Чт. Мар 28th, 2024

Особенности лоббизма губернатора Морозова: общественный транспорт друга Рожкова вне конкуренции

Скандал с общественным транспортом в Ульяновске разгорелся в декабре, хотя соцсети «разрывались» криками и жалобами жителей Ульяновской области на несоблюдение графика движения транспорта и убитые маршрутки в ежедневном режиме. В декабре Морозов как-то вдруг озаботился данной проблемой, устроил перфоманс для своих подчиненных, пересадив бедолаг на общественный транспорт. Ульяновцы целую неделю наблюдали над устроенным чиновничьим селфи-марафоном. После которого Морозов организовал показательный разбор полетов владельцам частных маршруток и отказал в росте цене на общественный транспорт. Тут же с барского плеча заявил о существующем выходе из положения — замене общественного транспорта благодаря федеральной программе Минпромторга России по развитию транспорта при региональном субсидировании.

«Те маршрутные автобусы, что перевозят сегодня наших жителей, не соответствуют требованиям безопасности и комфорта, — заявил, словно свалившись с луны на ульяновскую землю, Морозов. — В ближайшее время будет проработан вопрос по каждому маршруту в каждом муниципальном образовании, исходя из чего мы решим, сколько единиц транспорта и какого типа нужно приобрести».

Вслед губернатору вторил министр транспорта и промышленности Дмитрий Вавилин:

«В ближайшее время мы начнем закупать новые автобусы. В областном бюджете на эти цели предусмотрено 40 млн рублей. В первом квартале 2019 года закупим первую партию из 10 машин для Димитровграда. Автобусы приобретаются в рамках программы Минпромторга России по развитию транспорта на газомоторном топливе. Общий объем субсидирования превысит 20 млн рублей. В течение года запустим новые автобусы и на ульяновские городские маршруты. За ближайшие три года в Ульяновск хотим приобрести 350 автобусов средней вместимости (минимум на 40 посадочных мест). Наши требования к транспорту — российское производство, современное оборудование и работа на газомоторном топливе. На них в бюджете заложено 30 млн рублей».

Уже практически через неделю первые лица области в Димитровграде демонстрировали в качестве доказательств первый новенький автобус на газомоторном топливе. На очередной перфоманс притащили депутата Госдумы от ЛДПР Маринина, преподнеся закупку транспортного средства ему в заслугу. Впрочем, политический ход замещения «бездельников»-коммунистов на ЛДПР, которая не предаст, димитровградцы раскусили сразу, так что ставка региональных властей на то, что простой народ поведется на «реальные дела» депутата Маринина, оказалась провальной.

Фото:

В то время, как региональные чиновники в будущем времени заявляли о предстоящих закупках общественного транспорта, а наивные предприниматели Ульяновска и Димитровграда строили планы на обновление своих старых и ржавых ГАЗелек благодаря бюджетной поддержке, 10 новеньких автобусов, купленных еще в декабре по прошлогодней цене, без учета роста НДС, уже стояли на площадке бывшего димитровградского муниципального ПАТП. И лдпровцы Маринин с Грачевым уж точно были не при чем.

Приобретены данные автобусы были за счет ООО «Авто Профи». Директором данной фирмы является давний друг Михаила Рожкова Александр Теплов, в учредителях – Татьяна Манюкова.

Фото:

Фото:

Гражданка Манюкова, пожалуй, самая обеспеченная из всех димитровградских пенсионерок, потому как приходится тещей Михаилу Рожкову, главным секретом которого, открывающего любые двери, является то, что он искренне дружит с губернатором Сергеем Морозовым еще со времен мэрства последнего в Димитровграде. В принципе, г-на Рожкова представлять ульяновцам не надо. Это один из самых состоятельных депутатов прошлого созыва областного парламента. В 2018 году он задекларировал 6,2 млн рублей дохода, его супруга — 31 млн рублей. У четы Рожковых самый внушительный автопарк — шесть легковых автомобилей, 82 автобуса марки БОГДАН, TOYOTA Camri и Мерседес-Бенц ML350 4 MATIC, мотовездеход ATV300, снегоболотоход ATV-500GAG, три грузовых автомобиля, 89 автобусов…. В Ульяновск из Димитровграда Рожков перебрался сразу после вступления Морозова в губернаторскую должность. С 2005 по 2007 год Рожков занимал должность генерального директора ОГУП «Автопассервис», с 2007 по настоящее время – генеральный директор разваливающегося госпредприятия ОАО «ПАТП-1» в Ульяновске. Весь личный бизнес Рожкова, естественно, переписан на жену, тестя и тещу Манюкову.

Последняя, собственно говоря, и стала той самой счастливой обладательницей 10 новых автобусов в Димитровграде, щедро просубсидированных за счет средств федерального и областного бюджетов. Это подтвердил вчера в интервью Ulnovosti.ru и профильный министр Дмитрий Вавилин, сославшись на результаты уже проведенного конкурса.

— Конкурс уже проведен. Выиграло ООО «Авто Профи», мы им теперь это все просубсидируем, — заявил Вавилин.

— А конкурс был уже? Кто еще заявлялся?

— Да, все процедуры прошли, можете посмотреть на сайте нашего министерства, — уверенно ответил чиновник.

А БЫЛ ЛИ КОНКУРС?

Никаких объявлений о проведении конкурса по выбору организаций, желающих обновить общественный транспорт на сайте регионального Минтранса, мы не нашли. Как и владельцы маршруток, кинувшиеся на сайт регионального Минтранса сразу после того громкого заявления губернатора Морозова о грядущих масштабных переменах. Из последних конкурсных процедур за 2019 год – три отбора на право организовывать перевозки общественным транспортом по определенным маршрутам. Их кстати, судя по итогам конкурсов, выиграло тоже ООО «Авто Профи».

По имеющимся данным, семейный бизнес г-на Рожкова уже обновлялся в 2014-2015 годах благодаря данной программе. Тогда были просубсидировали порядка 20 автобусов ПАЗ, закупленных для Димитровграда. С учетом федеральных и региональных субсидий обошлись они ему в тысяч 350-380 каждый вместо 1 млн 800 тыс. рублей. Правда, как рассказывают очевидцы, эти автобусы впоследствии в городе атомщиков никто не видел. Якобы они были Рожковым поставлены на самые «жирные» по платежеспособности маршруты в Ульяновске. Как видим, спустя три года бизнесу губернаторского друга в очередной раз прилетела бюджетная помощь. Причем без конкурсных процедур. 10 автобусов – это именно та цифра транспортных средств, которые приобретены для Димитровграда. Все другие перевозчики города атомщиков могут «курить в сторонке», а то и вовсе закрывать свой бизнес. Впрочем, как и абсолютное число владельцев коммерческих маршрутов в Ульяновске.

КОНКУРЕНЦИЯ БЕЗ КОНКУРЕНЦИИ

Минтрансовская федеральная программа «Расширение использования природного газа в качестве газомоторного топлива» реализуется на территории российских регионов не первый год. Главной ее целью является популяризация транспортных средств, работающих на метане. Основной интерессант в ее реализации — «Газпром», продвигающий увеличение своих метановых заправок в регионах страны, так что даже федеральное субсидирование закупок соответствующего автотранспорта складывается с учетом софинансирования газовой корпорации http://www.gazpronin.ru/DraftNGVprogramRus.pdf . Причем с учетом того, что стоимость автобуса, вместимостью до 40 пассажиромест, оснащенного газомоторным оборудованием, близка к 4 млн. 500 тыс. рублям, софинансирование со стороны «Газпрома» в 1 млн. рублей, плюс 1 млн. рублей федерального бюджета и 1 млн. рублей регионального – для любого предпринимателя весьма ощутимо. По предварительным подсчетам, после такой бюджетной поддержки автобус предпринимателю обходится в 1 млн. – 1 300 тысяч рублей, то есть по цене в 3 раза ниже первоначальной. А с учетом того, что ООО «Авто Профи» закупило их в декабре со скидкой в 1 млн 50 тыс. руб за 10 штук, то семье Рожковых все эти автобусы достались, считай, даром. Вместо 44 млн. рублей примерно всего за 11 миллионов рублей.

Со слов предпринимателей, с которыми нам удалось пообщаться, все как один заявляют, что хотели бы обновить общественный транспорт, но эта программа не для них.

«Мы работаем все в одинаковых условиях, но отношения ко всем разное, — говорит Владимир. — Мы обращались в министерство из года в год с просьбой проинформировать нас, когда она будет реализована. И каждый раз видели только отмашки: денег нет. В прошлом году в Димитровград приезжал Вавилин, общался с перевозчиками. Мы ему опять вопрос задавали, будет ли оказываться нам помощь в приобретении машин. Мы несем социальную нагрузку, возим льготную категорию граждан. Все только в рамках федеральных программ, у области денег нет, ответил он нам. А на деле выходит, что это для нас у области денег нет. А для друга Рожкова есть. Теперь становится понятно, почему в Димитровграде городская администрация согласовала фирмам Рожкова повышение стоимости за проезд в 23 рубля, в то время, как в Ульяновске тариф остался прежним. Это лоббизм и нарушения антимонопольного законодательства. За спиной – горячее дыхание Рожкова, который возглавляет ПАТП и который возделывает «почву» не столько для ПАТП, сколько для близкого себе бизнеса. Меньше месяца назад губернатор анонсировал, что весной будет открыт радиологический центр. Никакого конкурса на данный маршрут ни администрацией города, ни региональным Минтрасом проведено не было. Губернатор, нарушив в очередной раз антимонопольное законодательство, просто «посадил» фирму своего друга Рожкова на данный маршрут, включая трансфер из Самары. Предъявил министру здравоохранения Скворцовой «шатл», купленный ООО «Авто Профи». Где справедливость?»

Для поиска справедливости мы заглянули в ту самую программу, но справедливости там не нашли. Зато увидели условия, которые ограничивают конкуренцию для перевозчиков, и которые будут интересны для УФАС.

Итак, обновление общественного транспорта в регионе все эти годы проходило по программе Ульяновской области «РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2014-2020 ГОДЫ http://docs.cntd.ru/document/463705308# . В нем говорится о том, что утверждена программа — «Обеспечение населения Ульяновской области качественными услугами пассажирского транспорта в 2015-2020 годах», в рамках которой будет закуплено для области 194 автобуса. Теперь, правда, говорят о 350-ти, но пока это заявление никак финансово не подкреплено и может оказаться очередными губернаторскими обещалками.

Фото:

Условия для получения данной субсидии определены постановлением Правительства Ульяновской области от 04.03.2015 №89-П «Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета Ульяновской области субсидий организациям автомобильного транспорта на компенсацию части затрат, связанных с приобретением автобусов для обновления подвижного состава» http://www.build.ulgov.ru/about/278/2557/4205/3041.html .

Условиями предоставления субсидий являются:

Фото:

После первого пункта условий «Обслуживание организацией не менее пяти автобусных маршрутов регулярных перевозок на территории Ульяновской области» можно дальше не читать, потому как пять маршрутов есть лишь у компании Рожкова ООО «Авто-Профи» в Димитровграде, ОАО «ПАТП» в Ульяновске, ИП Горюнов. Будь у тебя даже 20 или 30 транспортных средств, но обслуживающих два-четыре маршрута, стаж работы организации на рынке пассажирских перевозок в 20 лет – в программу ты не попадешь и обновление транспорта – не для тебя. Более того, ради бизнеса Рожкова и быстрой окупаемости новеньких автобусов губернатор Морозов в очередной раз пожертвовал димитровградцами, разрешив горадминистрации в лице Гадальшина повысить стоимость проезда в общественном транспорте в то время, как в Ульяновске этот вид тарифа оказался заморожен.

Между тем через год у абсолютного большинства ульяновских перевозчиков заканчивается срок лицензии на право осуществления пассажирских перевозок. А это может означать лишь одно: сотни перевозчиков не смогут ее получить ввиду износа транспортных средств. Для сотен из них Программа обновления транспортных средств была единственной надеждой с помощью федеральных и региональных субсидий поправить положение. Но бюджетная кормушка и все средства федеральной Программы Минпромторга России по развитию транспорта, как видим, в очередной раз досталась бизнесу, близкому губернаторскому другу Михаилу Рожкову.

В связи с чем остается только надеяться на вмешательство ФАС по Ульяновской области, которое вслед за отсутствием конкуренции на рынке аусорсинга по соцпитанию, закупок лекарств и камер укажет Морозову на нарушение закона о защите конкуренции при обновлении общественного транспорта.