертолета перед беспилотником Братяков.

Сам бизнесмен Хрусталев с гордостью заявил, что благодаря «Хелипорту» создано якобы 15 рабочих мест. Негусто. Заказов от бизнеса – ноль, но в компании очень надеются на государственные контракты. Первоначально, напомним, речь шла о том, чтобы область выкупала как минимум 30 летных часов в месяц, а это без малого 12 миллионов рублей в год. Чтобы отслеживать кабанов? Или для дальних поездок губернатора, чтобы можно было соседние регионы посещать? Итак, чтобы, к примеру, слетать в один конец нашей области (до Старокулаткинского района) и обратно, временные затраты полета составят минимум 2 часа. В денежном выражении – примерно 60 000 рублей (30 тыс. руб./час). Для сравнения, чтобы съездить на автомобиле туда и обратно, даже на самом «неэкономном» в плане расхода топлива, затраты составят около 1500 рублей за всю поездку. Плюс, надо учитывать то, что владелец техники, предоставив в аренду вертолет с пилотом, не будет бесплатно ожидать губернатора несколько часов, пока последний насовещается вдоволь.

Не уверены, поймут ли такие траты те же жители Инзы, у которых сгнил водопровод и на который денег нет, или жители Новоспасского, в школе которого того и гляди потолок в спортзале упадет детям на голову, или те же ветераны и многодетные семьи, но как видим, ни о какой экономии бюджета в случае эксплуатации вертолетов «Хелипорта» региональными властями речи не идет. А маркетинговых исследований в отношении бизнеса, готового платить за покатушки на вертолетах до ближайшего регионального центра, компания явно не проводила.

Так, добраться из Ульяновска в Тольятти на вертолете можно будет за 50 тыс. рублей, столько же до Димитровграда. В самарский Курумоч – 60 тысяч, Казань – 70 тысяч, Саратов – 135 тыс. рублей. Абсолютное большинство ульяновцев, усмехнувшись, скажет «халява». Сегодня катающимися на вертолетах над Ульяновской области замечены лишь димитровградский бизнесмен Сергей Зимин и его близкий друг Александр Чепухин. Покупку вертолета, примерной стоимостью в 22 млн. рублей, предприниматель Зимин всем завистникам объяснил тем, что купил его не просто так, а для поисков пропавших детей. Бизнесмену все поверили. Пару лет назад пролетающим над Ульяновской областью был замечен и губернатор Морозов. Правда, последнего на своем голубом вертолете катал Андрей Силкин, который после того, как организовал от «Росатома» в Димитровграде строительство атомного реактора, отбыл в Москву на повышение.

«Хелипорт» — не единственный инвестиционный проект в регионе, вызывающий больше вопросов, чем восхищения. В 2017 году ульяновцев порадуют открытием еще одного стратегически важного инвестиционного предприятия. Компания «Марс» готова построить Центр изучения питания домашних животных компании «Марс», стоимостью 782 млн. рублей! На этот раз изучать будут вкусовые привлекательности продуктов питания для кошек и собак. Спорить не будем: наверняка, у российских собак и кошек предпочтение в продуктах кардинально отличается от европейских или американских, потому налоговые льготы компании «Марс» еще на 10 лет необходимы как воздух. Осчастливить ульяновских бездомных животных компания Mars не намерена. Как сообщает официальная прогубернаторская пресса, сейчас у Mars уже есть более 200 кошек и 100 собак, которые пока живут в Подмосковье. Компания планирует перевезти кошек уже в следующем году в новый центр в Ульяновске. Помещение для собак будет готово в 2018 году. Остается только догадываться, сколько уборщиков понадобиться, чтобы содержать научный центр стоимостью в 800 миллионов в чистоте и порядке. А это новые рабочие места.

Ирина Казакова