Чт. Апр 18th, 2024

Первое выступление депутата Куринного в Госдуме РФ

— В рамках исполнения бюджетов трех фондов РФ нам необходимо обсудить эффективность использования более чем 9 триллионов рублей. Это почти 64% от общих расходов федерального бюджета в 2015 году.

Самые существенные суммы прошли через Пенсионный фонд РФ – 7.7 триллиона рублей.

Надо отметить, что в отличие от 2016 года страховая пенсия была проиндексирована в соответствии с официальным уровнем инфляции на 11,4% (не реальным, повторюсь, а официальным) и средний размер страховой пенсии по старости составил на конец года 12830 рублей. Реальная покупательская способность самих пенсий при этом за 2015 год упала даже по самым скромным подсчетам на 50%. То есть наши пенсионеры в 2015 году, благодаря «стараниям» правительства, потеряли минимум 40% от своих реальных доходов. Еще хуже обстояло дело с различными денежными выплатами (ЕДВ инвалидам, ветеранам, материнским капиталом) – они проиндексированы лишь на 5,5% (хотя в законе предусмотрено, что должно быть на уровень инфляции), а это значит, что дело знаменитого 122 закона дело замены натуральных льгот на деньги перешло во вторую фазу – постепенной замены денег на воздух.

Финансовая обеспеченность Пенсионного фонда своими средствами на финансирование страховой пенсии упала с 73% в 2014 году до 66% в 2015. Для финансового обеспечения выплат страховых пенсий в бюджет ПФР поступило из федерального бюджета 1,846 трл. руб. и из них 814 млрд. на обязательное пенсионное страхование. На компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных страховых взносов для некоторых категорий страхователей (4,6% от всех) направлено 342 млрд. руб. Но, несмотря на такую помощь, задолженность по этой группе страхователей выросла за 2015 год на 36% до 4,7 млрд. руб., это правда меньше, чем за 2014, но, все же свидетельствует об отсутствии стимула и необходимости проведения оценки экономической целесообразности применения указанной меры поддержки. Эти выводы подтверждает Счетная палата РФ.

Объем общей задолженности по взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год вырос на 37% и составил 259 млрд. руб. В этой связи стоит отметить, что с января 2010 года был отменен Единый социальный налог. Он был трансформирован в страховые взносы, ответственность за неуплату которых значительно мягче. Действовавшая до 2010 года редакция Уголовного кодекса предусматривала ответственность физических и юридических лиц не только за уклонение от уплаты налогов, но и страховых взносов. Сейчас применяется только взыскание штрафов и пеней, которые для крупного бизнеса менее болезненны. Поэтому необходимо принять меры по повышению ответственности работодателей за уплату страховых взносов.

Еще печальнее ситуация с накопительной частью пенсий. Надо признать, что эксперимент правительства на людях (наше правительство в отличие от ученых экспериментирует на людях) с треском провалился. Граждане, выбравшие накопительную часть пенсии, потеряли порядка 200 млрд. руб. Потери связаны с тем, что некоторые негосударственные фонды и управляющие компании неэффективно распорядились деньгами будущих пенсионеров. По действующему закону вкладчикам гарантирована компенсация от государства лишь номинальной суммы. А как же тогда обещанный рост, проценты, счастливая обеспеченная старость – они остались только в грезах инициаторов реформы. Необходимо пересматривать механизмы защиты вкладов граждан, обеспечив государственную гарантию защиты от инфляции, хотя бы официальной. Для этого можно использовать механизм специальных государственных ценных бумаг, либо возможности государственных банков. Сегодня они дерут 3 шкуры с заемщиков. Поэтому вполне могут взамен постоянного поступления значительных финансовых средств обеспечить под государственные гарантии процент по вкладам на уровне официальной инфляции.

Множество нарушений и в деятельности самого ПФ:

— направили 9 млрд. руб. средств накопительных пенсий на депозит, вместо передачи в резерв, нарушения при проведении госзакупок, но материалы в ФАС для возбуждения административных дел не передали,

— зато потратили на пиар 608,0 млн. рублей, больше 40 млн. руб. на научные исследования типа «Повышение эффективности администрирования международных договоров и соглашений, основанных на пропорциональном принципе, в условиях ожидаемого увеличения их количества», завершили строительство 13 зданий Фонда общей площадью 57,6 тыс. кв. метров и сметной стоимостью 4 225,8 млн. рублей, чтобы решать одну из важнейших приоритетных задач Фонда – исключительно «повышение качества обслуживания». Пенсионеры плюются, видя эти «просторные офисы», при нищих пенсиях.

Фонд Социального страхования – через него за 2015 год израсходовано 612 млрд. руб. По разделу временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 479 млрд. руб. (дефицит 91 млрд. руб.) и по разделу страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний 84 млрд. руб. с профицитом 19.52 млрд. руб. При этом этот профицит не отражает реального состояния дел. По данным экспертов углубленный анализ состояния профессиональной заболеваемости на предприятиях свидетельствует, что ее фактический уровень значительно выше официально регистрируемой, причем по некоторым данным в 10-20 раз. Так для примера во Франции ежегодно регистрируется 22 тыс. профессиональных заболеваний, в Германии 19 тыс., а в России в 2015 году менее 7 тыс. И как вы понимаете, это не следствие хорошей профилактики или соответствующих условий труда. Объективная оценка сегодня не нужна ни государству — сэкономили почти 20 млрд. руб., ни работодателю – новые проверки, перевод на другую работу или создание условий и т.д. Зачем все это — господин Швецов на ульяновском УАЗе просто взял и выгнал в этом году на улицу более 100 человек, которые на многие годы работы во вредных условиях на предприятии получили профзаболевания.

Как и по ПФ в связи с применением пониженных страховых взносов сумма выпадающих доходов за 2015 год у ФСС составила 13 млрд. руб. Данные об объективном влиянии указанной поддержки на состояние соответствующих субъектов отсутствуют. Так же, как и в ПФ за 2015 год отмечается рост общей задолженности по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 37% до 6,1 млрд. руб. Почти треть страхователей не представили в ФСС расчеты по страховым взносам, 1.2 млн. страхователей не сдают отчетность больше года. Каких либо активных действий со стороны фонда не отмечается.

В 2015 году ФСС выполнял еще и агентские функции по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и путевками для санаторно-курортного лечения. Деньги перечислили, а ФСС их просто потратил. Но так получилось, что на конец 2015 года на счетах фонда и его региональных отделений по субъективным причинам не освоенными осталось почти 600 млн. руб. Ситуация с обеспечением средствами реабилитации надеюсь вам известна. Еще хуже обстоят дела с обеспечением путевками. Несмотря на то, что в 2015 году было закуплено 146 тыс. путевок – это лишь 27% от числа заявок. Еще хуже, чем в 2014 – тогда было 33,5%. Только в одной Ульяновской области сотни выигранных исков с требованием обязать чиновников обеспечить путевками. Выигравшие суд перемещаются в начало очереди. Но это не решает проблему. Вновь адресую вас к 122 закону. В 2004 году тоже было право, но не было денег. Что поменялось?

Если говорить о деятельности чиновников ФСС: вновь многочисленные и вопиющие нарушения при госзакупках – данных о привлеченных к ответственности нет, на 200 млн. руб. заключен контракт с ООО «Гео-ГИД» на оказание услуг по технико-экономическому аудиту зданий. По данным Счетной палаты указанный государственный контракт фактически заключен на оказание услуг, осуществляемых в рамках функций и полномочий центрального аппарата Фонда и его региональных отделений.

Фонд обязательного медицинского страхования в 2015 году – пропустил через себя 1,64 трл. руб. народных денег. Здесь и обеспечение финансирования базовой программы ОМС – 1.4 трл. руб и высокотехнологичной медицинской помощи – 82 млрд. руб., и средства на строительство перинатальных центров 5 млрд. руб. и на компенсацию удорожания лекарств и другие важные вещи. При этом одним из основных источников доходов Фонда были страховые взносы на неработающее население, которые выплачиваются из региональных бюджетов — 616 млрд. руб. Определены они были из расчета числа неработающих в регионе. По стране таких неработающих определили — 85,1 млн. человек при числе работающих 61 млн. Цифры, что называется, не бьют и Счетная палата считает, что некоторые данные просто дублируются и, к сожалению, до настоящего момента Фонд не может с уверенностью сказать, что выверка проведена полностью. Поэтому в 2015 году регионы переплатили несколько десятков миллиардов рублей из своих далеко не богатых бюджетов. Это повод серьезно задуматься, учитывая, что говорится об этом уже 3 года, а ответственные чиновники до сих пор не наведут порядок. А может так просто удобнее собирать дополнительные средства с регионов?

В 2015 году Фонд заказал и отправил в регионы электронных полисов обязательного медицинского страхования более чем 500 млн. руб. А если взять весь срок поставки, то таких полисов закуплено почти на 2 млрд. руб. Электронные полисы — это конечно современно, информативно, удобно, но вот беда — ими нельзя воспользоваться до сих пор, поскольку соответствующая инфраструктура в регионах не создана. А стоят они в 4 раза дороже обычных. Деньги освоены и лежат мертвым грузом.

При анализе заработных плат аппарата некоторых территориальных фондов обязательного медицинского страхования выяснено, что средняя зарплата региональных чиновников ТФОМС порой в 2-3 раза превышает среднюю зарплату у врачей соответствующих территорий. Это справедливо? Мы считаем — нет.

Впрочем, центральный аппарат ФФОМС перещеголял всех. На его содержание в 2015 году потрачено 628 млн. руб. Есть здесь вновь расходы на информационное сопровождение, десятки миллионов на консультативные услуги, выполнение которых по информации Счетной палаты даже проверить нельзя. Но есть и вопиющие факты. Когда председатель, его заместители, начальники управлений, главный бухгалтер по итогам года получают премии в размере от 1 до почти 3 миллионов рублей – это больше половины от их годовой зарплаты. Причем размер этих премий законодательно ничем не ограничен, а аудиторов Счетной палаты насторожила только разница в суммах, кому то 3, а кому то 1 миллион и непонятно почему. Интересным выглядит и факт аренды фондом для председателя машины Мерседес S-500 без водителя за почти 4 млн. руб. в год. Почему для выполнения своих функций председателю понадобился именно такой автомобиль остается загадкой. Почти 58 млн. руб. было истрачено Фондом на «социальные выплаты» 7 чиновникам фонда для приобретения жилья. Размер выплат от 5 до 11 млн. руб.! И самое главное, что все это по закону.

По закону чиновнику можно выписать себе любую премию. Надо только грамотно обосновать. По закону можно обойти запрет президента на приобретение предметов роскоши и взять в аренду за бюджетный счет хоть самолет, по закону можно чиновнику получить многомиллионную социальную выплату на приобретение жилья. А вот две недели назад у меня на приеме была семья с детьми, которая проживает в квартире с больным опасным заболеванием. Семья может претендовать на внеочередное получение жилья, но по закону ей надо доказать, что она еще и малоимущая. А так как доходы ее членов составляют 9000 рублей на человека в месяц, а это на 300 рублей больше нормы, то по закону им жилье не положено, по закону они должны обеспечить себя сами.

Это к вопросу о равенстве всех перед законом. По законам Китая половину чиновников замешанных во всех этих безобразиях расстреляли бы еще в 2015 году. Мы не кровожадные, мы сегодня просто не будем голосовать за утверждение отчетов всех трех фондов. А законы – давайте менять, это в нашей власти, пока не поздно.